ПУБЛИЦИСТИКА / Владимир КАЗМИН. «ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ…». Путевые заметки
Владимир КАЗМИН

Владимир КАЗМИН. «ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ…». Путевые заметки

 

Владимир КАЗМИН

«ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА ПОЛУШКА, ДА РУБЛЬ ПЕРЕВОЗ…»

Путевые заметки

 

Больше года льётся кровь на просторах Донбасса. Как изменилась жизнь людей, которых ввергли безумные политики в хаос братоубийственной гражданской войны, как изменилась их психология и само отношение к жизни и всему происходящему вокруг, я попытался понять в очередной приезд на родину в Луганск.

 

Штрих первый

Граница. КПП «Донецк (Ростовский) – «Изварино»

 

Вереницы машин и пешие очереди людей, пересекающих границу с ЛНР и Россией, но это столпотворение существенно отличалось от хаоса годичной давности, когда грохотали со всех сторон орудийные залпы. Сейчас утомительное стояние в очередях на границе больше похоже на бойкое, торное движение торгового шляха. Нужно отметить, что практически все эти люди вовсе не беженцы, а простые путники, движущиеся по своим делам в одну или другую сторону.

Я подошёл к женщине, которая стояла у КПП с двумя увесистыми сумками. Было видно, что ей очень тяжело тащить свой груз. Предложил свою помощь. Елена Васильевна, так звали мою попутчицу, с благодарностью откликнулась, мы разговорились.

– Еду от сестры из Каменск-Шахтинска. Привезла ей гостинцев, погостила пару дней. Вот скупилась, в основном продукты и лекарства. Теперь обратно в Краснодон. Муж работает на шахте, зарплату платят в рублях, не хватает, конечно, но мы как-то выкручиваемся.

– И часто вы так курсируете через границу?

– Два-три раза в месяц я езжу в Россию, да практически все в Краснодоне ездят туда-сюда. Вы видите, какие очереди, люди в любой ситуации находят выход, уже привыкли к такому течению жизни. Не нормально всё это, но что ж поделаешь, выживать как-то надо. Скорей бы всё успокоилось. Мы и при Украине ездили часто в Россию, а теперь, когда Донбасс стал ещё ближе к нашим братьям, такие поездки стали обыденными. Вот только один барьер остался – граница. Люди понимают, что в одночасье убрать её нельзя, ведь больше двадцати лет украинские власти резали наш народ по живому, разделяя нас, и войну эту затеяли…

– А какой вообще настрой простых людей, что думают о будущем, как жить дальше?

– Что тут думать, мы уже никогда не будем вместе с Украиной, да мы и никогда в душе своей не были с ней, а теперь после того, что они натворили с этой войной, однозначно – будущее наше только с Россией! И я верю, пройдёт немного времени и этой границы не будет между нами, ведь мы едины по сущности своей…

Мы перешли границу, я помог донести Елене Васильевне сумки до остановки маршрутного такси. Мы попрощались, пожелав друг другу доброго пути.

В колоне машин, уже на стороне ЛНР, я встретил немало знакомых лиц. И это также были не беженцы: кто-то ехал на отдых к морю, кто-то, как и моя новая знакомая, держал путь в Россию за покупками, в гости к родственникам или друзьям, кто-то ехал на работу или с работы. Одним словом, обычное жизненное движение.

 

Штрих второй

Земля Донбасса – мирная земля.

Дорога: Изварино – Краснодон – Новосветловка – Луганск

 

Ещё ранней весной проезжая этим путём к Луганску я видел повсюду следы недавних боев: разбитую бронетехнику, обожжённые дома, изрытые воронками поля и торчащие из земли неразорвавшиеся ракеты установок залпового огня «Град». Теперь, всего-то за несколько месяцев, вокруг всё преобразилось. Засеянные и вспаханные поля радовали глаз. Нигде не было видно опалённого войной железа, всё убрали и очистили. Шахтёрский город Краснодон, как и прежде до войны, гудел повседневной жизнью.

На луганской трассе, которую в прошлом году окрестили «дорогой жизни», в нескольких места работали ремонтные дорожные бригады. Новосветлавка ещё не совсем оправилась после безжалостных бомбёжек, но и здесь было видно, что люди постепенно налаживают мирную жизнь.

Луганск меня встретил солнечным теплом, чистыми улицами и цветами ухоженных клумб. И всё же на стенах домов ещё были видны следы кровавых отметин – это осколки разорвавшихся здесь снарядов, они впились в стены и окна, и в наши души...

Несмотря на мирную с виду жизнь города, ощущалось огромное напряжение и тревога блокады, которую устроили укро-нацисты для жителей Донбасса.

