ФОРУМ / Роман КРУГЛОВ. ХАОС И ГАРМОНИЯ: РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА РУБЕЖА ХХ-ХХI ВЕКОВ. Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае
Роман КРУГЛОВ

Роман КРУГЛОВ. ХАОС И ГАРМОНИЯ: РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА РУБЕЖА ХХ-ХХI ВЕКОВ. Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае

 

Роман КРУГЛОВ

ХАОС И ГАРМОНИЯ: РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА РУБЕЖА ХХ-ХХI ВЕКОВ

Доклад на Международном молодёжном Форуме в Шанхае

 

В этом докладе обобщены выводы, к которым я пришел в ходе работы над одноимённой статьей, она опубликована в сборнике «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХI века» под редакцией профессора А.Л. Казина (2018), с полным материалом вы можете ознакомиться на сайте «Русская народная линия». 

Начало XXI века ознаменовалось всплеском интереса к поэзии. Он стал заметным, прежде всего, благодаря сетевому распространению текстов – на пороге третьего тысячелетия литературная мода обрела новые формы. Однако информационные технологии и отсутствие обязательной редактуры сами по себе не могли спровоцировать новый «поэтический бум» – безусловно, у него есть и ментальные причины. В последние годы на тематических сетевых ресурсах и в СМИ критики различных направлений не раз высказывали мысли о том, что «ненормальность» современной действительности порождает у человека потребность гармонизировать ее – в частности, с помощью ритмизации речи. Поэтический язык позволяет человеку структурировать мысли, чувства и впечатления, а значит, гармонизировать их, превозмогать хаотичность, которая в информационном обществе перешла в новое качественное состояние. Потребность в преодолении ущербности мира предполагает наличие у человека внутреннего идеала и имеет духовную подоплеку. Зачастую, отраженные в поэзии рубежа ХХ-XXI веков религиозные поиски также связаны с неудовлетворенностью окружающей действительностью и стремлением ее гармонизировать.

В 2000-х годах в России и за ее пределами начали проводиться поэтические слэмы,[1] конкурсы, фестивали и премии; художественный уровень этих мероприятий очень разный. Возникла популярная поэзия – широко тиражируемое творчество нескольких представителей московского литературного бомонда. Безусловно, такие формы существования поэзии – попытка приспособиться к отсутствию адекватной нуждам литературы государственной поддержки. Однако сетевая и фестивальная активность, безусловно, служат показателем интереса общества к поэзии. Литературный процесс выглядит особенно бурным ввиду огромного количества непрофессиональных авторов, однако параллельно с литературным мейнстримом в наши дни творят десятки прекрасных художников слова, популярность которых ограничивается узким кругом поклонников поэзии. Несмотря на дегенеративные тенденции современной культуры, русская поэзия сохранилась как элитарное искусство, она продолжает классическую традицию – в том числе, в отношении духовных исканий.

Лирика, будучи по своей природе искусством камерным, показывает «взгляд изнутри». Возникая во внутренней речи лирического субъекта, религиозные смыслы непосредственно показывают духовные переживания человека. Однако индивидуальность такого взгляда обретает эстетическую ценность постольку, поскольку становится для читателя достоверным художественным открытием, близким ему. Кроме того, существуют и общие места, свойственные поэзии того или иного периода – в том числе, поэзии рубежа ХХ-ХХI веков. Этим обуславливается роль поэзии для понимания состояния духовной культуры нынешнего общества – как и в случае с классической литературой, выраженный поэтически личный опыт выходит за пределы личности. Лирика как искусство, не требующее специфического моторного навыка и материальных затрат, выражает интимные переживания, свойственные человеку данной эпохи вообще, а не только автору.

Симптоматично, что очень разные по художественному уровню стихотворения рубежа XX-XXI веков зачастую отражают сходную проблематику. Разрыв культурной преемственности и естественная тяга человека к самовыражению – два фактора, породившие поколение литературных креативщиков; религиозные темы и мотивы возникают в их творчестве, как правило, спонтанно. Они демонстрируют отъединенность от религиозной традиции и выражают духовную потерянность. Однако аналогичные тенденции (в куда более совершенном воплощении) можно наблюдать и в творчестве профессиональных авторов.

