ПОЛЕМИКА / Игорь ГОЛУБЬ. УГЛЫ. О литературной премии «Лицей»
Игорь ГОЛУБЬ

Игорь ГОЛУБЬ. УГЛЫ. О литературной премии «Лицей»

 

Игорь ГОЛУБЬ

УГЛЫ

О литературной премии «Лицей»

 

Между «родился, женился, умер…» и «пришёл, увидел, победил!» определённо должно быть что-то ещё. Особенно это актуально для талантливых творческих людей. Сегодня, когда XXI век неаккуратно и деловито танцует вокруг костра, в котором горит классика, встаёт вопрос – а судьи кто? Кто определит, талантлив ли автор? Кто даст читателю воздух и как последнему отличить условный кислород от углерода?

Автор этих строк родился в Калининграде и является редактором и издателем одного из крупных молодёжных литературных журналов в стране – «Веретено». Многие зачем-то отбрасывают Калининград в Европу, но эта позиция мне принципиально не близка, родная русская культура и особенно литература кажутся мне самым надёжным маяком! Несмотря на то, что уже не первый год являюсь членом СПР, мне посчастливилось посещать легендарный калининградский «Родник», которым руководил не менее легендарный Сэм Симкин, и ещё больше посчастливилось воспринимать «учителем» в литературном мире замечательного калининградского поэта Игоря Белова.  Сегодня Калининград совсем иной, кроме того он стал микромоделью нашей страны, в нём соединены многие проблемы и беды современной литературы, а графоманство становится модным! Чьи это беды? Читателя. Мы настолько замкнулись в своих пресловутых тусовках, что забыли, кому предназначены наши слова и мысли. И ещё больше забыли о том, что ответственны за каждое сказанное слово.

Это тот самый вопрос, к которому с какой стороны ни подойди, будет угол. Писатель – уже не профессия, и давно, нас не курирует ни одно министерство, посему талантливый автор обречён либо на поиски средств в своём кошельке, либо на поиски спонсора. Нередко помочь в этом нелёгком деле молодому автору может победа в конкурсе, например, в хорошо известном многим конкурсе-премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских писателей и поэтов. Спонсором премии является группа компаний ЛОТТЕ в России, призовой фонд составляет почти  5 миллионов рублей. Сумма на самом деле весьма серьёзная.

Но наблюдая за этой премией со стороны и по сути уже не являясь молодым автором – я удивился. Александр Сергеевич жил ярко и не во всём был образцом, но не думаю, что его имя стоило настолько сурово превращать в мячик для пинг-понга. Довольно быстро крупная и способная стать мощнейшим инструментом по развитию молодой литературы премия стала игрушкой в чьих-то руках, игрушкой опасной. Во многих моментах, которые прослеживаются при наблюдении за результатами премии со стороны, есть очевидная политика. Между прочим, направленная далеко не на литературу, а на поддержку чьих-то интересов, например, интересов  представительниц фем-письма. И в этом году генеральная линия осталась в силе, недаром же Галина Рымбу и Мария Малиновская в шорт-листе.

С другой стороны, почему бы и нет – лишь бы талант был. Но вы же помните, углы со ВСЕХ сторон. Не стану касаться забавного момента – помощи в соискании лауреатов  вышеназванного конкурса на Нобелевскую премию по литературе. Просто предложу выдержку из положения о премии: «Премия «Лицей» учреждена в 2017 году с целью поиска и поощрения молодых талантливых российских авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества и внести существенный вклад в сохранение и развитие российской и мировой художественной литературы».

Друзья, и вот теперь вопросы из зала!

При всём уважении ко многим жителям постсоветского пространства, с каких пор Львов и Алма-Ата стали российскими городами? А кто вообще определяет качество текстов? Просто зайдите в группу «Лицея» и почитайте произведения авторов. Совершенно неважно, какой вкус у автора этих строк, читатель заслуживает лучшего – всегда! И когда я вижу в шорт-листе свою землячку, безграмотную графоманку Татьяну Шевченко, в текстах которой сленга больше, чем смысла, а хромой синтаксис перемежается с махровыми штампами, мой регион попросту пускают по Арбату как голого короля! Это что, такой чёрный юмор?

