ПОЭЗИЯ / Надежда ОСЬМИНИНА. И В БУДУЩЕЕ ХОДЯТ ПОЕЗДА… Стихи
Надежда ОСЬМИНИНА

Надежда ОСЬМИНИНА. И В БУДУЩЕЕ ХОДЯТ ПОЕЗДА… Стихи

 

Надежда ОСЬМИНИНА

И В БУДУЩЕЕ ХОДЯТ ПОЕЗДА…

 

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

1.

Понедельник. Страстная седмица.

Католический календарь.

Мне не спится, опять не спится –

Над Парижем огонь и гарь.

 

Богоматерь, спаси, помилуй

Свой собор – пожар потуши

По молитвенной нашей силе,

По делам христианской души!

 

2.

Утро начнётся без Нотр-Дама.

В пламени – миру страшная весть.

Это предвидел ещё Нострадамус,

Пепел и слёзы, попробуй-ка, взвесь!

 

Что же ты, Франция, так обнищала

Духом Святым – храмы не бережешь!

Их в феврале поджигали немало –

Медлил огонь. А теперь подытожь:

 

Войны, резня, топоры санкюлотов,

Головы снесшие всем королям…

И нулевой километр отсчёта…

Месса последняя… Пал Нотр-Дам.

 

Вот и дождался дьявол-Мыслитель

(Иль Мефистофель, Европы отец).

Как христианства пылает обитель!

Кто уцелел в ней? Терновый венец.

 

Время пришло ватиканской короне

Власть уступить Иисусу Христу,

Вспомнить, что Он восседает на троне –

Рушит огнем. И приводит к Кресту.

 

3.

У символов над миром та же власть,

Что у людей. Когда горят соборы,

Химеры огнедышащую пасть

Ищите! И гаргульи – в норах.

 

Нет, не дождаться от скульптур воды.

Гаргульи – в прошлом дождевые стоки –

Теперь участники трагедии, беды,

Людские воплотившие пороки.

 

Мужской и женский род им не знаком –

Бесполые и жалкие уроды –

В Европе строят дом себе – Содом,

Где развратятся под грехом народы.

 

И, если после дыма и огня

Останется лишь ужас пепелища,

То значит – победила мир война,

И люди для Химеры стали пищей.

 

Но нет, же, нет! Немыслимый исход!

Вновь Нотр-Дам – Парижа вечный символ –

Поднимет шпиль, зашьёт дыру свобод,

И запоёт орган святые гимны!

 

4.

Стрельчатая готика,

Арки, витражи,

Совершенство плотника,

Каменщика жизнь –

Всё светилось радужно

В легких кружевах

Праздничного разума.

Это был размах

Мысли человеческой,

Дерзкой красоты.

Тайнами отмечены,

Зовом высоты

Звоны колокольные

И органа глас.

Здесь века просторные

Удивляли нас…

Сена горемычная

Медленно плывёт…

Голосами птичьими

Нотр-Дам поёт…

                                   15 апреля 2019 года

 

ПРЯТКИ

Лицо ладонями закрыла,

Счёт бесконечный: «Раз, два, три…».

Под пальцами темно и сыро,

А за спиной, как в детстве, крылья

Вдруг выросли – лети, смотри!

За деревом и мотоциклом,

За будкой с навесным замком,

За куполом дневного цирка…

Мне по глазам вдруг солнце чиркнет –

Ну кто играет здесь тайком!

Сама бы спрятаться хотела,

Но мой черед пришёл водить.

И больно так, что не успела –

Поникли крылья, сжалось тело –

Всех спрятавшихся долюбить.

 

* * *

Когда болезнь твоя держала меня за горло,

И жизнь в микроскоп смотрела из чашки Петри,

Была я с тобой весёлой, с другими – гордой,

На рву стояла под ураганным ветром.

 

Потом терзала сердце памятью нежной

И не понимала, зачем оно ещё бьётся.

И вдруг очутилась в тяжёлом пространстве между

Душой и телом, и словом над ним: «Срастётся!».

 

И годы взяли своё улыбкой мира,

Остались весна, бессонница, кот дремучий.

