ПУБЛИЦИСТИКА / Полина ГАВРИЛОВА. НЕВЕЖДА ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ. Молодёжь и православие
Полина ГАВРИЛОВА

Полина ГАВРИЛОВА. НЕВЕЖДА ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ. Молодёжь и православие

 

Полина ГАВРИЛОВА 

НЕВЕЖДА ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ

Молодёжь и православие 

 

2016 год, Крым, окрестности Севастополя. Я и ещё несколько человек сидим в микроавтобусе, мы едем к памятному мемориалу на Сапун-Горе. За рулем женщина, она же – хозяйка нашей гостиницы, она же – экскурсовод. Вернее, в первую очередь, она хозяйка гостиницы, потом уже водитель, ну а в самую последнюю очередь – она экскурсовод. Потому что штурм Сапун-горы, по её разумению, подготовили специально к 7 ноября как подарок вождю, по его же приказу. И неважно, если она ошиблась практически на каких-то полгода… Главное, что подарок был Сталину; это она точно знает. Я стараюсь не слушать, а любоваться красотой крымских пейзажей. Да, кстати, забыла сказать: экскурсия эта паломническая: к мемориалу мы едем от красивейшей Церкви Воскресения Христова, построенной в 1892 году на Красной скале, прямо над обрывом.

Все в микроавтобусе люди верующие, православные. И отчего-то именно поэтому надо было несколько раз повторить про подарок к 7 ноября. Все присутствующие очень одобряют это уточнение… Разговор продолжается:

– Вот все наши беды, нашего народа за такие грехи! За царя и за кровь русских солдат! – подытожила одна из пассажирок.

Я внимательно её оглядела: на вид ей года 23, руки в золотых кольцах, на голове, как полагается, покров в виде шикарного палантина. Какие же это у неё беды? И за какие такие грехи она их терпит?

– Беспощадный приказ – взять эту высоту любой ценой… это же варварство! За это и страдаем, – заканчивает она свою пламенную речь.

Стыдно! Стыдно слышать такое от потомков героев, которые не пожалели своих жизней ради таких вот «страдальцев». Я описала этот эпизод из своей жизни для того, чтобы он стал яркой иллюстрацией тому, о чём я намереваюсь рассказать дальше.

Так сложилось, что я проучилась 8 лет с Православной школе, а если точнее, в Русской Православной школе имени преподобного Серафима Саровского города Краснодара. С момента окончания школы я почти совсем не общаюсь со своими одноклассниками и просто знакомыми по школе (в ней все знакомы друг с другом; всего в школе обучается чуть больше 300 человек). А не делаю я этого, то есть не общаюсь, оттого что в среде православной молодёжи распространился какой-то непонятный, загадочный вирус, эдакая смесь фанатизма с космополитизмом. И заражены им уже многие.

Попытаюсь точно передать все симптомы этой болезни. Во-первых, у православных юношей и девушек в почёте распространена слепая вера в различные псевдоисторические сказки о мифических грехах русского народа, за которые он должен страдать, будет страдать и так и должно быть! Что же это за средневековое католическое самобичевание, в самом деле! И за отречение царя должен каяться русский народ, и за Великую Отечественную… Заговори с таким молодым человеком о политике, мировом положении, несправедливости к русским, которых, как мы узнали от американского журналиста Тома Рогана, надо «бить палками по животам» (американская идиома) – он тебе ответит, что дескать, и правильно, за царя расплачиваемся! И вообще, политика не для православного, духовно возвышенного человека. «…Однако, я сомневаюсь, что Господь с нас будет спрашивать вот за какие грехи: зачем олигархи вывозят деньги в оффшоры за границу», – это высказывание я взяла из беседы «Новости Православной молодёжи Кубани» (Вконтакте). А написано оно было незадолго до выборов президента в этом году. Один из участников беседы «кинул» ссылку на сайт, на котором в то время проводилась акция «В поддержку президента Владимира Владимировича Путина». Большая часть участников беседы отозвалась на неё в духе: не замусоривайте беседу политикой! А оставшиеся стали яростно защищать оппозицию! И транслировалось всем известное: несменяемость власти, тоталитарный режим… «Он нам не царь», короче говоря. Вот вам и пожалуйста, люди, считающие себя аполитичными, поддерживают либералов. Слов нет! Только вспоминаются пресловутые хиппи, провозглашавшие мир во всем мире, свободу от государства и политики, и одновременно предлагавшие своего кандидата на пост  президента. Кандидатом этим была свинья по имени Пигасус.