Мы должны дружно налить в бокалы крымское полусладкое и выпить залпом на похоронах русской литературы?

Простите, если мы говорим о качестве, то почему нет в шорт-листе Константина Комарова, Тихона Синицына, Ксении Аксёновой? Почему в нём нет мощнейшей Евгении Декиной, которая, между прочим, при этом тратит собственные деньги на семинары для молодых авторов? И в данном случае не говорим о деле вкуса, речь как раз о произведениях высокого качества, о которых так печётся, исходя из положения о премии, «Лицей».

Боремся за авторов, которые моложе? Тогда почему Ульяна Румянцева, которая в свои 16 уже пишет так, что мурашки по коже, не в шорт-листе? Выходит, ещё одна тусовка, вот и всё. Честно и лаконично. Тусовка с деньгами. И молодая литература тут не к месту, да она вообще много где не к месту.

Никто не говорит о пророках в своём отечестве, никто не просит завтра всех скинуться и дружно помогать действительно талантливым молодым писателям находить путь к своему читателю. Мы должны это делать сами и не надеяться на помощь сверху, как бы грубо это ни звучало. Это наше призвание, вот и всё.

Но прошу об одном, дорогие коллеги – давайте будем называть вещи своими именами. Литература – это пласт, который формирует внутренний мир целого поколения. Но пока очевидно, что внутренний мир поколения формирует дешёвый бездарный рэп, верлибры, в которых эмоций больше, чем смысла, солёные рассказы-исповеди о суровой первой любви, состоящие из переходящих друг в друга штампов, и тексты, забитые доверху сленгом и американизмами.

Это всё что угодно, но только не русская литература! Мы должны идти в ногу со временем, меняться? Отлично, но это не значит, что нужно опускаться до бескультурья и околесицы.

Если мы хотим помогать молодым авторам, то должны начинать делать это сейчас. Должны начинать отличать сетературу от литературы, есть ведь серьёзные всероссийские семинары, которые проводит Союз писателей России и на которых мастерами выступают заслуженные литераторы. Должны общаться с директорами школ и библиотек, чтобы талантливые дети понимали, куда им двигаться, но точно не в бар, чтобы шипеть в микрофон нечто бессмысленное и пошлое, сжимая в руке бутылку пива.

Культура начинается, когда мы ответственны за сказанное и написанное, и заканчивается, когда мы начинаем продавать гнутые пальцы и слюну самоутверждающихся. Когда мы превращаем литературу в модные показы а-ля Слава Зайцев. Когда наши дети видят экран компьютерного монитора или ноутбука чаще, чем нас. Здесь и сейчас мы должны объединиться и вместе бороться за то, что нам передали великие предшественники.

Иначе мы просто куклы. Иначе мы – никто.

Калининград

======================================================================

РЕДАКЦИЯ ДНЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ДОСТУП К КОММЕНТИРОВАНИЮ ЗАБЛОКИРОВАН В СВЯЗИ С НЕЭТИЧНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

НЕКОТОРЫХ КОММЕНТАТОРОВ НА СТРАНИЦАХ ДАННОЙ СТАТЬИ.
Часть комментариев скопирована ниже.

