ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Анастасия ХОПТИНСКАЯ. СЛАДКАЯ ПЕСЕНКА ГАДКОГО МУЛЬТА, или Провокация мультипликации. Полемические заметки
Анастасия ХОПТИНСКАЯ

Анастасия ХОПТИНСКАЯ. СЛАДКАЯ ПЕСЕНКА ГАДКОГО МУЛЬТА, или Провокация мультипликации. Полемические заметки

 

Анастасия ХОПТИНСКАЯ

СЛАДКАЯ ПЕСЕНКА ГАДКОГО МУЛЬТА, или  

Провокация мультипликации

 

Несмотря на существование ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а проще говоря возрастные ограничения для просмотра теле- и кинопродукции в России, зло свободно проникает через экраны прямо в головы наших детей.

Мало кто задумывался над тем, что смотрит их чадо, когда их [родителей] нет дома. Да что уж, они и сами с удовольствием сводят их на каких-нибудь «Миньонов» или «Ледниковый период». Но что же скрывается под всеми этими веселыми песнопениями, яркими картинками и причудливыми героями? Какие образы несут в себе современные мультфильмы?

 

По телевизору – мультфильмы

Эпоху отравляющих сознание мультипликационных фильмов, транслируемых на телеэкранах, открывал старый Дисней «Микки Маус», продолжил Метро Голдвин Маеер «Том и Джерри» и Никелодион «Губка Боб Квадратные штаны». Помню, как мои сверстники не просто любили смотреть за взаимоотношениями кота и мышки, а были просто фанатами «Тома и Джерри», коллекционировали тогда ещё кассеты, и знали каждую серию наизусть. Всегда удивлялась, чем данный мультфильм так притягивает друзей, ведь мне он как-то не пришёлся по вкусу. И, кажется, только моему папе всегда было жаль кота, который на самом-то деле и был жертвой. Но детей приучили смеяться над издевательствами мыши… «Нельзя забывать, что при просмотре мультфильма ребенок идентифицирует себя с его персонажами! Видеосюжеты, где акцент делается на агрессии, формируют соответствующую модель поведения. Даже столь популярные «Том и Джерри» учат жестокости», – пояснила специалист по дошкольному образованию, психолог Наталья Масликова (Социопортал. Материал «Беседы с дошкольным психологом: мультфильмы», 05.12.2014 15:13). На счёт того, что «Том и Джерри» учит детей жестокости, высказывались не только психологи, но даже политики. Так глава государственной информационной службы Египта посол Салах Абдель Садек считает, что подобные мультфильмы являются источником экстремизма по всему миру: «Том и Джерри» изображает насилие в весёлом ключе, а также дает понять, что да, я могу ударить его, я также могу взорвать его. В голову (зрителя) вкладывается мысль о том, что это нормально» (REGNUM. Информационное агентство. Материал «Чиновник Египта обвинил «Тома и Джерри» в разжигании экстремизма». КАИР, 5 Мая 2016, 11:04).

Но ещё большая дебилизация детей происходит при помощи мультфильма «Губка Боб», который с годами, к сожалению, не теряет популярности среди детской аудитории. В этом мультсериале отлично отражены семь смертных грехов, каждый из которых приписан определённому персонажу, а главный герой, которого сама производственная компания телеканала «Никелодион» называет «Героем» и «Легендой», является гомосексуалистом. «Не может быть!» – воскликните вы. Давайте разберемся.

