ПУБЛИЦИСТИКА / Игорь ШУМЕЙКО. КВАДРАТУРА ЧЕШСКОГО КРУГА. Из истории Второй Мировой
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. КВАДРАТУРА ЧЕШСКОГО КРУГА. Из истории Второй Мировой

03.07.2020
1091
2

 

Игорь ШУМЕЙКО

КВАДРАТУРА ЧЕШСКОГО КРУГА

Из истории Второй Мировой

 

Президиум Сибирского Отделения РАН организовал масштабную научно-историческую конференцию «Великая Отечественная ойна. Наука и Победа», посвященную 75-летию Победы.

Член президиума и организатор конференции академик РАН Николай Александрович Колчанов (научный руководитель института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук) в числе других пригласил и меня выступить в мае 2020 года с докладом на конференции и в Академгородке.

Одна из главных моих «пандемических» потерь в связи с карантином: моя командировка в Новосибирск была отменена, конференция перенесена на другое время и еще – в интернет-пространство. Предложили отправить в Новосибирск видео-версии своих докладов и тексты.

Благодаря содействию Виталия Павловича Литовкина я в своей карантинной «удаленке» записал и отправил доклад: с 23 апреля он выложен на сайте конференции. Обращаясь к столь ученой публике, я свой давний тезис о неизбежном существовании Приложения (протокола) к польско-германскому Пакту 1934 года сформулировал в виде ееоремы, с «доказательством от обратного».

Актуальность вопроса подтвердилась: 20 июня в статье президента Владимира Путина «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» было сказано: «Мы также не знаем, были ли какие-либо секретные "протоколы" и приложения к соглашениям ряда стран с нацистами. Остается лишь "верить на слово". В част­ности, до сих пор не рассекречены материалы о тайных англо-германских переговорах. Поэтому призываем все государства активизировать процесс открытия своих ар­хивов, публикацию ранее неизвестных документов предво­енного и военного периодов. Так, как это делает Россия в последние годы».

Наверно глава государства и должен быть предельно сдержан – я понятно, связан гораздо менее. У меня не вежливое «Мы не знаем, были ли какие-либо секретные протоколы», а следующее:

«Дано. В 1938-м году Гитлер и Польша поделили Чехословакию, полякам достался крупный промышленный Тешинский округ.

От этих общеизвестных фактов надо сделать один простой шаг. Представьте раздел любой страны двумя другими – без соглашения между «делителями». Гуляют две армии, случайно встретились: «О, вы уже здесь?». Вежливо приподняли каски и конфедератки. «Тогда мы повернем сюда, а вы не возражаете? – туда». Это при работающих танковых моторах, расчехленных орудиях. Бред?! Если проследить все приказы по занятию городов, конкретных рубежей от командиров полков и выше – разумеется, дойдет до какого-то Протокола Германии и Польши о разделе – как бы он ни назывался! Иначе «теорема раздела» – не решаема, как знаменитая «квадратура круга».

Разделительный пунктир был прочерчен – ведь с немцами поляки не сталкивались. А чешских полицейских они, кстати, убили и ранили более сотни. Цепочка приказов по движению, занятию пунктов – приведет к решениям правительств…

Это была моя увертюра к выступлению и предложение: в решения конференции Сибирского отделения РАН записать: историки, юристы, дипломаты России должны запросить Германию, Польшу, требовать предоставить германско-польский Протокол 1938 года.

Германия, Польша просто обязаны будут ответить на запрос: какие именно документы определяли линии разграничения польских и германских интересов, движения войск в Чехословакии? Это давняя мировая практика, не вошедшая пока лишь в наш обиход. Конгресс США, британские, французские и т.д. депутаты обсуждают, спорят по любому пункту истории. Выдают запросы и резолюции, например, по армяно-турецкому конфликту 1915 года, присоединению Балтийских республик.

Моделирую диалог:

– А что же вы раньше, все 75 лет не запрашивали?

– Но и нас тоже 60 лет никто к фашистам не приравнивал!

Это не пикировка в старом стиле: «а у вас негров линчуют!». Если вдуматься, это нас касается ближе, чем тот же план Барбаросса!

Чешский комментарии статьи В.В.Путина более примирительный:

«Путин написал статью для американцев. Много фраз о мире и переписывании истории» (Forum 24 Чехия)[1]:

– То, что войну развязали, в том числе, уступки западных стран Гитлеру, общепринятый факт, и никто его не отрицает. Особенность пакта между Гитлером и Сталиным в том, что произошло разделение сфер влияния, которое привело к разделу Польши (...)

Причина примирительности чехов – их собственная роль в создании военной машины Гитлера.

«Наш» Пакт был не только через год после Мюнхена, но и… «через бесконечность». Как в математике «точка разрыва» графика функции. Точка настоящего рождения Гитлеровской Германии.

Выразительная деталь. Дневник заместителя Гитлера Рудольфа Гесса, запись лета-1938: «Люди в городе перестают пользоваться германским приветствием, выбрасывать вперед руку, возвра­щаются к старым формам».

Историки фиксировали: берлинские граждане перестали отдавать «Хайль!». Власть Гитлера летом 1938-го считали законченной. Командир 3-го берлинского военного округа, казненный в 44-м фельдмаршал Вицлебен, открыто репетировал захват рейхсканцелярии. Даже СС заняли выжидательную позицию.