 

Штрих третий

Блокада и непоколебимая вера в победу

 

Иду по Центральному рынку Луганска. Бойкая торговля, многолюдно. Повсюду двойные ценники. Подхожу к прилавку. Помидоры – 25-35 грн. за кг, ниже 50-70 руб. за кг., мясо свинины – 110-170 грн. за кг., 220-340 руб. за кг., и так далее. Фиксированный курс гривны к рублю один к двум, рубль постепенно вытесняет из оборота гривну. Спрашиваю, почему так дорого, практически цена на продукты такая же высокая, как и в Москве, а зарплаты и пенсии в ЛНР на порядок ниже, как жить?

Это блокада, говорят торговцы, а попросту геноцид, который устраивает киевская хунта по отношению к жителям Донбасса. Традиционные поставщики сельхозпродуктов из северных районов области оккупированы укро-нацистами и отрезаны от промышленных районов ЛНР. По линии соприкосновения у Станицы Луганской, Счастья, Трёхизбенки и так далее не прекращаются вооружённые провокации со стороны украинских военных. Нет проезда и прохода ни в одну, ни в другую сторону. Спрашиваю, а как же вы умудряетесь возить продукцию? Выясняется, что «голь на выдумку хитра»… Существуют несколько нелегальных лодочных переходов через Северский Донец, один из них в районе села Жёлтое. Селяне по договоренности с украинскими вояками за определённую мзду, порой рискуя жизнью, везут продукты в Луганск, вот и получается – «за морем телушка полушка, да рубль перевоз…».

– Мы все уже устали от этого бесовства, – говорит один из продавцов, – в начале лета на корню пропала клубника, которую вырастили с таким трудом, а продать было негде. Сейчас вот овощи пропадают, а то, что удаётся привести в Луганск, приходится продавать втридорога, рынок формирует цену. К примеру, в Новоайдаре помидоры стоят 8-10 гривен за килограмм, но попробуй, привези их оттуда! Я всю жизнь занимаюсь овощами, но такого разорения ещё не видел!

Люди, на севере Луганской области, проклинают киевскую власть и ненавидят этих, так называемых «освободителей». От кого они нас освобождают? От моей дочки, которая живёт в Луганске, или от моих внуков? Мы их ненавидим, но страх сильнее, и всё же сильнее страха только вера в победу здравого смысла. Мы верим, что совсем скоро действительно освободимся от этой кровавой киевской власти и заживём мирно, как прежде.

 

Я шагал по родным луганским улицам и, к большой радости своей, видел очень много молодёжи. Это был уже совсем другой город, по сравнению с унылыми отрешёнными лицами прохожих зимы и ранней весны 2015 года.

Возле Луганского института культуры и искусств им. Матусовского весёлыми стайками толпились абитуриенты. Они не хотят думать о войне, они хотят творить прекрасное, и это самое главное – это и есть настоящая жизнь. Война действительно перевернула сознание людей, выбросив из душ их мерзость и хлам, и обнажились самые светлые глубины человеческой сущности с непоколебимой верой в свою правоту и верой в победу добра.

 

Штрих четвертый

Луганская Швейцария – Ровеньки «Шахтерские зори», Александровский парк

 

Я приехал к родным в Ровеньки. Шахтёрский город-труженик практически не пострадал от боевых действий, но экономическая блокада, устроенная укро-нацистами, здесь ощущалась уже в более глобальном аспекте. Угольные склады мощных ровеньковских шахт забиты «чёрным золотом». Нет реализации угольной продукции. Предприятия работают, но добыча угля упала в несколько раз, по сравнению с довоенным уровнем. Только вот непонятно, как будет выживать Украина без энергетических углей Донбасса будущей зимой; «свидомые» рубят сук, на котором сами же и сидят… Да, как говорится, бог им в помощь на этом «праведном пути»…

Донбасс выживет, несмотря ни на что, это я увидел и почувствовал за дни, проведённые на родине, эта уверенность отчётливо читается в глазах моих земляков, их несгибаемый дух сильнее мощи испускаемого мрака нацистов.

Где бы я ни был, с кем бы ни встречался, повсюду слышал: «Мы победим!».

С родственниками я посетил удивительное место – Александровский парк, который обустроен ровеньковскими горняками в районе санатория-профилактория «Шахтёрские зори». Эту местность ровеньчане с гордостью называют «Швейцарией».  Здесь природа словно магнитом притягивает к себе.  Вековые  дубы, стройные осины  и берёзы, между которых  проходят терренкуровские дорожки, источники с кристально чистой водой, пьянящий воздух, шелест листвы и мелодия ручья – всё это так далеко отодвигает тебя от войны, от блокады и беды, что просто хочется петь!

Я ходил по парку и думал, что нет такой силы, которая могла бы сломить волю и мощь донбасского характера. И как бы ни юлили украинские переговорщики в Минске, отодвигая мирное разрешение гражданского конфликта в Донбассе и всей Новороссии, настоящий мир придёт на эту землю, и мир этот будет только вместе с Россией! А если снова киевская хунта развяжет кровавую бойню, тогда укр0-нацисты получат достойный ответный удар, потому что сама земля нам в помощь!

Комментарии