Мистер Крабс – жадность. Вспомните, ведь жизнь начальника Спанч Боба только и связана с денежной наживой, а его песенкой становятся строчки про доллары. Планктон – зависть. Всю свою никчёмность и маленький размер он пытается компенсировать завистью к успехам других и наполеоновскими планами о том, как он однажды украдет рецепт крабсбургеров. Лучший друг главного героя Патрик – лень. В мультфильме он почти ничего не делает, кроме, как спит, ест и лежит под камнем. Гордыня – это Сэнди, подводная белка. Цель её существования – стать ещё совершеннее, чем она сейчас и чем кто-либо другой. Олицетворением гнева является Сквидвард. Он злится всегда и на всех, спокойное состояние ему присуще только тогда, когда он спит. Даже домашний питомиц Боба не лишён дьявольского качества, он – обжорство. Гери, улитка, мяукающая, как кот, только и делает, что просит есть. Однажды он скушал полдивана, кажется, скоро примется и за хозяина. Ну, и наконец, сам Спанч Боб, ему – присуща похоть. Данный грех заключается не только в страстном желании достигать своих целей любыми путями, но и в самом прямом смысле. Стоит только вспомнить сцену, где Губка женится на собственном друге Патрике, который тоже является мужчиной. Дальше больше – друзья усыновляют устрицу и начинают присматривать над ней, как настоящие родители, не только исполняющие свой долг, но и испытывающие любовное влечение друг к другу.

Нашла такой комментарий в сети: «Этот мультфильм предназначен для недоразвитых детей. Этот мультфильм нельзя показывать даже взрослым. Никакой морали. Показывают непонятно что. Этот персонаж – для обитателей психиатрической больницы. От таких мультфильмов наши дети только деградируют». Удивительно, ведь создателем сериала стал преподаватель морской биологии в Океанографическом институте округа Ориндж Стивен Хилленберг, человек, имеющий два высших образования. Кстати, с момента выпуска первого эпизода компания заработала на мультфильме 13 миллиардов долларов.

Казалось бы, безобидный мультсериал «Маша и Медведь» российского производства вышел на экраны в 2009 году и сразу завоевал сердца телезрителей, как маленьких, так и больших не только в нашей стране, но и за рубежом. Его транслируют в Италии, Индонезии, Великобритании, Германии и других странах. Однако, если оставить шутки и немного поразмыслить, невольно проводится параллель с американскими «Томом и Джерри». Вседозволенность и эгоизм маленькой девочки переходит все границы: она издевается над бедным Медведем как хочет, «развенчивая тем самым сакральный образ России и отца» – отмечает Лидия Матвеева, профессор МГУ («Детство под угрозой. Вредные мультфильмы», 2015 г.). Также мало кто задумывался, почему в мультике не показаны родители девочки, мы не находим даже намёка на их существование. С одной стороны, можно найти оправдание вроде: «Главная линия всех действий происходит между Медведем и Машей, зачем там родители, они были бы лишними», с другой – психологи высказывают мнение, что Медведь является воображаемым другом маленькой девочки, которой не хватает внимания. Так ли это, остается только догадываться. Однако хотелось бы отметить, что данный мультфильм создан для взрослых, тех, кто воспринимает данный сериал не более чем шутку, а не как посыл к действию.

Постепенно серию мультиков «Спанч Боб», «Маша и Медведь», «Лунтик» и др. заменили ещё больше ужасающие воображение любого адекватного человека придумки вроде «Свинка Пеппа», «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Фиксики» и т.д. Мало того, что художники данных шедевров страдают отсутствием эстетического вкуса, они попросту не знают, как выглядят животные. То, что ребенок будет всякий раз представлять именно такой образ поросёнка, собаки, слона, как в мультике (которые, кстати говоря, визуально мало чем отличаются друг от друга), ещё полбеды. Намного страшнее, что авторы, очеловечив розовую «семью» (все персонажи одеты как люди, ходят на работу и в школу), не исправили их ориентиры и ценности.

Так в первой серии ребёнку разрешили прыгать по лужам, обрызгивая прохожих: «Главное – резиновые сапоги надень», – советует мама-свинья. По примеру старшей сестры в лужу прыгает и брат, а затем и вся семья кувыркается в грязной жиже с истерическим смехом. В результате складывается впечатление, что основной посыл серии мультфильма – «Дитя, не бойся грязи». В противовес этому можно вспомнить советские произведения, где подобные пороки осуждались: «Мойдодыр», «Чуня» и т.д. Страсть ко всему грязному, примеры неопрятности тянутся из серии в серию.