Оставим за рамками экспериментальные поэтические формы, которые принято называть современной или актуальной поэзией в узком терминологическом смысле – в контексте нашей темы они не представляют исследовательского интереса, поскольку не несут художественно-смысловой нагрузки, сопоставимой с поэзией. Нет смысла рассматривать и антирелигиозные или антиморальные тексты – в современной словесности широко распространены, однако, как в сугубо художественном, так и в философском отношении они как правило поверхностны и несамостоятельны (вторичны и предсказуемы).

Материалом анализа стала, прежде всего, поэзия с религиозным подтекстом – наиболее эстетически яркая и наиболее открытая для современного читателя. Рассмотренные произведения продолжают магистральную линию русской литературы, внешне относящейся к секулярной культуре, но не утратившей живую связь с религиозной традицией. Речь идет о мировоззрении, в котором существует представления о добре, зле и некой ценностной системе координат, в рамках которой тем или иным образом действует человек. Эта ценностная система придает всему сущему и творимому высший смысл.

Религиозные смыслы в стихотворениях далеко не всегда являются заранее заданной доминантой – в лучших своих образцах как классическая, так и современная поэзия не поучает, а наталкивает на размышления; зачастую это литература сомневающихся. Однако нельзя обойти вниманием современную поэзию, выражающую традиционное православное мировоззрение. Без неоправданных обобщений говорить о соответствии поэтического мировидения православному можно в том случае, если отраженные в стихотворении духовные поиски приводят к решению, заложенному в православной традиции (отраженному в ранее созданных текстах). В таких, казалось бы, довольно тесных идейно-тематических рамках, тем не менее, возможно огромное многообразие.

Судить о русской поэзии начала XXI столетия сложно уже ввиду того, что она находится в стадии становления – это живой, полный противоречий процесс. Отсутствие необходимой для анализа временной дистанции предполагает и несистемность отбора материала, и общий характер сделанных выводов. Данный обзор не отражает всего спектра духовных исканий современной русскоязычной поэзии, которые, безусловно, представляют собой богатый материал для изучения. Актуальность этой темы, во многом, связана с неустойчивостью идеологической ситуации в России. В наши дни остро стоит проблема национальной и культурной идентичности, в сохранении которой важнейшую роль играет современное искусство слова.

Современные поэты, при всей идейной и поэтологической разнице, опираются на русскую классическую литературу, это и обуславливает их современность – как точно выразился В.М. Маркович, «классика порождает традиции, а не каноны, динамику, а не статику». В творчестве многих поэтов рубежа XX-XXI веков по-разному выражено традиционное православное мировосприятие (Валентина Ефимовская, Светлана Кекова). Однако, тем не менее, большая часть нынешней русскоязычный поэзии выражает свойственные современному обществу особенности мировоззрения и характеризуется оторванностью от религиозной церковной традиции. Это может быть связано с инерцией атеистической картины мира (Антон Захаров) и преимущественно аналитическим взглядом на жизнь (Алексей Ахматов), народным адогматизмом (Валентин Голубев) или романтически-модернистским индивидуализмом (Евгений Каминский). При этом выраженному в поэзии современному мировоззрению свойственна неудовлетворенность наличным человеческим бытием, которое зачастую мыслится как не подлинное.

Устремленность к подлинному бытию радикально отличает такой взгляд от постмодернистского кризиса идентичности. Самой характерной для начала XXI века чертой, присутствующей в творчестве упомянутых лириков, является стремление гармонизировать собственные отношения с миром, творчески преобразовав его в своем восприятии. Связанные с этим искания и представляют собой явленную в поэзии духовную жизнь русского человека начала третьего тысячелетия.

 


[1] Поэтический слэм – конкурс живых выступлений с чтением стихов, победители определяются голосованием слушателей и участников