ПОЛЕМИКА / Евгений ГУСЕВ. «УБИЙЦЫ ПОТАЕННЫ». Полемические заметки о современном русском кинематографе
Евгений ГУСЕВ

Евгений ГУСЕВ. «УБИЙЦЫ ПОТАЕННЫ». Полемические заметки о современном русском кинематографе

12.06.2017
1285
13

                                                        

Евгений ГУСЕВ

«УБИЙЦЫ ПОТАЕННЫ»

Полемические заметки о современном русском кинематографе

                                       Кто живёт без печали и гнева,

                                      Тот не любит отчизны своей.

                                                   Н.А. Некрасов

 

У Пушкина в «Борисе Годунове» есть такие слова: «Идут убийцы потаенны, на лицах дерзость, в сердце страх».

Эта фраза не покидала меня весь день 9 мая, когда включил телевизор. Телепрограмма, на первый взгляд, не предвещала опасности, даже обнадёживала, предлагая старые, прошедшие проверку временем советские кинофильмы: «Офицеры», «В бой идут одни «старики», «Живые и мёртвые», «Женя, Женечка и «Катюша» («1»), «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май» («Культура»), «Два бойца», «Пядь земли», «Летят журавли» («ОТР»), «Родная кровь», «На семи ветрах», «Жди меня» («Звезда»). Правда, на некоторых телеканалах один и тот же фильм с небольшим промежутком времени почему-то повторялся дважды. Это, может быть, и хорошо, хотя достойных кинофильмов о Великой Отечественной войне, кроме вышеназванных, доставшихся нам в наследие от страны Советов, предостаточно.

Кстати, в канун Дня Победы, 8 мая, телевидение также не обошло своим благосклонным вниманием полюбившиеся народу фильмы «Небесный тихоход», «Баллада о солдате» («1»), «Горячий снег» («Россия – 1»), «Подвиг разведчика» («Культура»), «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Молодая гвардия» («Звезда»), «Белорусский вокзал» («Мир»). Но в этот же день, словно в насмешку, прокрутили на «1-м» «А зори здесь тихие…». Уверен, подавляющее большинство соотечественников ждали умную и правдивую, талантливую и честную ленту С.Ростоцкого с одноимённым названием, а нам подсунули современную перелицованную поделку, бездарную и лживую, ничего, кроме раздражения и недоумения не вызывающую.

На месте руководителей ВГТРК я бы поберёг незащищённые души и головы ни в чём не повинных соотечественников и не ставил в телепрограмму ни одного фильма, снятого за последние четверть века. Фильмами их можно назвать разве что в насмешку, никакой художественной составляющей они в себе не несут. А вот вреда от них немерено, даже если там заняты хорошие актёры. Скажите на милость, за что нам эта напасть – «Операция «Тайфун»? Можно подумать, что режиссёр с луны к нам свалился и вообще не имеет понятия о том, как снимать фильмы о войне. «Последний рубеж», показанный в День Победы, – из этой же серии. А за «Сталинград», думаю, именитый отец Сергей Бондарчук выпорол бы своего разухабистого отпрыска Фёдора по первое число.

Да, Чухрай, Тодоровский, Ростоцкий и другие прославленные режиссёры знали о войне не понаслышке, они понимали, что несут зрителю, они были ответственны перед народом, перед своей совестью, перед профессией. Они не могли позволить себе ни малейшей лжи, фальши, поэтому их фильмы – навсегда, на все времена. А что прикажете делать с такими скороспелками как «Истребители. Последний бой», «Военная разведка. Западный фронт» и другим кино-мылом? И, заметьте, всем этим нас потчуют в святой праздник Победы. Причём этой стряпне отдано самое смотрибельное время в телеэфире, тогда как «Живые и мертвые» показали в 23.50, «Белорусский вокзал» в 2.40, а «Женя, Женечка и «Катюша» вообще в 3.00.

О «перелицовках», думаю, следует поговорить особо. Нынешние режиссёры, словно обезумев, пустились во все тяжкие – то один кинофильм испохабят, то другой. И ведь хватаются именно за лучшее, что давно и прочно вошло в души людей, что не подлежит девальвации. Какая-то массовая эпидемия обрушилась на наших киношников, какой-то вирус бунтарства в них вселился, вольница заиграла в жилах. И бросились они во все лопатки крушить всё великое – открыто, нагло, цинично, с гиканьм и свистом. И некому схватить их за шиворот, дать по рукам, сказать с помощью Пушкина: «Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает мадонну Рафаэля». А те, кому по должности, по функциональным обязанностям надо бы это говорить и делать, наоборот – поощряют новоявленных геростратов, отстёгивая им миллионы народных денег на безумные «проекты». Уму непостижимо! Как тут не воскликнуть вслед за Некрасовым: «Бывали хуже времена, но не было подлей».