В этом же творении прослеживается, уже ставший нормой, образ отца-неудачника: над ним вечно подтрунивают, он часто оказывается в нелепых ситуациях, он беспомощный и безвольный. Даже его родные дети откровенно называют его тупым и жирным. Другие члены семьи только поддакивают, вместо того, чтобы научить их уважать старших. Да, здесь детям разрешают абсолютно всё: не спать допоздна, шуметь, прыгать, скакать, брать вещи без спроса, обзываться, драться и мн. др. Герои, которые в «Свинке Пеппе» исполняют родительскую роль, не только не делают замечаний, но и сами становятся соучастниками чрезмерного озорства. Самое интересное, что всё это приправлено искусственным смехом за кадром, специально для того, чтобы не дать малышам и секунды для самостоятельного размышления: «Что такое хорошо, а что такое плохо?».

Хотелось бы отметить, что британский мультсериал «Свинка Пеппа» перевели на 40 иностранных языков и транслируют его более чем в 180 странах мира. Цель – снижение интеллектуального и нравственного уровня развития нации. А проще всего это делать, конечно, через детское податливое восприятие.

Собственно, эти же мотивы и в другом любимом детками мультике «Барбоскины». Здесь, в серии под названием «Вечные ценности» идет борьба брата и сестры за новый Лайфон (IPhone), финал которой остается открытым. Ребенку не рассказывают, что же всё-таки является вечными, настоящими ценностями. Без комментария взрослого подрастающее поколение будет воспринимать показанное в самом прямом смысле. В других сериях можно увидеть: что хорошие оценки можно купить за обещание, за покупку билета на матч; что мечтой маленькой девочки могут быть съёмки в клипе знаменитого рэпера и т.д.; а отношения брата и сестры чисто потребительские «ты – мне, я – тебе». Можно сказать, что это дух времени, отголоски современности и от этого никуда не деться. Возможно. Но почему же тогда так много открытых финалов, где же та крылатая фраза, подводящая черту выводов?

Жаль, но никаких выводов не делают и родители детей, часто подсознательно понимающие, что что-то тут не так. Пока взрослое поколение не смотрит и не анализирует, чем заняты их дети, яркие картинки адовой смеси с добавлением продакт-плейсмента впечатываются в детское сознание.

 

Большой экран представляет

Теперь давайте обратимся к большому экрану. Что же предлагают смотреть нашим деткам там? Очередная часть «Иван Царевич и серый волк», «Энгри Бертс», «Ледниковый период», «Тайная жизнь домашних животных» и другие.

Скажу сразу: сейчас нет мультфильмов для детей, все они созданы для взрослых. Лень почитать сказку, поставьте лучше деткам сборник советских мультфильмов. Давайте разбираться, почему же так категорично.

Задумывались ли вы над тем, откуда появился в нашей жизни образ Барби и принцессы? Не только из американских фильмов, всё началось намного раньше. Обратите внимание на образы главных героинь диснеевских мультфильмов: это всегда девушка модельной внешности, с параметрами 90-60-90, с большущими глазами, хлопающими коровьими ресницами, походка по струночке и т.д. Сначала мы знакомились с девушкой, ждущей принца на белом коне, который заберет возлюбленную из дома и положит полкоролевства к её ногам. По другую сторону находится образ матери-хозяйки, которая так и не встретила своего принца, а вышла замуж за простого парня. Этот образ проявлен в виде толстой бабы с орущими младенцами на руках, больше похожими на поросят («Золушка», «Алладин» и др.). Не напоминают ли вам эти дамы содержанок? По словарю Ожегова содержанкой является «женщина, живущая на содержании у своего любовника». Газета «Новый взгляд» даже разделила современных содержанок на пять типов. Первый – номенклатурный. К нему относят девушек до 35 лет, уже рожденных в именитых семьях, с детства приученных к тому, что всё им подают на блюдечке с золотой каёмочкой. Эти дамы всегда работают, даже если это приносит больше расходов, чем доходов. Таким образом, они, якобы, самореализуются. Второй тип – рейтинговый. Представительницы данного общества могут быть родом хоть из деревни, но мелькать на обложках журналов должны часто. К третьему типу относятся женщины, выполнившие свой материнский долг. Как правило, после рождения ребенка, пара разводится, мать получает большие отступные по согласованию с принцем. Также есть ещё три типа: нимфеточные (до 21), элитные и стайные. Об этом можете почитать в вышеуказанном источнике. (Газета «Новый взгляд» №10, 25 ноября 2009 г., материал «Реквием по содержанкам»).