Но ведь православная молодежь не должна выстраивать собой зашоренную субкультуру! Когда человек считает себя ищущим правды, истины в душе, хочет своей жизнью показывать пример нравственности и человеколюбия, неужели при этом ему не нужно любить Родину, образовываться, учиться мыслить? Отделять зёрна от плевел (о более глубоких возвышенных целях верующего человека упоминать тут не стану). Вот что ответила мне моя подруга на вопрос, почему она не хочет ничего знать более школьных азов:

– У меня есть моя личная жизнь, я хожу в храм. Больше мне ничего не надо.

Больше ей ничего не надо… Из-за этого в свободное время она проходит в интернете тесты по соционике; она же мне сказала однажды: «Прикинь, я Робеспьер… да нет, я не знаю – кто это; нафиг мне это надо? А тот парень, про которого я тебе рассказывала, прикинь, Гамлет! Робеспьер и Гамлет подходят друг другу!». Видимо, её вовсе не смутило, что Гамлет и Робеспьер – оба мужчины.

А один семинарист мне как-то заявил, что: «пацифизм и Православие – это одно и то же». И этот человек готовится стать пастырем в церкви, готовится наставлять свою паству, давать советы людям, запутавшимся и ищущим духовной помощи. Здесь наглядно видно безразличие не только к общемировой истории, но и к истории Русской Церкви, к её догматам… Достаточно вспомнить лишь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, вышедших на бой с Мамаем, чтобы понять всё абсурдность этого утверждения.

По неведомой мне, немыслимой причине православная молодёжь отдалилась от общей соборной жизни, оградила себя каким-то новым сектантским учением, простите, «православного пофигизма», манифест которого «знать ничего не желаю, моя хата с краю…», а вернее: я спасаюсь, не трогайте меня. Не утверждаю, что вся православная молодежь такая! Нет. Но я слишком часто сталкивалась с этим загадочным явлением, вот и решилась о нем написать.

Могу только предположить: с чьей-то легкой, черной руки вера стала использоваться в целях оболванивания русской молодежи.

«Американские коллеги объяснили мне, что “низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)”», – так считает Владимир Игоревич Арнольд — советский и российский математик.

Эта программа работает давно, с ней надо бороться, и нельзя допустить, чтобы она подминала под себя наше молодое поколение, искажая даже самые нравственные его устремления в жизни.

 

 

Комментарии

Комментарий #14127 21.08.2018 в 07:03

Здравствуйте! Описанные беды относятся к молодежи да и всем людям вообще, а не только к православным. Нередко в интернете можно увидеть критику православной среды, да, часто это имеет под собой основание. И хорошо, когда критикуют изнутри, а не извне. Критика должна быть! Не всегда легко ее правильно высказать, чтобы она была конструктивной. Извне критика часто поверхностна, похожа на пересуды лишь бы кого посудить. В неправославной среде те же беды, может даже больше. Вообще говоря образованность, патриотичность, человечность человека не зависят от православности или не православности. Как кто-то писал, человеку сначала нужно стать человеком, а потом христианином. Можно делать это параллельно, не надо пугаться церкви из-за того, что о ней пишут, просто там надо искать Христа, а не какой-то особый быт, порядок или еще что-то временное :)