Современное кино – издевательство над искусством, над здравым смыслом, «дурилка картонная», как говорил Горбатый в «Месте встречи…» Говорухина. Какая-то во всём убогость, нелепость, жалкое подобие советских фильмов. Ужимки и прыжки гламурных див и похотливых молодчиков уже бесят даже молодое поколение. Что ни персонаж – кукла с глазами. Внятного сюжета давно и в помине нет. Бесконечные нынешние «ментовские» сериалы – это беда, катастрофа. Ничего равного «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Рождённая революцией», «Освобождение», или «Большая перемена» не создано. И нет даже попыток к возвращению. Есть стремление к извращению. Да и как тут создашь что-то путное, если изо дня в день надо «гнать порожняк», мастерить невообразимые конструкции, высасывать из пальца всё новые сюжеты. Рукосуйство какое-то! Что, михалковская «Цитадель» может соперничать по художественности с «Освобождением»? И рядом не стояло! Школа кинематографическая разрушена, новых «собственных Платонов», то есть Сергея Бондарчука и Сергея Герасимова, как видно, не может российская земля рождать. Оскудела без обработки, без хозяйского пригляда, заросла чертополохом.

Сергей Аполинарьевич в гробу переворачивается от нынешнего «ремейка», пародии на свой великий фильм «Тихий Дон». Да и Шолохов, думаю, будучи человеком решительным, подал бы на создателей неудобоваримой стряпни в суд. Карен Шахназаров одним махом перечеркнул всю свою творческую биографию, теперь ему уже не отмыться от позора, не восстановить репутацию после совершённого злодеяния над «Анной Карениной».

Для чего потребовались эти безумные переделки? Как раз для того, чтобы таким вот подлым образом попытаться зачеркнуть всё наше славное и святое, всё настоящее, всё талантливое. Ведь эти поделки без негодования смотреть невозможно, это издёвка над нормальным человеческим вкусом. «Я бы за это в тюрьму сажал», как говорил шукшинский Егор Прокудин в «Калине красной». Что ж, может, доживём и до этого. Правда, тогда надо будет сажать едва ли не всё правительство во главе с председателем.

Хочется сказать напёрсточникам от киноискусства, решившим «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»: уймите зуд свой реформаторский! А уж если невмоготу, так напишите свой сценарий и снимите свой фильм. Слабо? Кишка тонка? То-то! Тогда руки прочь от национального достояния!

Так и вижу, как наши киноделы-крючкотворы потирают руки в предвкушении получить очередную субсидию от министерства культуры или «вашингтонского обкома» на переделку того или иного советского шедевра. Пройдёт год-другой и доберутся лиходеи до фильмов «Председатель», «Поднятая целина», «Доживём до понедельника», «Живые и мёртвые», «Офицеры», «Женя, Женечка и «Катюша», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Летят журавли», «Гусарская баллада», «Горячий снег», «На войне как на войне», «Белое солнце пустыни», «Коммунист», «Дорогой мой человек», «Всё остаётся людям» и т.д. На их век материала для безудержного духовного разграбления страны хватит. Не приведи, Господь, конечно.

Да, все советские фильмы были высокохудожественными произведениями искусства, обращёнными к мыслям и чувствам людей, воспитывающие, развивающие. А нынешний киноблуд направлен на разрушение человека, на его дебилизацию и ведёт к гуманитарной катастрофе. Обезьян из русских людей хотят сделать, и кинематограф здесь – мощное орудие в руках отечественных швондеров и заокеанских кукловодов.

Конечно, это моё субъективное мнение, никого в свою веру обращать не стремлюсь, но молчать при виде того, что творят – вытворяют! – нынешние киношники, не хочу и не могу. О них Маяковский сказал: «Если такие, как вы, творцы, мне наплевать на всякое искусство». Мне, как и большинству моих коллег, – не наплевать.

Возможно, кто-то скажет, что я утрирую, перегибаю палку. Да, вкусы у всех разные, кто-то без ума от «Каменской» и «Улиц разбитых фонарей» и т.д. и ему на дух не надо «Войны и мира» с «Семнадцатью мгновениями весны». Но это, на мой взгляд, беда не одного человека, а всего государства. Беда, которая грозит потерей целого поколения, приученного к ширпотребу, к полуфабрикату, к дешёвой жвачке и лишённого настоящего искусства. Расплата за такие штучки будет жестокой.