Итак, не будем уходить от темы. Думаю, все уже привыкли к тому, что во многих иностранных фильмах показаны родители, находящиеся в разводе или на грани. В детских историях можно встретить то же. Кроме того образ матери развенчивается путем её замены мачехой или злобной тупой тёткой («Рапунцель»). Отца либо нет, либо уже на первых минутах он умирает («Красавица и чудовище»), либо до конца мультфильма так и остается неудачником («Храбрая сердцем»).

Сейчас образ богатой девочки сменил другой – девушка-война, которая держит оружие лучше, чем мужчина, борется со злом и за своё счастье. А возлюбленного она встречает случайно, можно сказать, он просто проходил мимо. Таким образом, девочек с детства приучают не просто к равенству с мужчинами, но и к подавлению и высмеиванию противоположного пола. На этом фоне наши девочки превращаются в бизнес-леди, которые не просто осознанно или неосознанно выполняют и мужские и женские обязанности, но и не способны определиться с полом партнёра и с необходимостью продолжения рода («Рапунцель», «Храбрая сердцем»).

Последняя часть полюбившейся многим франшизы «Ледниковый период. Столкновение неизбежно» вышла в этом году (2016) и уже успела заработать более 407 миллионов долларов за показы по всему миру. Правда, на что в этот раз аудитория тратила свои сбережения, мне непонятно. С каждым годом мультфильм становится все тупее и тупее, доля идиотизма всех героев зашкаливает, а российские переводчики даже не стараются смягчить пошлые американские фразочки типа: «Элли: – Что, тебе опять надрали задницу? Бабушка-ленивец: – Учитывая размер этого зада, то драли её очень серьезно!».

Если первая часть действительно учила дружбе и семейным взаимоотношениям, то сейчас герои, готовые поженить своих детей, устали от семейной жизни: они уходят в своеобразный бар для животных-холостяков, дабы посмаковать, кого жена больше обижает, они не находят общий язык с родными детьми и т.д. (Мэни, отец – мамонт). Да, здесь реальные проблемы взрослой семейной жизни. Повторюсь, взрослой жизни. Зачем этому учить детей? Зачем заведомо закладывать в них неверный стереотип о том, что удовольствия и жизнелюбие после вступления в брак пропадают? Напомню, аудитория мультфильма 6+. Далее взаимоотношения персонажей превращаются в настоящий «Дом – 2», где кто-то хочет пожениться и уйти за «периметр» (Персик и Итан, мамонты); где есть свой плейбой, который всё никак не может найти свою единственную, а под конец и вовсе влюбляются в женщину преклонного возраста (Сид, ленивец); где бабушка ленивица находит своего дедушку, отменного зайца-массажиста; здесь есть даже свой фрик, над которым вечно все смеются (Бак, ласка). В общем, всё в лучших традициях современности.

Экранизацию компьютерной игры «Энгри Бёртс» ждали очень многие. Рада, что не посмотрела, для выводов мне хватило одной лишь рекламы. Вам тоже посоветую посмотреть трейлер, в котором изложена вся суть. История о райском городе птиц, где всем живется хорошо. Именно о таком основном мотиве заявляют создатели. Всем? А как же красная птичка (Рэд), которую дразнят в птичьей школе за большие брови? Ну да ладно, не будем цепляться к стереотипам американского образования, для них подобные эпизоды вполне нормальны. Обижать слабого – вообще является закономерностью во всей этой истории. В результате омерзительного отношения всех птиц острова к маленькому Рэду у него развивается синдром неуправляемого гнева. То, что часто случается у современных детей (убийства школьниками одноклассников и учителей в американских, а теперь уже и в российских школах). Поведение птиц оставляет желать лучшего. Например, очеловеченные птицы на протяжении всего мультфильма уделяют друг другу знаки явного сексуального влечения (подмигивания, поцелуи, виляние бёдрами т.д.). А любимой игрой у них становится плевание водой друг другу в рот. Есть у птиц и герой – гордый орёл, вместо приветствия писающий в озеро Мудрости. Бедные птички, такое разочарование. Герой вызывает у фанатов только рвотный синдром, слёзы и желание вычистить полость рта. Да, у каждого свои герои. Главное, чтобы персонажи мультфильма «Энгри Бёртс» не стали примером для подражания вашим детям, ведь просмотр разрешен с 6 дет.