Еще немецкое следствие 44 года раскрыло, а Нюрнбергский процесс подтвердил: свержение Гитлера «Черной капеллой» во главе с будущими казненными фельдмаршалами Беком и Браухичем – было назначено на сентябрь 1938-го! Обычная тогда германская практика: недавно армия вместе с Гитлером свергла штурмовиков Рема («Ночь длинных ножей»). Теперь армия свергает Гитлера. За что?

Точнее спросить: «Во избежание чего?!». По мнению генералов, Германии грозило неизбежное поражение при попытке захвата Чехословакии!

Начальник штаба Верховного главнокомандования, фельдмаршал Кейтель, показания в Нюрнберге: «Мы были необычайно рады, что дело не дошло до военной операции, поскольку всегда считали, что у нас нет средств для штурма пограничных сооружений Чехословакии. С чисто военной точки зрения наша атака разбилась бы как волна о волнолом пограничных укреплений в Судетах».

Только «Мюнхен», феноменальный успех, спас Гитлера. Образно говоря, позволил показать язык своим занудам генералам. А тех заставил виновато вздохнуть, потерпеть до гомерических провалов Сталинграда и Курска, и лишь в 44-м – вернуться к планам 38-го! (Штауфенберг, бомба Гитлеру под стол…)

Мюнхен дал Гитлеру запас власти, которого ему хватило до апреля 1945 года! Когда он стал Гитлером, которого мы, собственно, знаем?

Знаменитый январь 1933-го – штамп, с которым мне приходится бороться в статьях, книгах, на конференциях и телепередачах. Однажды я даже умышленно «подставился», переспросив: «Да что ж там случилось в январе 33-го?». Усмешки. Камера перешла на оппонентов, уничижительно бросавших: «Не знать такое?!! Кого пригласили на передачу! Да в январе 33-го Гитлер стал канцлером Германии!»… И когда я кратко бросил: «Четвертым за год!» – не сразу и поняли, о чем речь. Камера вернулась, я повторил: «Отмотайте пленку назад, окажется, что Гитлер стал канцлером четвертым в течение года! Брюнинг, Папен, Шлейхер, Гитлер». Эта власть перекроила мир!

Но в Мюнхене кроме власти Гитлер получил и настоящую военную промышленность. Уинстон Черчилль, «Вторая мировая война», Нобелевская премия по литературе 1953 года:

«Из-за падения Чехословакии мы потеряли силы 35 дивизий. Кроме того в руки противника попали заводы «Шкода» – второй по значению арсенал Европы, который с августа 38-го по сентябрь 39-го выпустил почти столько же продукции, что все английские заводы за тот период».

«Шкода» – еще не все. И кроме «Шкоды» – заводы «ЧКД-Прага», чей танк TNHP-S в тридцатые годы успешно экспортировался в Швецию, Швейцарию, Румынию, Иран. Мировой лидер по экспорту военной техники на 1938 год, внезапно… Чехословакия.

А в это время немецкие танки… Снова история «Второй мировой…» Черчилля:

«Триумфальное вступление в Вену было мечтой австрийского ефрейтора. В ночь на субботу 12 марта нацисты намеревались устроить факельное шествие в честь героя-победителя. О причинах срыва стало известно не скоро. Несмотря на отличную погоду, большая часть танков вышла из строя. Дорога от Линца до Вены оказалась забита остановившимися машинами. Гитлер, проезжая на машине, пришел в бешенство. Бронемашины, тяжелые моторизованные орудия были погружены на железнодорожные платформы и только потому успели к церемонии. Фюрер был разъярен, генералы не остались в долгу, напомнили о нежелании прислушаться к предупреждению: Германия не готова к большому конфликту».

Это 12 марта 1938 года. Всех серьезных людей на этой конференции я спрошу: можно за 6 месяцев исправить положение – не просто в танковых моторизованных частях – в военной промышленности, КБ? Разработать, испытать, изготовить, поставить другие танки?

Увы, для нас тот железный хлам, что не осилил 150 км по идеальному автобану и привезен на парад в Вену по железной дороге, – заслонен картинками Тигров, Пантер, явившихся на поле боя лишь в 43-м, на Курской дуге!

Это и ответ на один частный вопрос: а советско-германское сотрудничество, Гудериан, учившийся в Казани? Да, сотрудничали, но с Веймарской республикой, а с Гитлером…

На миг отвлечемся от событий в Австрии – Чехословакии (38-ой год их объединил!), глянем на европейский фон. СССР ведет с фашизмом настоящую хоть и необъявленную войну. В Испании с немецкими, итальянскими и местными фашистами воевали не только авиация, как сейчас в Сирии, но еще и сотни советских танков (значительная часть с нашими экипажами). А заставила СССР сократить помощь Испании только сдача Гитлеру центра Европы в 1938 году.


[1] https://inosmi.ru/politic/20200622/247643980.html

ПРИКРЕПЛЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (1)

Комментарии

Комментарий #25537 13.08.2020 в 14:56

Неплохо бы вспомнить просионистский путч 1968 года.

Комментарий #25499 09.08.2020 в 23:06

Отвращение вызывает чешское и словацкое неблагодарное отношение после войны.