Слава Богу, завершилась чумовой сериал «Власик. Тень Сталина», но успел внести свою разрушительную лепту в сознание людей, в извращение культуры и истории. Теперь каждый день идёт реклама новой кинобредятины – а в этом, судя по диким роликам, сомневаться не приходится – «Матильда». То-то будет потеха. А судя по куклам, изображающим Сталина и Берию, всю предыдущую теледурь превзойдёт «Орлова и Александров».

До каких пор, господин президент, будет продолжаться наглая, циничная, агрессивная политика, направленная на дебилизацию населения, на уничтожение русской культуры, литературы, духовности?

Может, я чего-то не понимаю? Тогда буду рад услышать «голос разума», который поможет мне разобраться в ситуации.

Ярославль

 

 

Комментарии

Комментарий #5864 19.07.2017 в 20:14

Любителю устаревшей статистики,громких слов/где вы были-из нехолопствующей инт-ции,когда запретили КПСС и распустили СССР?!/и ярлыков/чушь и т.п/остается посоветовать отправиться в путешествие в "машине времени" в "блестящий!Сов Союз" с его грандиозными успехами,где на досуге можно любоваться классными опять таки фильмами,не забудьте,коль вы технарь,рассказать публике о метанольных технологиях,военке и прочем...
Приятного путешествия...комм-р5863...

Комментарий #5863 19.07.2017 в 13:33

Комм-ру 5861. Тема кажется сворачивает. Пермь: население 1916г. - 69 000; 1939 - 306 000. Екатеринбург: население 1916 г. - 71 000; 1939 - 423 000. И по две мощёных улицы на город в 1916. Про бараки не несите чушь. Есть фото этих городов. Нефтепереработка - 1958; Нефтехимия, химия - 1960-75; Минудобрения - 1965-1980 г.; Метанольные технологии - 1980 г. Создавалось с нуля с подготовкой кадров. Про машиностроение и военку молчу - было. Самолёты (включая малую авиацию) делались в СССР. Сейчас уж и аэропорты многие закрыты. Мимино без работы. НТР не прозевали. Если б прозевали - Калибров бы сейчас не было и Буран бы не взлетел. И наши инженеры не понимали бы их инженеров. Гуманитарии - не говорите про то, что не понимаете. Назад идти - глупость. Отвергать прошлое - измена. Влад Черемных

Комментарий #5861 19.07.2017 в 12:44

Комм-ру 5860.Вам про Фому,вы-про Ерему.Блестящий опыт СССР"-к чему лакировка действительности!?85%населения жили в бараках,а ГУЛАГ/этого в советских фильмах не показывали/Успокойтесь-никто грязью достижения не мажет/но НТР-то прозевали,ПК на Западе появляются уже в 60-ые гг,где же были советские разработчики?!Слушали заклинания недалекого Суслова и им подобных.ФАКТ тот,что Сов Союз не вернуть.Вы смотрите назад,а надо вперед и ваше упрямство бычье...

Комментарий #5860 19.07.2017 в 11:50

Комм-ру # 5854. Никакой ностальгии - лжи по прошлому не терплю. Когда мажут грязью удивительные достижения СССР, это говорит, что их боятся и не намерены использовать. Развитие, динамика, решения (открытия) в менеджменте, широта планов, революционность целей, реальная демократия - всё это за линией горизонта сегодняшних "манагеров", тупо копирующих чужой опыт и формально действующих по процедуре. Убогость сознания сегодняшних "капитанов" производства приводит к деиндустриализации страны. Ну как тут не мазнуть говном по строителям целых отраслей индустрии с институтами, ГОСТАМи, новой логистикой. Теперешние просто не представляют масштабов. А решили судьбу КПСС и СССР не кучка недалёких управленцев, а абсолютно циничные прагматики, решившие взять всё: деньги, власть. Бандиты и верхушка КПСС едины. Но блестящий опыт СССР - ФАКТ. Вот и мажет по нему грязью холопствующая интеллигенция. Влад Черемных

Комментарий #5854 18.07.2017 в 20:34

Комм-ру 5852.Ностальгировать по СССР/очевидно,в силу возраста/и его кино можно бесконечно долго,ясно,что прошлое/с его трудовыми подвигами и образовнием,неоспоримыми,но бездарно "ухлопанными" правителями/не повторится.Подчеркиваю-не повторится.Приятно,конечно,созерцать картины прошлого "золотого века"/СССР/.Но вот фокус в том,что судьбу КПСС и СССР решили не простые люди-любители советского кино,а кучка недалеких управленцев.Пишут,кстати,что на низовом звене управление в России слабое,потому и производительность труда низкая.А ведь надо двигаться вперед,развиваться,а не пребывать в состоянии реакционного романтизма.Вы хотите стать советским Вальтером Скоттом?!А по поводу свобод.Трущоб хватало в СССР,но их нельзя было снимать.А в Италии можно.Вот вам и главное отличие свободного капитализма/не идеального,конечно/от зажатого рамками Сов Союза.Показ негативного был немыслим!Леонид Гайдай получил по шапке за сатирический ранний фильм,переключился на комедии...

