ФОРУМ / Литературно-художественный и публицистический журнал «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ», № 1-2018

Литературно-художественный и публицистический журнал «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ», № 1-2018

20.05.2018
189
0

 

Литературно-художественный и публицистический журнал «ПРИОКСКИЕ ЗОРИ»

Тула, 2018 — №1 http://www.pz.tula.ru/

 

«Колонка главного редактора» номера посвящена 150-летию со дня рождения классика русской и советской литературы Алексея Максимовича Горького и называется «Соцреализм — пробный ход социальной эволюции в литературе». Автор делает в конце статьи основополагающий вывод: «...Пока человечество полностью не перешло в виртуальную фазу своей эволюции <...> реализм был и остается стержневым творческим литературным методом» и предлагает к обсуждению проект манифеста нового русского критического реализма, текст которого публикуется в конце «Колонки».

 Юбилею выдающегося русского советского писателя в журнале читаем основательную работу Евгения Трещева «Предвестник бури», который пишет: «Горький утверждает в своих книгах, что жизнь большинства его современников ужасна и отвратительна, что нужно устроить себе новую и более справедливую жизнь», и что в человеке «есть сила создать то, чего нет в ней!». О роли, которую сыграла Самара в судьбе и творчестве Алексея Максимовича,— интересный очерк Сергея Лебедева «А кто в Самаре не бывал...». Известный тульский краевед, литературовед и некрополист Михаил Майоров посвятил классику свой замечательный материал-исследование о влияния встреч с жителями тульской земли на его творчество и о важности его бесед с Л.Н. Толстым. Посвятил свои стихи Максиму Горькому и Юрий Мартишин.

В рубрике «Крупный литературный жанр» продолжена публикация интересной повести Игоря Карлова (о ней в отзыве на №2, 2017) и окончание повести Якова Шафрана «Гришино детство» о влиянии различных факторов семьи и окружающей среды на становление мальчика-подростка.

В «Прозе магического реализма» (определение жанра дано в «Колонке главного редактора» «Словесное золото сельвы: истоки одиночества» (см. «ПЗ» № 4, 2017, стр. 3-14)  опубликована интригующая повесть о любви Алексея Яшина «Сватовство на Итаке».

В рубрике «Современный русский рассказ» — замечательный по своей силе воздействия рассказ Федора Ошевнева «Самосуд» о том, что при этой железобетонной сцепке между деньги (читай, власть) имущими и множеством тех, включая и «правоохранителей», кто готов за материальные подачки покрыть и оправдать любое зло, любое преступление, любое издевательство над человеческим достоинством, для защиты реально возможен только самосуд. И прав ли герой рассказа, когда решается на заключительный поступок, судить читателю. Интересно и произведение Игоря Нехамеса «Галапагосский спасатель» о борьбе кубинцев против диктатора Батисты. Как всегда значимы рассказы Евгения Скоблова «Второй звонок», Николая Макарова «Водительские права» (из цикла «Мое советское прошлое») и Олега Каширина с Виктором Федюшкиным «Стоговы» (из архива ФСБ, к 100-летию органов государственной безопасности). Читатель  несомненно обратит внимание и на произведения Александра Евсюкова,  Андрея Фурсова, Иерея Николая Толстикова, Элины Рудой и Арарата Пашаяна.

«Образы и тропы поэзии» порадовали друзей «Приокских зорь» стихами Анатолия Аврутина. Думается, все они будут солидарны со словами поэта:

И пусть не меркнут в толще лет,

Средь лжи и смрада,

Свеча-закат, свеча-рассвет,

Свеча-отрада...

 

Как всегда кристально искренен Игорь Лукьянов. А эти строки, верно, написаны о себе самом:

И нынче

В дни глобального разврата

Всяк русский сердцем

Воин и монах...

 

Константин Струков, Елизавета Баранова (Весина), Ахмет Ваулин, Ольга Андреева, Николай Еремин, Андрей Линник, Павел Рославский и Александр Тихонов представили на страницах журнала свои новые, у каждого по-своему, замечательные стихи.

Рубрика «Публицистика, литературоведение, литературная критика» открывается добротным очерком-исследованием Владимира Чисникова «Приключения агента “Блондинки”», о том, как «Лев Николаевич не давал покоя царской охранке даже после своей смерти». О киноповести Игоря Нехамеса «Бородатые боги», как всегда, основательно пишет Борис Рябухин. В 2017-м году лауреатом премии «Левша» им. Н.С. Лескова в номинации поэзии стал известный поэт Валерий Кулешов. Интервью с ним, предварив его кратким, но глубоким, литературоведческим изучением творчества поэта, взял опытный интервьюер, писатель Геннадий Маркин. Хочется привести знаковые строки Валерия Кулешова, которыми заканчивается интервью:

Все верно. Снова жизнь — не жизнь,

а так — худой мешок...

Но коли посох цел — держись,

хватив на посошок.

Глядь, камень своротив с души,

нежданно пропоешь:

— Рукой напрасно не маши,

вдруг Ангела вспугнешь.

 

В беседе с талантливым поэтом, прозаиком и художником Ефимом Гаммером «Умейте жить и умейте видеть» вопросы задавала Ольга Козэль.

И наконец в «Хронике литературной жизни» материалы авторов и об авторах: Людмила Авдеева, Геннадий Авдеев, Елена Аверьянова, Николай Боев, Николай Иванов, Ольга Карагодина, Ирина Кедрова, Геннадий Маркин, Валерий Маслов, Алексей Молодцов, Игорь Нехамес, Владимир Резцов, Валерий Румянцев, Сергей Сенин, Евгений Скоблов, Иван Стариков,  Леонид Ханбеков, Валерий Ходулин, Яков Шафран, Алексей Яшин.

 

Редакция «Приокских зорь»

Комментарии