И жизнь теперь – репортаж прямого эфира,

Где шоу «Голос» или «Счастливый случай»…

 

* * *

Пошутила бы, да не поможет –

Это не микробы, не зараза –

Мерзость запустения до дрожи...

Так перегорают свет и разум.

Вот теперь уже про каннибалов

Телевизионщики вещают –

"Голубых" и "розовых" им мало –

Человечье мясо предлагают.

Боже, Боже, сколько же терпенья

У Тебя, умытого слезами!

Милуешь Россию за смиренье,

А её уже давно гвоздями

Прибивают к блуду и порокам,

Развращают детство, губят старость...

Или это наступают сроки,

До которых мига не осталось?

 

ВОКЗАЛ

Спешит к перрону суетная полночь

С ручною кладью, грузным багажом –

Вокзал проезжей скоростью наполнен

И в лицах пассажиров отражён.

 

Я вспомнила кубанскую дорогу,

Станицу, что глядит на Армавир,

Тогда мне было надо так немного –

Читать стихи, молиться в храме Богу,

Чтоб в прошлом не осталось чёрных дыр.

 

Я вспомнила, вокзал пересекая,

Февраль и ленинградскую пургу –

Каникулы студенческие – с краю,

И центр – Адмиралтейскую иглу.

 

Корабль водрузил голландский мастер

И укрепил державы вертикаль.

Фрегат «Орёл» – морская тема власти, 

К ветрам готовы паруса и снасти –

Какой он берег в небесах искал?

 

Я вспоминать могла бы бесконечно

Командировки – Тулу и Рязань,

И городишки с улицей Заречной,

А дальше – бездорожье, глухомань.

 

А может быть, счастливый летний отпуск –

Гурзуф, Алушту, горный Симеиз,

Или Одессу с щегольством и лоском,

Где в оперном тогда давали «Тоску» –

За ваши деньги ваш любой каприз…

 

Спешат воспоминания вокзала,

Садятся в электричку на бегу,

Деревня нас далёкая встречала

Дождливым ветром, он притих в стогу.

 

И утро начиналось с петухами

Так долго, что казалось, никогда

Не добежать к волнующейся маме…

Мы знали, что Москва стоит за нами,

И в будущее ходят поезда.

 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

В курганах тревожно молчали Аскольд и Дир,

Пока не воздвигли над ними кресты и храмы –

С княгиней Ольгой пришёл христианский мир,

Племён разогнулись спины и встали прямо.

 

Ходить под крестом веселее, чем жечь костры,

В которых кровавым жертвам и пеплу место.

И были первых церквей купола красны

В начале долгих прощаний с богиней Вестой.

 

И строился в Киеве трудно Господний дом –

Святой Николай, святая София – рядом.

Внук Ольги, язычник Владимир, хотел мечом

Богине вернуть багряный венец и наряды.

Но мученик первый – Феодора сын – Иоанн

Воскликнул, толпе свою хрупкую жизнь вверяя

(И всё это – летопись, знайте, а не роман):  

"Я с Богом навеки и в смерти не умираю".

 

Запомнил Владимир слова, но Перун – силён!

Держал его сердце, а тело ласкали девы,

Пока не приснился князю чудесный сон,

Пока не ослеп он и не приложился к Древу

Креста Честного, к иконам, мощам святым,  –

И очи открылись, душа на судьбу смотрела

Родной земли... Шёл от идолов чёрный дым,

И храмы по всей Руси поднимались в белом.

 

ЛЕТОПИСЬ МОСКВЫ

Москва широкими руками

Раздвинула земли края,

У основанья – белый камень

Остановил в пути коня.

 

Отдал приказ дружине Юрий,

И шлем на камень положил –

Смотрел из космоса Меркурий,

Как набухают ветви жил.

 

Они тянулись, что есть мочи

На бурной речки берегах,

И кольца, вдернутые в мочки,

Звенели на семи холмах.

 

Детинец вырос просмолённый

Горячим потом жарким днём,

Где воин пеший или конный

Играл мечами и огнём…

 

Когда враги пришли с востока

За данью, сгорбилась Москва,

И двести лет в Кремле высоком

Жила постылая тоска.

 

И только звоном колокольным

Да тёмно-синею волной

Судьба напоминала больно

О славной юности былой.