Комментарий #5852 18.07.2017 в 15:00

Гостю #5670. Вы всё о СССР передёрнули. Для молодёжи - прокатит, но старикам-то уши не полощите.
1. Поствоенный Советский Кинематограф вышел, несомненно, из довоенного (Чапаев; Большая Жизнь; Броненосец Потёмкин; Иван Грозный; Александр Невский ...Звезда.... Несомненно и то, что он вобрал всё лучшее в Мировой культуре.
2. О несвободе с СССР. Помните чудный фильм "Брак по-итальянски"? Там Филомена (Софи Лорен) рассказывает о своей юности. Если разобрать её монолог и привязать к времени, то в Италии просто беспросвет. Отец свою дочь 16ти лет выгоняет на панель потому что есть нечего. В это время советские женщины совершали трудовые подвиги и учились, учились, учились. А Филомена и к старости безграмотна. Если бы не великая пара (Софи и Марчелло) картина была бы чёрной как подвал трущоб.
3. Свобода передвижения в СССР была на много шире чем сейчас в РФ. Попробовали бы Вы купить билет на самолёт или на поезд в сезон в Сочи ли, в Крым ли, в Ташкент, Киев или на Рижское взморье или на курорты Северного Кавказа. Вся страна ездила... У людей были деньги и желание.
Что касается мыслителей - тут правы на 100%. Но их покупают... Может быть пока их нет? Россия отдыхает. Климат не тот в стране для мыслителей. Влад Черемных.

Комментарий #5685 30.06.2017 в 20:09

Верно;в советские годы шедевры кино были.Но рождён новый свободный ракурс видения мира/человека/именно,когда общество-после 20 сьезда партии-открестилось от идеократии.Баллада о солдате,Иваново детство до
1956 г были немыслимы!Их подпитал и итальянский неореализм/от него тянется нить к Возрождению/.Парадокс;в несвободном Сов Союзе/не было частной собственности,свободы передвижений/появляются внутренне свободные фильмы/на основе традиций Шинели,Бедных людей/.Они-то-эти шедевры подготовили свободную Россию.А сейчас нет шедевров;ракурс изменился.К чему стремиться?Ратовать за что?Нужны мыслители,а где они?

Комментарий #5670 29.06.2017 в 18:09

Многое (если не всё) познаётся в сравнении. Сравните шедевры советских времён с нынешними лучшими фильмами и последние проиграют с разгромным счётом, хотя бы по причине отсутствия шедевров. Но настоящая причина видится в том, что в людях пропала искренность мастерства, - ни духа, ни души, ни огня...

Комментарий #5571 15.06.2017 в 11:39

И всё-таки нельзя современные фильмы огульно мазать чёрной краской.Каков вообще критерий оценки художественности фильма;ведь вкусы у людей разные,пристрастия.Помню;ещё давно мне понравилась"Калина красная" Шукшина,а мой сверстник-математик-был фильмом возмущён;главный герой-вор.Так где же истина?С фильмов Тарковского-в интеллектуальной Москве-уходили.Почему?Мне это было непонятно!
Если не киноведы,так кому ж тогда оценивать фильмы?Мы знаем на что идут массы;не на Белинского с Гоголем;как правило,на голливудские фильмы-детективы,фантастику,любовные и прочее.
А второе-наверное,хватит ностальгировать по СССР и по его культуре/фильмам/.Его уже не вернешь!Мне представляется,что Евг Гусеву надо было серьёзно изучить тему/как изучил трущобную Москву дядюшка Гиляй/,полистать подшивки журнала"Искусство кино" за 1991-2017 гг/он и по сию пору выходит/,посмотреть опять таки подшивки газет"Завтра"/в ней часто публикуются разборы фильмов/,"Культура" за рассматривемый период,то есть-1991-2017 гг.Может,его оценки были бы более профессональными.А то получается;взгляд и нечто...Что-то видел,что-то не видел.Вззгяд на современный российский кинематограф/и особо на кинопрокат-маркетинг/лучше доверить не провинциальному поэту/хотя его желание неплохое/,а специалисту/не все же они сектанты/..Поэтом можешь ты не быть,а киноведом быть обязан...

