ИНФОРМАЦИЯ / Алла КОРКИНА. «ТРИУМФ КОРОТКОГО РАССКАЗА». Презентация русскоязычного издания Молдовы
Алла КОРКИНА

Алла КОРКИНА. «ТРИУМФ КОРОТКОГО РАССКАЗА». Презентация русскоязычного издания Молдовы

05.08.2019
772
0

 

Алла КОРКИНА

«ТРИУМФ КОРОТКОГО РАССКАЗА»

Презентация русскоязычного издания Молдовы

 

В кишинёвской русской библиотеке им. М.В. Ломоносова состоялась презентация нового литературного альманаха «Триумф короткого рассказа». Инициатором и составителем альманаха, издаваемым СП им. А.С. Пушкина стал прозаик, автор нескольких сборников таких миниатюр, Николай Семёнович Еленин – известный кишинёвский меценат и ресторатор. На встрече литераторов собрались авторы сборника, поклонники малой прозы, журналисты, члены Союза писателей им. А.С. Пушкина. Во время мероприятия вручались дипломы участникам различных творческих вечеров, проводимых этим литературным объединением, победителям различных конкурсов. Вручались и благодарственные письма за активное участие писателей в общелитературном процессе. Надо отметить, Союз писателей им. Пушкина создан русскоязычными авторами Республики Молдова и объединяет в своих рядах более ста авторов. Главным событие встречи стала, конечно, презентация нового альманаха с таким необычным названием «Триумф короткого рассказа».

Автору этой статьи удалось познакомиться с материалами альманаха, хочу поделиться своими впечатлениями и суждениями об альманахе в целом, и о произведениях некоторых авторов и писателей, опубликованных в нём.

 

Выход в 2019 году первого номера литературно-художественного альманаха «Триумф короткого рассказа», конечно, большое событие в литературной жизни Молдовы. После закрытия регулярно выходившего на протяжении семи лет литературного журнала «Наше поколение», который выпускал член Союза писателей России Георгий Каюров, читающая публика республики заскучала. И вот событие! Вышел новый альманах.

Учредителем и главным редактором, а также спонсором данного альманаха выступил известный в нашей стране писатель, лауреат республиканской Есенинской премии и премии «Книга года – 2012», член СП им. А.С. Пушкина, автор шести романов и двух сборников рассказов, а также многочисленных публикаций в прессе, Николай Семёнович Еленин.

Председатель СП им. Пушкина Виктор Райлян так определил цель издания альманаха: «Главным побудительным мотивом создания сборника явилось желание помочь пишущим авторам в публикации рассказов, новелл, эссе».

Надо ли говорить о том, что именно проза «залеживается» в самом писателе, хотя это самый демократический вид литературы.

Сам Николай Еленин так пишет: «Альманах «Триумф короткого рассказа» создан при творческом содействии СП им. А.С. Пушкина, при поддержке Посольства РФ в Республике Молдова. Это – первая ласточка».

Меня искренне радует, что столько авторов сразу представлено в альманахе и никто не повторяет другого, хотя есть и притягательные мотивы для кишинёвцев – близость нашей соседки Одессы, близость моря.

И начинает эту тему «Красавицы-Одессы» Валерий Суршков. Ярко, опытным пером журналиста он описывает встречу с одесситом Михаилом Жванецким в рассказе «Пусть мы всегда гуляем на именинах». С лёгким юмором и иронией представляет свои «Одесские этюды» Нина Джос. Сюда же примыкает пронзительный рассказ Семёна Одайника «Дельфин». В общем, кишинёвцы встретились в Одессе!

С любовью и грустью предлагает читателям свои «Одесские зарисовки» поэт и композитор Никита Попов. С горечью он упоминает и об истории новой Одессы – о сгоревших заживо одесситах. Нет больше той легендарной Одессы, как и нет Юморины. Не ответившая на бесчеловечное насилие пришлых чужаков Одесса капитулировала, и вся сгорела в том ужасном кошмаре…

Разнообразием проблем и тем современного мира отмечен в целом этот альманах.

Аян Кудайкулова в мастерски написанном рассказе «Садовник для одиноких мадам» говорит об одиночестве и уязвимости женского сердца. И о том, что образ Тимура – уже черта нашего времени, а не просто единичный случай.

Прослеживается в альманахе и тема сельского детства, в целом, села. К таким произведениям можно отнести рассказ Светланы Лозинской «Аисты Николая», где поэтичность соседствует с любовью к родному селу.

Виктор Панько в рассказе «Ключи от детства» прямо говорит о том незабываемом, что идёт от детства, и сравнивает это с праздником нынешнего времени. То есть, это не просто этнографичесая память о народных обычаях, это и сегодняшняя боль.

Николай Еленин с юмором и прекрасным знанием материала рисует нам образ сельского мыслителя в рассказе «Прогноз погоды». Яркий язык, угадываемые детали говорят нам о том, что тему раскрывает опытный наблюдатель. Его рассказ «Хирург» скорее очерк, хотя написан мастерски. Итак, образ современного села отразился в творчестве многих авторов этого альманаха.