Комментарий #14112 18.08.2018 в 01:36

Милая Полина, вот видите, как удивительно Господь откликается на наши земные недоумения. Вы написали о своих не самых лучших впечатлениях, я попыталась что-то ответить Вам, и вот уже обстоятельства разворачиваются так, что я снова могу написать Вам, возвращаясь к той же теме. Был у меня вчера вступительный экзамен в иконописной школе, то есть я проводила его, и оказалось, что две ученицы мои новые родом из Краснодара, более того - они учились в той же школе, что и Вы, и даже знают Вас. Я ведь уже успела поговорить с ними о православной молодёжи Краснодара! Могу Вас уверить, ничего плохого в их мировоззрении я пока не заметила. Вступительное сочинение они написали прекрасно. Хотя профильный экзамен у них, конечно, не мой, и они его тоже великолепно сдали. То есть я хочу подчеркнуть, что девочки ещё и рисуют.
И мы понимаем, что это люди, которые выбирают своё будущее осмысленно, и вряд ли какое-то постороннее "зомбирование" может им помешать.
Могу смело сказать, что "качество людей", которые приходят к нам в школу, меня чаще всего восхищает. Может, они не будут хорошо "разбираться в политике", но защищать православную веру и служить своим делом её сохранению они начинают уже сейчас.
Раз уж я так "зацепилась" за эту тему, позвольте привести здесь цитату из книги отца Серафима Платинского (в миру - Юджин Роуз, после принятия православия - автор нескольких всемирно известных книг, ныне - местночтимый святой Северной Калифорнии, весьма уважаемый в России), которая написана давно, а звучит очень злободневно: "...все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит из одного источника - оно имеет определённый ритм, определённое идейное содержание: это идея самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире, которая навязывается нам в различных формах. Фактически это обучение безбожию. Мы должны активно защищаться, зная, что именно мир пытается сделать с нами, защищаться и таким средством, как формулируя и предавая гласности наш православный и христианский ответ на это".
То, что мы с вами пишем на этом сайте, Полина, и есть наш христианский ответ современному миру, как и дело иконописца, икона, - его ответ. Так что будем защищаться и дальше!
Мир никогда не был дружелюбен к христианину. Как сказал тот же отец Серафим (он получил это имя в честь преп. Серафима Саровского), "христианская жизнь всегда была чем-то рискованным", но при этом: "всё же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. На самом деле, чтобы нам сохраниться как православным христианам, мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в наших целях всё, что есть в этом мире положительного".
С уважением, Марина Маслова, Курск

Комментарий #14099 15.08.2018 в 20:36

Говоря о негативе в православии, я, видимо, выразился не совсем ясно, поскольку говорил именно о людях, а не о самой вере. "Наша вера - Православная Церковь, не имеющая никакого порока. Ради этого Россия всегда будет славна, а врагам страшна и непреоборима, имеющая веру, благочестие, правду, как щит и броню, и их врата адовы не одолеют" - Серафим Саровский.

Комментарий #14095 15.08.2018 в 12:05

Я хочу добавить по поводу света.
Он есть не только в конце, он есть и сегодня, в тех людях, которые живут в Краснодаре рядом с Полиной.
Милая Полина, Вы просто нечаянно зациклились на негативе, которого в какой-то момент оказалось вокруг Вас слишком много. Я работаю преподавателем иконописной школы, и у нас есть ученица из Краснодара, которая сумела стать одной из лучших воспитанниц, и я с огромным уважением оглядываюсь на неё и учусь у неё быть истинно православным человеком. Конечно, не всякому даётся Богом высокий талант, но как же ценно, когда рядом с нами есть люди, осознающие своё призвание и способные жертвовать ради него явным земным успехом.
Я это пишу потому, что она ведь рядом с Вами росла и ходила в храм, в той же атмосфере религиозной находилась. Значит, не всё так безнадежно, как кажется.
А написали Вы хорошо, искренне. Я откликнулась на Вашу горечь по-своему, и надеюсь, у нас будет возможность ещё обменяться мнениями о проблемах современной православной молодёжи. Та молодёжь, которую вижу я в нашей православной школе, к счастью, пока что радует и вселяет надежду на спасительное будущее России (а ученики у нас не только из России, но из Украины, Прибалтики, Беларуси).
Преподобному Серафиму хочется верить!
И я бы не стала говорить о негативе Православия. "Много негативного" в людях, не достигших понимания своей веры, а в самом Православии только свет Христов!
С уважением, Марина Маслова, Курск

Комментарий #14094 14.08.2018 в 20:40

Мифические грехи российского народа действительно мифические. У России всё очень сложно и тяжело потому, что у неё особый путь, предначертанный свыше. "Господь помилует Россию и путём страданий приведёт её к великой славе" - Серафим Саровский. В православии много негативного, как и во всём нашем обществе. Но свет в конце тоннеля есть.

Комментарий #14072 11.08.2018 в 09:24

Пока что в этой публикации вижу критику современной молодежи, и православной тоже. Когда кого-то критикуют, подразумевается, что сам критик считает себя выше этих людей, дескать, с высоты своего мировоззрения он видит их недостатки. Это тоже гордыня. Что предлагает автор публикации? Например, для меня тоже не приемлемо участие в политике. Я не забочусь о переделке человечества, а хочу думать о более близких мне людях, о работе, о творчестве.

Комментарий #13978 28.07.2018 в 10:34

ТОчно и глубоко-прекрасное видение проблемы. Но ведь это настоящее зомбирование нашей молодёжи мировой дьявольской командой- передового отряда Антихриста. Но соберутся ли достаточные силы с этим зомбированием бороться? Ужасает качество самого человека в России!