ИНФОРМАЦИЯ / Людмила БИРЮК. В ДОБРЫЙ ПУТЬ! В Краснодаре вышел сборник «Молодая проза Кубани»
Людмила ХОРУЖЕНКО (Бирюк)

Людмила БИРЮК. В ДОБРЫЙ ПУТЬ! В Краснодаре вышел сборник «Молодая проза Кубани»

 

Людмила БИРЮК

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

В Краснодаре вышел сборник «Молодая проза Кубани»

 

Каждый писатель наверняка помнит тот счастливый день, когда впервые было опубликовано его произведение. Как трепетно мы раскрывали пахнущую типографской краской газету, книгу или журнал! Не верилось, что строчки, которые еще недавно принадлежали только нам, в один миг стали достоянием многих читателей.

Чувства автора, который в первый раз видит свое творение напечатанным, замечательно передал Ги де Мопассан в романе «Милый друг». Помните незадачливого Жоржа Дюруа? «Он шел, ни о чем не думая, в шляпе набекрень, с газетой в руке, и его подмывало остановить первого встречного только для того, чтобы сказать ему: «Купите эту газету, купите эту газету! Здесь есть моя статья!».

Думаю, что восторг, в котором пребывал герой французского писателя, в полной мере должны испытать многие авторы сборника «Молодая проза Кубани», вышедшего в Краснодаре в декабре 2019 года.

Руководителем эксклюзивного проекта, теперь уже воплощенного в жизнь, стала председатель правления Краснодарского регионального отделения СП России Светлана Николаевна Макарова-Гриценко. За последние три года под ее началом изданы антологии «Кубанские писатели XXI век», «Русское слово – Победа»… И вот теперь – «Молодая проза Кубани».

Предвижу вопрос: почему только проза? А где же стихи? Мы действительно собирались издать сборник поэзии и прозы. Но, к сожалению, известное выражение: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – это про нас. Поняв, что нам не осилить издание большой книги, мы остановили свой выбор на прозе.

Во-первых, как выяснилось, сборник молодых кубанских поэтов издавался нашей писательской организацией в 2007-м. Конечно, давненько, но книга молодых прозаиков выходила ещё в середине двадцатого века! Во-вторых, в отличие от поэтов, прозаики чаще остаются в тени. Поэт может напечатать небольшое стихотворение в местной газете, прочитать его на литературном форуме, на концерте со сцены, на молодежных встречах в клубе… А прозаик, потративший на создание своего произведения месяцы кропотливого труда, не имеет такой возможности. У него лишь один путь к читателю – через издание книги, часто на собственные деньги. Конечно, сегодня молодые литераторы могут выложить свои сочинения в интернете, но даже и там прозаики подвергаются некоторой дискриминации. Пользователи чаще предпочитают читать стихи, чем большие прозаические произведения.

Так или иначе, в год 220-летнего юбилея А.С. Пушкина мы издали книгу молодежной прозы, которую, используя строки великого поэта, можно назвать «собраньем пестрых глав»:

Полусмешных, полупечальных

Простонародных, идеальных…

Быть может, именно в этом многоцветии и кроется особенная притягательность сборника произведений десяти молодых кубанских прозаиков. Разнообразие мы видим во всем: и в возрасте авторов (от 11 до 38 лет), и в месте жительства: Краснодар, Горячий Ключ, Анапа, село Шереметьевское, но главное – в индивидуальном восприятии мира.

Полистаем страницы нашей книги…

У маленького Мирошки из рассказа Ирины Иваськовой «Время красных птиц», на первый взгляд, есть все что нужно для счастья: мама, папа, дом, теплая кроватка, Марья Ивановна и тетя Марина, любимые игрушки… И в то же время он бесконечно одинок, потому что никому не нужен. У каждого из взрослых своя жизнь, в которой для Мирошки нет места. Его, словно вещь, перебрасывают с рук на руки, не задумываясь, что он тоже человек, со своими размышлениями, мечтами, моральной и физической болью.

А вот перед нами овдовевший старик, герой рассказа Эллины Савченко «Собака»… Жизнь посылает ему прощальный подарок: он обретает друга – бездомную собаку, такую же старую и одинокую, как и он сам. Как бы ни было сильно искушение, «каналья» не пошла за случайным прохожим с пакетами, вкусно пахнущими копченой колбасой. Пересилив себя, осталась с тем, кто первый ее пожалел и приютил. 

Детство героини рассказа Алины Хомич «Шоколадка» пришлось на лихие 90-е. Она живет «как все»: главное богатство в квартире ее родителей – телевизор и ковер на стене, за которым из экономии никогда не клеили обои. Но, в отличие от Мирошки, девочка знает, что любима. Вот она, прижавшись к маме, смотрит новогоднюю передачу. В руке у нее шоколадка, подаренная лучшей подругой Кристиной… Это самое вкусное лакомство на свете! Рядом спит папа. И ощущение радости, любви и защищенности переполняет ее душу. Даже теперь, спустя почти четверть века, героиня с благодарностью вспоминает «о тихом счастье», которым было согрето ее детство.

Готовя к изданию сборник «Молодая проза Кубани», мы первоначально решили помещать в нем только небольшие рассказы, причем, всем авторам дать примерно одинаковый объем печатной площади. Но в своем стремлении быть справедливыми, забыли одну простую истину: ценность произведения не исчисляется количеством исписанных листов. Бывает, от большого романа оторваться не можешь, словно родниковую воду пьешь, а иногда и рассказ в одну страничку больно царапнет сердце… Молодые кубанские авторы толстых романов еще не написали, а вот хорошая повесть в нашем редакторском портфеле имелась. Прочитали мы ее и решили отойти от правил: напечатали полностью, без сокращений, хотя и заняла она почти треть книги.

