ПУБЛИЦИСТИКА / Владимир КАЗМИН. ВЫСТАВКА «Вещдоки Material Evidence. Донбасс. 365 дней АТО»
Владимир КАЗМИН

Владимир КАЗМИН. ВЫСТАВКА «Вещдоки Material Evidence. Донбасс. 365 дней АТО»

Владимир КАЗМИН

ВЫСТАВКА

«Вещдоки Material Evidence. Донбасс. 365 дней АТО»

 

С 7 по 19 апреля в павильоне «Украина» московского ВДНХ будет проходить выставка международного проекта «Material Evidence» («Вещественные доказательства»), посвящённая годовщине начала так называемой антитеррористической операции на Юго-Востоке Украины.

Основная цель проекта – информирование мировой общественности о трагедии мирного населения, страдающего от военных конфликтов по всему миру, и демонстрация материальных свидетельств гуманитарной катастрофы, вызванной ими.

События прошлого года привели Украину в состояние гражданской войны. Вооруженный переворот, начавшийся в Киеве, кровавым эхом прокатился по всей стране, сталкивая националистов и неофашистов западных областей с населением юго-востока Украины. Митинги переросли в уличное противостояние, из которого выросла гражданская война, подорвавшая и без того шаткую политическую и экономическую ситуацию в стране.

В фокусе выставки жизнь гражданского населения двух областей: Донецкой и Луганской. Военные корреспонденты и фотографы собрали обширный фотоматериал, иллюстрирующий реальное положение мирного населения в зоне АТО, им удалось вывезти ряд артефактов: вещей и предметов, изображённых на сделанных ими снимках.

Я посетил эту выставку и был потрясён той душераздирающей атмосферой, которая передаёт ужасы братоубийственной войны на Донбассе. Несмотря на то, что я собственными глазами видел трагедию, которая разыгралась в городах Донбасса, и сам побывал под обстрелами, здесь в павильоне «Украина» ВДНХ организаторы выставки смогли сконцентрировать в небольшом пространстве боль и страдания мирных людей, и это не может оставить равнодушным любого человека.

В павильоне я увидел пожилую седую женщину, она не скрывала своих слёз. Я подошел к ней и завёл разговор. Вначале думал, что она жительница Донбасса, но оказалась, что эта простая русская женщина Мария Яковлевна живёт в подмосковной Балашихе.

– Я не верю своим глазам, – говорит Мария Яковлевна, – неужели всё это происходит в нашем мире? Я проехала в своё время практически всю Украину, там же всегда жил добрый, хлебосольный народ. Я не могу понять, что произошло с людьми! Это просто ужас, в моей голове не укладывается вся эта боль и трагедия, что ворвалась в судьбы этих несчастных людей. Я узнала об этой выставке из теленовостей и специально приехала посмотреть собственными глазами на кровавые факты братоубийственной войны, но не ожидала такого страшного эффекта, который смогли передать организаторы выставки…

Мария Яковлевна говорила тихо и сквозь слёзы, что здесь можно ещё добавить к этим простым, сердечным словам русской женщины?

Выставка занимает площадь более 1 000 кв.м, на которых представлены два проекта: традиционная фотовыставка и экспонаты из зоны АТО и интерактивная экспозиции. Организаторы превратили часть павильона «Украина» в кварталы разрушенного Донбасса. Зритель погружается в атмосферу войны и на себе чувствует тот ужас и отчаяние, которое испытали мирные жители, чьи дома были разрушены в результате боев, чьи родственники погибли или были ранены под обстрелами реактивных снарядов.

Каждый кадр – личная боль, боль от потери родных и близких, горечь утраты, разрушенные надежды.

Пробитая пулями «ГАЗель», разорванные снаряды, искорёженные дорожные знаки, бронежилеты и каски, сотни стреляных гильз. У каждой фотографии есть вещественное доказательство её подлинности. Среди вещдоков, привезённых с Донбасса, есть кассетные бомбы, часть баллистической ракеты «Точка У» – свидетельство того, что против мирных жителей применялось запрещённое оружие.

Особое место в экспозиции занимает стела «Дебальцево». Она – тоже вещдок. Её привезли сюда непосредственно из Донецкой области. Для того, чтобы демонтировать надпись и перевести её в Москву, были задействованы десятки людей и спецтехника. Теперь она напоминает людям о событиях февраля этого года.

Куратор проекта – Бенджамин Хиллер, независимый фоторепортёр. С 2008 года занимается освещением кровавых конфликтов на Среднем и Ближнем Востоке – в Турции, Ираке, Иране, Сирии, Афганистане и вот теперь в Донбассе.