Разные герои, коллизии, краски, атмосфера, но общее – любовь авторов к земле, это роднит их всех.

Оставляет яркое впечатление очерк Нелли Дамаскиной «Зимой с цветами к Пушкину в Михайловское». Зима, заносы, незнакомые места и две женщины… И радость встречи с Гейченко. И воспоминания о человеке, который оставил незабываемый след. Ещё один штрих в нашей молдавской пушкиниане.

И, конечно, тема Великой Отечественной войны. Как без неё? Проникновенно она звучит в рассказе-воспоминании Веры Котляренко «Военное детство Маруси». В этом произведении всё ясно. Сложнее обстоит с рассказом Георгия Каюрова «Скрипка». Этот рассказ о лете 1942 года, о горящей Кубани и о сержанте Советской Армии, оставившем свою отступающую часть, фактически – дезертировавшем. Мы видим его в рассказе идущим в чужом пальто, с детьми из детдома. Их поезд был разбомблен фашистами, а «воспитатели бросили их…». И эти дети – как индульгенция для дезертира, оставившего часть, нарушившего присягу и свой воинский долг. С другой стороны, архетип русского воина во все времена – никогда не сдаваться, не нарушать воинской присяги… И здесь автор создает коллизию между долгом и … Чем?

В рассказе герой приходит с детьми домой, а в доме уже обосновались немецкие офицеры. Они видят мужчину призывного возраста, в кирзовых сапогах, в солдатских галифе… Они вызывают его и детей к себе и, понимая, что он – дезертир, относятся к нему с презрением. Однако они оправдывают его, так как с их точки зрения – он дезертировал ради детей. А это, с точки зрения европейца (и напомним – фашиста) может оправдать дезертирство из отступающей, морально ослабшей армии…

Из текста рассказа судьба детей – неизвестна. А что касается дезертира, то в конце автор пишет, что после войны – он осуждён и сидит в лагере. И здесь тоже всё не так просто: в военное время его бы просто расстреляли, как явного дезертира… Значит, он был осуждён уже после войны… И здесь приходит на ум аналогичная история с польским доктором Яношем Корчаком, который, будучи воспитателем в детском доме, до конца исполнил свой долг – не бросил детей, которых отправляли в лагерь, в газовую камеру, а был с ними до конца, поддерживая их, давая им надежду… Он не нарушил свой долг воспитателя. А какой долг был у героя рассказа? Воинский. И он его нарушил, пусть и ради детей… Или долг любого человека спасти детей выше воинского долга, возложенного обществом на человека? И возникает опять вопрос – не воспользовался ли сержант-дезертир, у которого отец был немцем, ситуацией для спасения самого себя, не струсил ли он?..

Профессионально написанный Георгием Каюровым рассказ не оставляет читателя равнодушным и заставляет его сделать свой нравственный выбор – осуждать героя как дезертира, или оправдывать его как спасителя детей, и тем самым перенести осуждение на осудивших его...

Интересен и рассказ Юлии Шаманской «Милый белый свет». Шаманская пишет ярко и образно, создавая сложный мир своей героини – молодой алкоголички. Именно раскрытие внутреннего мира персонажа и выделяет этот рассказ из многих на эту тему, актуальную и сложную. Она взрывает мир своей героини, уже чувствующей себя на краю бездны. Шаманская пишет жестко, показывая мятущуюся душу и её поиск духовных опор…

Если в предыдущих рассказах улавливалась связь с биографией авторов, то рассказы Георгия Каюрова и Юлии Шаманской далеки от пересказа собственной биографии, они имеют разработанный сюжет, хорошо мотивированных и художественно прописанных героев, свой собственный мир…

Особняком стоит и очерк доктора наук Сергея Маслоброда «Как я совратил правоверного физика». Тема души и сознания у растений спорная и интересная. В очерке она поднята не только профессионалом, но и интересным человеком.

И, конечно, тема любви. Она и в рассказе «Под стук колёс» Светланы Бахрушиной, и в написанной с лёгким еврейским юмором миниатюре «Последняя любовь хамелеона» Нины Джос, а также в рассказе Ирины Христюк «Вопреки».

Другая тема – прелестей отдыха в горах – затрагивается в рассказе «Утро прелестное» Инны Лозинской…

Попытка что-то сказать о прошлом Кишинёва предпринимается в рассказе Натальи Козловской «Зоя». А вспомнить ещё недавние 80-е и 90-е годы предлагается читателям в произведении Юрия Лащевского и Геннадия Царегородцева «Два капитана».

В целом, альманах «Триумф короткого рассказа» разнообразен, создан интересными авторами, открывает многие грани нашего такого непростого мира, с его никому неведомым прошлым и ещё более непредсказуемым, но всегда с радостью ожидаемым будущим…

 

 

 

Комментарии