«Семь желаний для Зои» – повесть Марии Грачевой, прозаика из небольшого кубанского села Шереметьевское. Произведение больше двух лет пролежало у нее «в столе».

Верно говорят, что талантливого писателя можно определить сразу же, по нескольким предложениям. У Маши Грачевой язык непринужденный, легкий, и главное его достоинство – изящный юмор между строк. Героиня повести Зоя умеет пошутить над собой и не боится выглядеть смешной. Мы невольно сравнивали Зою с автором, тем более, что действие повести происходило от первого лица. Иногда нам казалось, что Зоя в некотором роде – «alter ego» молодой писательницы. Ведь и Маше тоже выпало в жизни немало испытаний…

Мария Грачева умеет представлять и чувствовать то, о чем она пишет, даже если это самая невероятная фантазия. Словно наяву, мы видим постепенное превращение Зои в... жабу. И ее дальнейшее житье-бытье в аквариуме у биолога Степана. Вот рептилия нежится под душем, сладко засыпает в жидкой грязи под корягой, убегает от кошки… Невольно вспоминается повесть Франца Кафки «Превращение», где герой, проснувшись утром, обнаруживает себя в виде гигантского насекомого. Но, в отличие от героя Кафки, который через несколько дней привыкает к своему положению и даже находит в нем какие-то преимущества, Зоя упорно и мужественно стремится вернуться в свой человеческий облик. «Семь желаний», назначенных ей Феей, – условие возвращения в человеческую жизнь. Удалось ли Зое их исполнить? Пусть это пока останется секретом.

Почти все прозаики, о которых было сказано выше (кроме Марии Грачевой), перешагнули тридцатилетний рубеж. Но если вы думаете, что в сборнике нет более молодых, то ошибаетесь. Ване Лееру только 11 лет, но он уже пишет не только стихи, но и прозу. В сборник вошла его поучительная притча о бедном человеке, который научился обращать в золото все, к чему он прикоснется. Как можно догадаться, чудесный дар не принес ему счастья…

Рассказ 18-летнего Павла Девольда «Пятница, 14» пронизывает тайна. Почему пожилая женщина Серафима Петровна все время спрашивает прохожих, какой сегодня день и число, словно чего-то ждет? За внешней таинственностью и даже некоторой мистикой, кроется реальная трагедия матери, которая, не теряя надежды, ждет с войны своего сына.

Елена Соколова, в 16 лет написавшая поэтичный рассказ «Ослепший дождь», – настоящий романтик. Ее героиня – слепая девушка-скрипачка, которая играет на улице, надеясь заработать немного денег. Мимо нее равнодушно проходят люди: никому до нее нет дела… И только дождь, такой же слепой, как и она, становится ее другом. «Так кто же слеп, – спрашивает автор в конце своего рассказа, – девушка, дождь или сотни прохожих?..»

Иронический детектив «Очевидно, что очевидное не очевидно» сочинил 14-летний Николай Сукманюк. Его герой, советский разведчик Марк Виноградов, подобно Штирлицу, действует в логове врага, пытаясь вычислить и вывести на чистую воду предателя… У автора особенная манера – шутить с самым серьезным видом.

В параде юных талантов приняла участие 17-летняя Дарья Лакиза, представившая для сборника новогоднюю «Сказку для папы». Даша убеждена: сказка обязательно придет к тому, кто в нее верит. Мальчик задает отцу серьезные вопросы, а тот отвечает небрежно, чтобы отделаться, и сам становится заложником своих слов. Случившееся под Новый год чудо заставляет его о многом задуматься…

Завершает сборник исследовательская статья 15-летней Полины Зражевской «Возвращение через полвека», посвященная учителю, писателю и драматургу Вагаршаку Христофоровичу Мхитаряну. Кубанские школьники 60-х зачитывались его повестью «Год – тринадцать месяцев», а пьеса «Верните бабушку!» с успехом шла в краснодарском драматическом театре им. Горького. Изучив архивные материалы, юный литературовед переносит нас в Краснодар полувековой давности…

Поверьте, у меня нет цели расхваливать всех наших авторов подряд и доказывать, что они – самые талантливые, самые лучшие молодые прозаики в России. Профессиональные критики найдут, за что их поругать, и, наверное, в чем-то будут правы. Но при всех сюжетных, смысловых и стилистических накладках, иногда наивности и невольному подражанию любимым писателям, в произведениях молодых кубанских прозаиков можно разглядеть собственный почерк, свое лицо, неповторимую индивидуальность. И еще – умение любить своих героев и самозабвенно жить в придуманном мире. Как тут не вспомнить слова кубанского писателя Виктора Логинова, очень известного в советское время, а ныне, увы, ушедшего от нас и почти позабытого: «Хорошо придуманный мир живее настоящего»…

Полгода редакционная коллегия краснодарской писательской организации, во главе с С.Н. Макаровой-Гриценко, вынашивала, выращивала и пестовала идею издания сборника молодых прозаиков Кубани. Не побоюсь сказать: уникальной идеи. Перед нами стояла задача выпустить региональный молодежный сборник прозы, чтобы поддержать и поощрить самых перспективных и талантливых авторов – победителей и участников краевых литературных конкурсов и семинаров. Мы шли непроторенной дорогой, нам нечего было взять за образец. Как шутили писатели: «Не на что было глаз положить». На нас лежала большая ответственность, мы понимали, какой мощный моральный стимул к дальнейшему творчеству даст молодым прозаикам официальная публикация, а не какой-нибудь самиздат. Наши авторы гордятся тем, что на шапке титульного листа сборника напечатано: «Краснодарское региональное отделение Союза писателей России».

И мы говорим своим юным коллегам: «В добрый путь!».

 

 

Комментарии