 

…Но скоро мировая слава

Москву возьмёт в круговорот,

И будет каждый век кроваво

Ковать Россию и народ.

 

СТОЛИЧНОЕ

Неужели остановились

Разрушители древней столицы,

Неужели всем скопом влюбились

В её храмы живые и лица?

 

И забыли железобетонно

О туннелях и небоскрёбах –

Для машин – лабиринтах-поддонах,

Для людей – над проспектами скобах,

 

И Москва в эти жуткие дебри

Никогда, никогда не вернётся?

Архитектор по имени Кембридж

Наконец своего здесь добьётся –

 

И потянутся к Яузе скверы,

А к Москве-реке дружно – аллеи…

Только воздух останется скверным,

Потому что Россия болеет.

 

ТЕНЬ ШЕКСПИРА

Вчера земля вращалась, сегодня – сникла.

За тысячи лет такое уже бывало.

Возможно, вспомнила Грецию, век Перикла,

Или Шекспира трагедии перечитала.

 

Театр полон, и входит бессмертный Гамлет –

Не говорит, а молча встречает Призрак.

И вечный вопрос открыт, решать его нам ли?

Столы накрыты, и тени зовут на тризну.

 

Какой-нибудь граф известный, ну скажем, Ратленд

Помянет век, который казался крайним.

И стрелки часов опять повернут обратно

Сегодня, сейчас, декабрьским утром ранним.

 

КАЗУС ЧААДАЕВА

На Ново-Басманной не видно кареты –

Сплошные машины теперь,

Но Пётр Чаадаев по моде одетый

Всё ломится в русскую дверь.

 

Когда-то его называли «философ»,

Сейчас утверждают – «пророк».

Какие оставил он миру вопросы

И что в своих письмах изрёк?

 

Никчёмна Россия – сама виновата,

Что посох при ней и сума,

Идёт не туда, Православием свята…

Сошёл Чаадаев с ума.

 

И словом изящным, изящной манерой

На Ново-Басманной жевал:

«Ничтожны Россия, Эллада с Гомером…».

И томным клико запивал.

 

Там Герцен заметил его, ну а следом –

Ульянов Владимир Ильич,

И оба решили, что скоро – победа,

И Римский – в основе – кирпич.

 

Пришла инквизиция в облике новом,

И кровью умылась страна.

Но если сегодня спросить у любого –

Откуда пришла к нам она?

 

Причину трагедии, страшной и странной,

Пусть вспомнит, дотошный, легко –

Философ во флигеле жил на Басманной,

Лафит обожал и клико.

 

СЕВАСТОПОЛЬ

В героический город античных времён

Был со школьных учебников каждый влюблён.

Херсонес, Балаклава – в предгорье.

В бухтах плещется Чёрное море.

И качает волна корабли…

Отчего же так память болит?

 

Сколько было положено жизней солдат!

Сколько выдержал город жестоких осад –

Изнурялся мечами, картечью,

Человекоубийственной сечей!

Жил в развалинах, на пепелище…

Но ведь память не этого ищет!  –

 

Подвиг воинской славы, Античный проспект,

Перекличку веков, лучезарный рассвет,

Молодого лица озаренье,

Белых набережных оперенье,

Винограда – вино или спелую гроздь…

Об одном надо помнить – мы не были врозь!

 

Никогда-никогда. Нет другого пути –

Кроме памяти общей в священной горсти:

В ней и небо, и солнце, и древний собор,

Ушаков и Нахимов, и вечный узор

Исторических троп и сегодняшних дней,

Севастопольский вальс и салют кораблей!

 

ПРОСТЫЕ СЛОВА

О как нужны слова простые нам!

От сердца к сердцу, от любви избытка –

Они в душе воздвигнут Божий храм

И свяжут гордый ум суровой ниткой.

 

В мороз и зной цветами прорастут

И, превратившись в тихую молитву,

Кого-то от страстей и бед спасут,

Благословят кого-то встать на битву.

 

Сердечные и мудрые слова,

Восторженные, теплые – простые.

Язык ударит в колокол едва –

Летят слова, как солнце – золотые!

 

 

Комментарии