  КОММЕНТАРИЙ #24769                                             03.06.2020 в 17:02

Дорогие друзья и недруги! То, что я хотел сказать, чётко озвучил в материале. Это может не нравиться графоманам, которых в нашей стране и особенно в Калининграде тысячи и которые нападают, как свора, а в лицо сказать что-либо не способны - их мнения вполне ожидаемо вижу здесь. Я никогда не был большим талантом, и научился разбираться в людях и литературе намного позднее, чем стоило бы. Но это не может мешать мне, как любому литератору, честно высказать своё мнение, прямо и открыто. Причём не делая из себя какой-то нелепый ориентир! Если у кого-то затруднения с пониманием литературы, почитайте творения великих, причём совершенно разные творения - от Блока до Маяковского, от Бунина до Распутина. А ещё есть хорошие издания по литературной учёбе ;-) Оказывается, каждому можно учиться работать на уровне, а не кричать на всю страну о своей гениальности и позорить её высказываниями про клитор, похожий на хоботок муравьеда. И да, никогда не участвовал ни в одном конкурсе, особенно в "Лицее", благо слишком хорошо знаю, каким образом там получают премии. Я всего лишь обеими руками за таланты, будь то Евгения Декина или Борис Пейгин, они талантливы, есть замечательная Елена Жамбалова, которая лексически пишет хлёстко и жёстко, но это поэзия! А наблюдаемое в шорт-листе "Лицея", за исключением пары авторов, пародия на литературу! И всё, что нужно лично мне - чтобы такие суммы давали талантливым людям, НЕ МНЕ, потому что не стою этих денег совершенно, а действительно талантливым людям, поэтому и сам трачу большие суммы на масштабный журнал, - публикуемые в нём люди, в отличие от меня, имеют шанс остаться в литературе и что-то изменить к лучшему! Ну и последнее - уже к недругам - вы жалки в своих высказываниях, вам даже не хватает смелости поставить имя с фамилией под репликами. А мне хватит смелости, если будет нужно, сказать вышеизложенное каждому в лицо. И чистая правда, ниже есть комментарий про это, "колесо истории" раздавит весь этот тухлый горох от литературы и оставит монолиты. И если для того, чтобы пару сильнейших писателей или поэтов смогли стать голосами своего поколения в лучшем виде, нужно быть раздавленным колесом истории, пускай оно меня давит. Лишь бы осталась литература, а не вот это пошлое безликое бесформенное НИЧТО.

 

    КОММЕНТАРИЙ #24747                                              03.06.2020 в 12:23

Мой комментарий, вижу, утратил актуальность (во всяком случае — тут) — откровенное хамство и грязь удалены администрацией. И слава Богу. Только вот, к сожалению, это мало что меняет в сложившейся ситуации...
К.Шакарян

 

  КОММЕНТАРИЙ #24744                                                03.06.2020 в 11:26

Автор во многом резок и даже жесток, но, как ни печально, нельзя отрицать, что во многом он и прав. За конкурсами и премиями очень часто стоит политика и дележка бабла. Графоманов на порядок больше, чем нормальных авторов, и именно они почему-то на виду и на слуху. Я не знаю, стоит ли ломать копья и можно ли что-то изменить... Но если молчать, точно ничего не изменится.
Е. Смолева.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24743                                                   03.06.2020 в 11:22

Любой образованный человек разберется легко - где графоман, а где поэт. Когда я встречаю сочетания, подобные следующим: "колокольчик на люпине", "пою колыбель", "бреду одной ногой", "стекает пепел", я как филолог и в, частности, литературовед, вижу за строками графомана, который срифмовал да не подумал. И покорение собственных высот не при чем. Глупо утверждать, что ты достиг совершенства. Это удел дураков. Пока автор жив, он обязан подниматься выше и выше, учиться и работать над собой. Не так ли?
Екатерина Мантурова.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24737                                                   03.06.2020 в 10:38

Знаете, погружение в трясину не несёт ничего хорошего для ныряльщика. Но иногда молчание душит ещё сильнее. Бедный-бедный наш Александр Сергеевич Пушкин, именем которого назван конкурс, в финале которого совершенно предугадываемо оказываются люди, коверкающие русское слово, испражняющиеся на него, наплевавние и поправшие все законы языка! Господи, помоги мне развидеть строчки авторки (гаденький неологизм, диктуемый временем), одной из финалисток Лицея про вульву её бабушки, похожую на зайчонка... И вот такого там немало. Если желаете, можете ознакомиться с коротким списком. Таланты молчат, им залили рты, а кричащие графоманы, далёкие от литературы, как северный полюс от южного, орут о себе. Автор кончается там, когда он говорит, что всего достиг в плане мастерства, но еще страшнее люди, которые, даже "не поднявшись на самую низкую кочку, не открывшие Азбуку", отрицают все традиции и законы. Не желающий видеть свои недочеты, отказывающийся работать, а мечтающий сплясать на костях классиков, обречен. Если он один. Вот и сбиваются в стаи, вписваются в глотки Иудушки от литературы, предавшие и вывернувшие наизнанку нашу речь. И к комментарию номер 24735 - унижает литературу не Игорь, вскрывший давно нарывающий гнойник вовсе не калининградского масштаба, а писцы, на полном серьезе говорящие о том, что будущее русской литературы не за традициями, не за талантом, а журчанием туалетного бочка. Простите нас, Александр Сергеевич, не уберегли!
Екатерина Мантурова, г. Калининград

