КРИТИКА / Владимир БОНДАРЕНКО. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ. Лидеры-фронтовики современной русской прозы
Владимир БОНДАРЕНКО

Владимир БОНДАРЕНКО. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ. Лидеры-фронтовики современной русской прозы

 

Владимир БОНДАРЕНКО

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ

Лидеры-фронтовики современной русской прозы

 

Сегодня есть уникальная возможность вглядеться в лидеров сразу трех поколений русской литературы.

Юрий Бондарев, Александр Проханов, Захар Прилепин…

Несомненные лидеры и всей русской литературы, и своего поколения, при этом каждый со своим лицом, каждый – неповторим.

Юрия Бондарева не спутаешь ни с Виктором Астафьевым, ни с Георгием Баклановым, ни с Даниилом Граниным…

Александр Проханов также не похож ни на кого из лидеров своего поколения, ни на Валентина Распутина и всех славных наших деревенщиков, ни на Эдуарда Лимонова, ни на Андрея Битова, ни на Дмитрия Балашова…

Вот и самый молодой из них, Захар Прилепин, стал знаковым писателем нынешнего поколения уже XXI века не в силу схожести и типичности, а скорее, в силу своего характера, несомненного личностного лидерства.

Все трое, один за другим, при всей своей неповторимости продолжают главную линию русской литературы, глубинный психологический реализм. Все трое, из разных поколений, но каждый – фронтовик.

Юрий Бондарев – давний герой уже легендарной Великой Отечественной войны.

Александр Проханов – прошел Афганистан и Чечню, поучаствовал почти во всех локальных военных конфликтах.

Захар Прилепин тоже успел поучаствовать в нескольких войнах.

У каждого из них есть своя фронтовая проза. В силу близости своих биографий, они и в жизни оказались близки друг другу. Писатели-патриоты, любящие свой народ, свое государство. Сильнейшие прозаики и при этом незаурядные личности, несомненная элита русского народа. Я хорошо знаком со всеми тремя. Горжусь своей дружбой с ними, но выбрал именно их как лидеров поколений, не в силу своей дружбы, а потому, что благодаря своей дружбе, хорошо знаю каждого из них, знаю их творческие и лидерские качества.

Уже первые бондаревские военные повести «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) вывели его в лидеры фронтовой прозы, в ряд лучших писателей фронтового поколения. Не случайно гораздо позже еще один замечательный писатель-фронтовик Василь Быков высказался о своем собрате: «Все мы вышли из бондаревских батальонов». Но Бондарев не стал замыкаться на военной теме, он смело шел вперед, выходя на самые острые проблемы современности, повесть «Тишина», роман «Горячий снег», и так до самых последних времен. Недавно Юрию Васильевичу исполнилось 95 лет. И он сейчас не хочет сдаваться времени. Он – не исторический писатель, не автор эпопей, он весь с самого начала и до нынешних дней – летописец современности.

Впрочем, также как и другие мои герои: Александр Проханов и Захар Прилепин.

За каждым из них – своя эпоха, свои характерные образы. Может быть, они станут героями моей будущей книги о трех эпохах: фронтовая проза, далее проза сорокалетних, и наконец, постимперская литература третьего тысячелетия…

Характерно, что все трое абсолютно независимы друг от друга. Ибо, если и говорить об их литературной зависимости, это зависимость каждого от своей эпохи. Каждый из них – главный летописец именно своего времени. И уже не так важно, какая война где описывается: вторая мировая, чеченская, афганская или донбасская, она увидена глазами наших писателей, наших летописцев.

Эпоха от военных лет до оттепели блестяще описана Юрием Бондаревым. Весь брежневский период и перестройка достались Александру Проханову, а уж постперестроечное время взял на себя Захар Прилепин…

Александр Проханов – сегодня уже живой классик, самый именитый писатель нашего времени. Знаю его уже около сорока лет, читал все его книги, которых немалое количество. Когда-то Александр Солженицын говорил мне о природной метафоричности Проханова, и он был прав. Проханов метафоричен по сути своей, это уже не сама литература, а предлитература. В любом дружеском застолье, в беседах своих Проханов даже более метафоричен, чем в романах. Прямо записывай все на магнитофон и вот тебе – парад метафор.

Авангардный стиль сближал Проханова с поэтами-шестидесятниками, с либеральными вольнодумцами.

 Но при всем восхищении его природной метафористикой, его авангардной стилистикой, наизаглавный смысл его прозы – всегда был в другом. В державности. Переиначивая характеристику Солженицына я бы сказал о природной державности Александра Проханова.

 И вот третий, самый молодой из них – Захар Прилепин.

Страшный роман «Патологии» Захара Прилепина. Я бы его, не задумываясь, поставил в один ряд с ранней фронтовой прозой Юрия Бондарева и Василя Быкова, Константина Воробьева и Виктора Астафьева. С этим романом Захар Прилепин сразу вошел в лидеры своего поколения. На голову опередив всех своих сотоварищей, уже годами публикующихся в толстых журналах.

Роман Прилепина «Санькя» может стать для его поколения своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом «Как закалялась сталь» в новых условиях, с новыми общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Сумеют ли заметить наши коррумпированные власти этот поворот в умонастроениях общества, изменят ли свою линию поведения или заведут общество в тупик, безнадежный и кровавый, устроив всероссийскую Чечню, – покажет ближайшее будущее. Для меня Захар Прилепин чем-то напоминает нового русского Максима Горького, недаром они земляки. Прилепин, пожалуй, лучший молодой писатель в современной России.

Сегодня мы еще можем встретить всех троих русских писателей и в редакции газеты «Завтра» или «День литературы», или на каком-нибудь славном литературном юбилее.

Перед нами почти целый век русской литературы высшего уровня. Пока они живы, говорить о каком-то кризисе в нашей словесности невозможно. Но когда уйдут они, придут другие, и так уже триста лет подряд, с петровских времен. В самой России меняется политика, меняется идеология, меняется экономика. А литература – одна – остается неизменной, великой и восхитительной…

 

 

Комментарии

Комментарий #17451 20.05.2019 в 21:39

Сегодня найдутся ли писатели -фронтовики ?!Им есть о чём писать,право -Шеис, Екатеринрург и далее,разумеется, в образной форме- опосредованно, улавливая тревожно гудящие токи времени.

Комментарий #17426 18.05.2019 в 21:43

По всем расчётам недалеко ждать нового социально- экономического поворота и наши писатели должны его почувствовать и подхватить в своем дискурсе.

Комментарий #17304 11.05.2019 в 11:15

Страшный роман «Патологии» Захара Прилепина. Я бы его, не задумываясь, поставил в один ряд с ранней фронтовой прозой Юрия Бондарева и Василя Быкова, Константина Воробьева и Виктора Астафьева.
--
Нет, я бы не поставил. Это так беспомощно. Наверное, критик не читал.