Гордана Блажевска – журналист газеты Utrinski Vesnik, Шон Кедиан – журналист газеты Boere Krisis Aksie ЮАР, Оси Гринвэй – военный фотожурналист, корреспондент медиа-агентства Транстерра, это они организовывали выставку в тесном содействии с руководством ДНР и ЛНР.

Помимо вещественных доказательств, на открытие удалось привезти жителей Донбасса, которые лучше любого экспоната могут рассказать об ужасе так называемой антитеррористической операции.

Люди, в душе которых война оставила незаживающие раны, смогли приехать на выставку, благодаря поддержке министра информационной политики, печати и массовых коммуникаций ЛНР Вячеслава Столяренко, который сопровождал их по пути в российскую столицу.

Жительница посёлка Новоанновка Краснодонского района Олеся Макогон рассказывает, что она вместе с тремя детьми и мужем провели прошлое лето в бесчисленных перемещениях из квартиры на втором этаже в подвал, где семья пряталась от обстрелов. Позже, когда разорвавшийся во дворе дома снаряд буквально снёс взрывной волной крышу, многодетная семья была вынуждена покинуть родные стены и снимать жильё в другом месте. В настоящее время Олеся, её супруг Александр и дети Валерий, Ян и Даниил живут в одноэтажном доме в Новоанновке.

– Прошлым летом началось что-то такое, что я не могу вам передать это словами, – вспоминает Олеся начало войны. – Оглушительный треск, взрывы, все перепугались, паника, очень много людей на улицах, кто-то падает на землю… Это было в июне. Мы ночевали в подвале. Было очень страшно. Спали в коридорах на матрасах вместе с детворой, потому что в комнатах везде стекла от выбитых окон. Я вообще ночью не спала, муж со старшим сыном как-то поспокойней к этому относились. Наготове всегда лежали документы, тёплые вещи (потому что в подвале, несмотря на лето, было очень холодно), в бутылках постоянно была набрана питьевая вода. Потом очень долго не было воды, света, еду готовили во дворе на кострах. Из подвала вылезали, немножечко посидим, и опять в подвал…

У Татьяны Чернец, жительницы соседнего с Новоанновкой села Новосветловка, война забрала мужа. Сергей, никак не связанный с ополчением, получил осколочное ранение у ворот своего дома 24 августа прошлого года, в этот день общегосударственного праздника – Дня независимости Украины.

– Они (Вооруженные силы Украины) хорошо попраздновали, – саркастически замечает Татьяна. – Мужа откинуло взрывной волной и посекло осколками. Надо было хотя бы в больницу его отнести – никто не может, потому что бьют артиллерийские орудия. Всё-таки мы смогли его доставить в больницу: бежали, падали, и снова бежали, и снова падали. Тащили по лестнице в больнице. Принесли. Ну а что он? Кровью истёк. Он был весь побитый, как решето. Не выдержав гибели сына, в феврале от переживаний скончался отец Сергея – Николай Чернец.

– Он по Сереже сильно-сильно плакал, – говорит Татьяна. – Первого февраля у него случился инсульт, и он больше не вставал, а 19 февраля умер. Сын Сергея, трехлетний Ваня, часто вспоминает папу. Ванечка часто говорит: «Что, мама, папу солдаты убили?» или «Папу танки убили?». А я что? Заплачу и всё, – не скрывает слёз Татьяна. – На кладбище пошли, он и говорит: «Мам, тут что, папа спит?». А ему никто не говорил, что там «папа спит»… Говорит: «Солдаты папу убили, он в ямку упал и спит». Сергей часто с Ванечкой играл…

На стендах выставки написаны красноречивые цифры, за которыми стоит трагедия прошедшего года. Я приведу только некоторые из них.

В зоне конфликта погибло более 200 детей. Из 424.113 жителей Луганска на 1 января 2014 года без крова остались на 1 марта 2015 года 91.301 человек. Из 949.825 жителей Донецка без крыши над головой в этот же период осталось 188.327 человек. Полностью разрушено более 10 православных храмов, уничтожено 33 моста и более 3.000 метров путепроводов, 1.500 объектов электроснабжения, 70 медучреждений, 110 тысяч жилых домов, 7 шахт, более 100 промышленных предприятий, пострадало 230 школ, 60 культурных учреждений, разрушено более 1.500 километров автомобильных дорог и этот список можно продолжать! Реальные людские потери до сих пор полностью не подсчитаны!

 

Вот что принесла собственному народу преступная киевская хунта и так называемая АТО. Об этом должна знать мировая общественность. Военным преступникам, засевшим в Киеве, и их заокеанским кураторам – нет прощения! 

Комментарии