 

  КОММЕНТАРИЙ #24730                                                        02.06.2020 в 22:02

Хотелось бы разобраться. Статья написана о псевдолитературе, которой нас всех морочат. Касается это всех, кто хоть мало-мальски умеет отличить чёрное от белого в литературном процессе. А значит, это не распространяется на один Калининград (пускай автор живёт там, это ничего не меняет) — при этом львиная доля комментаторов именно из Калининграда. О чём это говорит? Поддержка земляков? Не тут-то было! Одни оскорбления — в адрес автора, его журнала, его позиции, его отношения к литературе... Ещё бы до семьи дошли, ей-богу! Такую ненависть не замаскируешь претензиями к "стилю", обвинениями в зависти и т.д. Уж если на то пошло, о зависти можно говорить и с обратных позиций — в отношении товарищей комментаторов... Я вижу, у большинства из них нет фамилии, а у многих и имени. Что неудивительно. За такими хамскими "мнениями" чувствуется синдром стада.
Перед лицом ужасающей деградации и вырождения современного российского литпроцесса всем нам, кто ещё в состоянии понять смысл строк: "И мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово" — вместо мелких выяснений отношений нужно объединяться, и как можно скорей. Автор статьи при всей своей резкости это понимает — многим он отдаёт должное, что, конечно, не замечено никем из его, с позволения сказать, "оппонентов". Но как всем обидно за своих! Неистребимая местечковость, не дающая подняться над уровнем собственного двора. А мы ещё говорим о литературе... Увы и увы.
К.Шакарян
 

 

  КОММЕНТАРИЙ #24721                                           02.06.2020 в 19:48

НА КОММЕНТАРИЙ #24719
Не будьте голословны, приведите примеры ваши "вопиющие".

 

  КОММЕНТАРИЙ #24720                                              02.06.2020 в 19:45

ОТВЕТ на КОММЕНТАРИЙ #24718
Вы спрашиваете, "Игорь, почему вы столь грубо пишете про Татьяну?".
А вы вернитесь к тексту Игоря и найдёте в нём прямой ответ на свой вопрос: "И когда я вижу в шорт-листе свою землячку, безграмотную графоманку Татьяну Шевченко, в текстах которой сленга больше, чем смысла, а хромой синтаксис перемежается с махровыми штампами, мой регион попросту пускают по Арбату как голого короля! Это что, такой чёрный юмор?".
Или вы пропустили эти строки? Тогда надо читать внимательнее, и не задавать пустых вопросов.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24719                                                     02.06.2020 в 19:39

Игорь Голубь забыл добавить, что про своё лицемерие по отношению к литературе. Он состоит в патриотической организации, но кроет чёрным нашу страну. Он осуждает англицизмы, но успешно их использует вместе со сленгом. Хотите увидеть дно литературы? Почитайте его тексты. Вот этот спектакль вам точно не захочется смотреть до конца.
Тамара, Тверь

 

  КОММЕНТАРИЙ #24718                                                     02.06.2020 в 19:24

Игорь, почему Вы столь грубо пишете про Татьяну?
Борис Пономарев, Калининград.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24713                                                      02.06.2020 в 15:12

Уважаемый автор!
А что с того, если мы назовём вещи "своими именами"? К сожалению от этого ничего не меняется. С Вашим последним абзацем я согласна.
Бездарные "вещи", перечисленные Вами (кстати, эмоции не самое плохое) конечно же, заполонили большинство пространства. Но это пока что - неизлечимо. Будем надеяться на "колесо истории". Со всего написанного сейчас, по истечению многих (возможно, очень многих) лет, найдутся живые, не пустые зёрнышки. Только на это остаётся уповать.
Удачи.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24712                                  02.06.2020 в 15:06

Комментатор 24709
Мой вопрос отношу к собственной непонятливости и просто просил разъяснения как лицо, возможно, незнакомое с нынешними реалиями.
Журнал "Веретено" теперь буду знать.

 

  КОММЕНТАРИЙ #24709                                          02.06.2020 в 14:24

Что значит "продавать гнутые пальцы и слюну самоутверждающихся"?