Комментарий #5569 15.06.2017 в 08:53

Гостю # 5566 Киноведы такая секта, которая не имеет никакого отношения к зрителю и мнение этих людей, сколь бы часто не повторялось, не влияет на появление любимых зрителем картин. Более того, под защитой печати "профессионализма" они толкают часто такую систему ценностей, которую зритель пока принять отказывается, а потом и забудет такой вид творчества, как Кинематограф. Вы перечислили довольно старые фильмы, пусть и со знаком таланта, но символизирующие тлен, а иногда и мерзость. Сейчас же идёт поток бесхребетных, бесталанных, бездушных поделок в яркой упаковке. И, что характерно, киноведы кушаю и хвалят, как тот петух кукушку. Ах какой классный фильм "Время первых"... А на поверку: : два пьяных деда мороза сидят у жестяного ведра в Московском парке и думают, что они космонавты. А какие на них белые боты?!!... В марте в нашей тайге снег по горло - фактически. Замерзать в лесу, где сушняк под ногами - идиоты. На Хабенского только что полушалок бабий не накрутили. Эх, Родина, опять, на подвиг толкает, в душу её... Миронов только что не пинает шлем с гордыми буквами СССР. Штаны с него сняли, "понимаш"... А кто его выучил и Великое дело доверил!!! А разве это Королёв - просто мешок толстый с говном. У Королёва амбиции были как у Бога. Первый, только Первый!!! Брежневу не было и 60ти, он только что Байконур построил, а его каким показали? Страна большую индустрию поднимала - где страна, где моя Родина? Запуганный радист? Бред, а не фильм и скучный. Итак по всем фильмам выходящим косяком по одному клише с типовыми конфликтами по образцу теперешней пропаганды. Влад Черемных.

Комментарий #5566 14.06.2017 в 20:10

Увы,Гусев не является киноведом,его оценки субьективны/"поэтичны"/.Да,я преклоняюсь перед Тарковским/но ведь его не поняли власти тогдашнего кино и большой мастер эмигрировал!/.Знаю и люблю прежних мэтров/Ростоцкого,например/,но нельзя отвергать и нынешнее.
91 г-"Цареубийца" Шахназарова,"Небеса обетованные" Рязанова/Ника/,92 г-"Анкор,еще анкор"Тодоровского,95 г-Особенности нац охоты" Рогожкина,96 г-"Кавказский пленник" Бодрова,97 г-запускается проект"Намедни" Парфенова,начинает вещать ТК"Культура"/немало о кино/,99 г-"Живой Пушкин" Парфенова,2000г-в Каннах отметили"Свадьбу" Лунгина...Список удач можно продолжить.Другое дело,что свёрнут прокат и фильмы-неплохие-негде посмотреть.Так ведь и библиотеки ныне пустые/при обилии прекрасных книг/.Всё глубже,чем пишет поэт.Думаю:редакции для такой серьёзной темы стоило пригласить именно киноведа/в самой "Завтра" они часто выступают с обзорами новых фильмов,в т.ч и иностранных!/.

Комментарий #5559 13.06.2017 в 21:07

Ответ # 5558-му. А что, разве автор утверждает, более того "идеализирует все советские фильмы", как вы пишете?! Вы ошибаетесь - этого в полемическом тексте вовсе нет. Зря вы так. Гусев прав: скверно кормиться скудости современной кинематографической режессуры добротным богатством русской и советской классики. Обгладывая её до костей и уродуя под полутупое зомби. Ладно, иностранцы руки запускают в неё, им почти простительно - пусть хоть так постигают азы. Но наши "умельцы" обнаглели совсем - бесконтрольно. Пользуясь тем, что автор не может их за уши оттаскать за школдивость и блуд. Давайте хоть мы их - ушедших Гениев - будем защищать.

Комментарий #5558 13.06.2017 в 20:40

Напрасно автор идеализирует все советские "высокохудожественные" фильмы;увы,среди них немало было официоза,низкопробной халтуры/кстати,автор-поэт,а не киновед/.Среди нынешних лент я бы отметил-"От 180 и выше"-на одном дыхании создан."Елена" запомнился...Вообще-ныне время потребления масс,время духа было в прошлом "осевом" времени/по Ясперсу/.Кругом торговые центры,а в Китае уже предвещают новую промышленность
по созданию искусственного интеллекта.Так кто же будет читать и смотреть фильмы?Вспоминается Карел Чапек/роботы/...