Мультипликационный фильм «Тайная жизнь домашних животных» я искренне ждала с нетерпением целый год. Уж очень мне понравился анонс с самыми, как оказалось, смешными и добрыми эпизодами. В итоге – разочарование. Даже взрослый не захочет пересматривать его несколько раз. А ребенку и вовсе нечему научиться здесь, если только словам: «Отвали», «давай всех убивать», «мне плевать», «ты – мой парень» и т.д. Также животные научат: как подставить друга, как избавиться от надоедливых хозяев, как закадрить парня и др. Необходимо заметить, что жизнь домашних животных, находящихся под опекой людей, показана скучной и однообразной, а каждый день бездомных шалопаев, страдающих синдромом гиперреактивности, – ярок и полон приключений. Если вспомнить тот факт, что все животные в фильме, по правилам современности, наделены человеческими способностями и характерами, можно сделать вывод, что жить с родителями неинтересно, а вот вести самостоятельную жизнь – совсем другое дело. Может, я и придираюсь, но детям данный мультфильм смотреть не советую.

«Холодное сердце», продолжение которого обещают уже в конце этого года, представляет собой мультфильм-мюзикл, с невероятно качественной графикой, отличной музыкой, красивым пением. Это фильм про двух сестёр, одна из которых зачарована и умеет превращать в лёд и снег всё, к чему прикасается. Мультфильм о сестринской любви, которая способна растопить любой лёд. Только помнится мне, все, кто шёл в кинотеатры на данную премьеру, даже не догадывались об этом – в весёлом трейлере о снеговике и лосе не было даже намёка на это. Кстати, о снеговике. Никому не показалось его поведение и речь странными? Так вот, присмотритесь, это явное олицетворение нетрадиционной ориентации. Кстати, озвучивал персонажа Сергей Пенкин. Так что стоит лишний раз подумать, прежде чем брать ребенка на сеанс.

 

Смотрите, можно ли смотреть

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пометка 6+ или любая другая никоим образом не защищает наших детей от негативного влияния современной кинематографии. А скорее наоборот, подталкивает к просмотру именно ту возрастную категорию, для влияния на которую и был создан данный продукт деструктуризации семейных и вечных ценностей, снижения интеллектуального и нравственного развития.

Печально то, что мне так и не удалось найти ни одного высказывания деятеля государственной Думы, правительства – о состоянии детского ТВ. Об этом говорится мало и довольно размыто, и ни один уважающий себя чинуша не задумывается над столь мелкой проблемой как состояние отечественного мультпроката. Никто не видит за, казалось бы, безвредным просмотром странных мультиков настоящей угрозы уничтожения личности как самостоятельно мыслящего Человека, и заменой его на девиантную единицу.

Поэтому сейчас уже состоявшимся и будущим родителям остаётся только быть максимально внимательными к тому, что смотрит и что читает их ребенок (ведь им в руки может попасть и книга «Приключения какашки» Анны Сучковой). От этого зависит, ни много ни мало, а их будущее. Ирина Медведева, психолог МГУ, приводит такие признаки детей, перенявших образы с героев современных мультфильмов: «Эти дети очень застенчивые, полные страхов и в то же время невероятно конкурентные, показывают из себя «крутых». Стыдясь проявить себя с лучшей стороны, такие «беспроблемные» дети кривляются в присутствии малознакомых взрослых, не боятся задевать других детей на глазах у родителей, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяя разные бессмыслицы, а иногда и непристойности». Никого не напоминает? Ваше счастье, значит, вы правильно воспитываете своих детей.

 

Комментарии