ПОЛЕМИКА / Игорь БАХТИН. АПОКАЛИПСИС, или Эпидемия трихиноза
Игорь БАХТИН

Игорь БАХТИН. АПОКАЛИПСИС, или Эпидемия трихиноза

04.11.2019
166
6

 

 

Игорь БАХТИН                    

АПОКАЛИПСИС, или

Эпидемия трихиноза

 

«…он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волею. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса...».

 

Это отрывок из самой читаемой книги Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», — сон Родиона Раскольникова. Он всегда мне вспоминается, когда я просматриваю ежедневный (страшный!) дайджест российских новостей. Не охвачена ли наша страна эпидемией трихиноза, предсказанной Фёдором Михайловичем? — думается мне. За неполные тридцать лет смуты и раздрая, калейдоскопически быстро меняющихся событий, успела измениться ментальность большинства людей. По ним стремительно прокатился бездушный чугунный каток беспредела, оставив после себя обезверившихся, изломанных и потерянных людей. Думая о временах гражданской войны в России начала XX века, сравнивая те времена с нынешними, я проводил мысленные параллели с днём сегодняшним и находил много общего, хотя сейчас и нет вооружённого противостояния. Пожалуй, времена распада, развала, перестроек, жестоких реформ, переворотов, показательней всего сравнивать с временами гражданских войн. А такие войны не обязательно противостояние групп с оружием в руках, у них разные формы могут быть. Они могут иметь латентный характер, как у нас, например, сейчас, но и в такой стадии они наносит обществу не меньший урон, чем при вооружённых столкновениях. Я недавно прочёл замечательные мысли Ивана Ильина о гражданской войне. Уж ему-то, очевидцу тех кровавых событий, хочется верить, да и ярко он пишет. Если применить его строки к нашей действительности можно увидеть абсолютное сходство явлений. К примеру, он пишет, что в такие времена нравственные тормоза и общественные устои парализуются или вовсе отбрасываются, торжествует злая воля. Например, он пишет, что законы в такие времена молчат или непрестанно меняются. Сколько их поменялось за последние тридцать лет? Или вот это его следующее заключение: «исчезает взаимное доверие, все стремятся принять иное обличье и скрыть свои истинные симпатии». Как тут не согласиться! И внимание: «уголовники проникают всюду, они стремятся к власти, бедность своего народа им ни о чём не говорит; разруху они даже не замечают». Ну, это просто в «десяточку»! А дальше он пишет, что разрушение национальной культуры уголовникам безразлично, поскольку они безродные карьеристы, которые привыкают купаться в крови и им всё равно, где добывать деньги. Ну, что ещё тут можно добавить?! И хотя сейчас люди не сидят в окопах, не бегут с рёвом в атаки, но злая воля, и всё ей сопутствующее, увы, торжествует. Идёт незримая гражданская и, конечно же, духовная война. При этом небольшая, но мобильная армия выползней, пришедшая к власти, всё время наступает, теснит и громит огромную, но деморализованную народную армию.

 Сейчас очередное время слома, переломный период истории. Пришло новое испытание для цивилизации, а ежедневные сводки новостей напоминают новости с полей сражений.

Есть, пожалуй, какая-то страшная мистическая и историческая логика в том, что эпидемии трихиноза случаются именно в смутные времена, а не в спокойные и мирные. Люди изнурённые и задавленные беспрерывно меняющимися картинками бытия, невзгодами, страхом за жизнь, пандемонической картиной мира, несмолкающими речами сонма бесов и бесенят, вечным шумом несовместимых понятий, ослабевают духом и массово склоняют в такие времена голову перед злом, отцом лжи и убийцей от века. Наш гениальный провидец, аллегорично и ярко прорисовал такую ситуацию в этом коротком куске романа. Суть эпидемии в том, что трихины это не простые микробы — это духи, с умом и волею. А человек-то «духом водится» по Апостолу Павлу! «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», — слышим мы из глубины веков. Что ж станет с человеком, когда его станет водить «дух трихин», а не Дух Божий?! Эта короткая ремарка писателя о том, что трихины — существа с духом, умом и волею, очень важна для понимания того, что трихины вызывали болезнь духа, люди ведь не мёрли, как от болезни, корчась от боли, не умирали в конвульсиях, не покрывались язвами — они становились бесноватыми и сумасшедшими! С ними происходили невероятные изменения: каждый горделиво считал себя самым умным, единственно познавшим истину, а их нравственные убеждения становились непоколебимы. Заражались целые города и сёла, все были в тревоге, друг друга не понимали, каждый думал, что в нём заключается истина. Люди не могли согласиться, что считать злом, а что добром, кого обвинять, а кого оправдывать. Они злобно убивали друг друга. Собираясь в кучи (наши митинги, митинги, митинги, союзы, манифестации, партии!), на что-то соглашались, но тотчас начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Остановились ремёсла и земледелие, потому что каждый предлагал своё, а согласиться между собой они не могли. Начались пожары, голод...

Не те же ли самые «трихины» из больного сна Раскольникова убивают сейчас мою Россию, поразив в первую очередь людей с ослабленным духовным иммунитетом? В самом деле, не остановлены ли заводы, не зарастают ли плодородные поля, не расползается ли по земле дремучее язычество и сектантство, не растёт ли напряжение и непонимание между «низами» и «верхами», не девальвировалась ли цена человеческой жизни, не в тревожном ли разномыслии происходящего находятся массы, не топчем ли мы Святыню и не бросаем ли бисер свиньям; пришли ли мы к какому-то согласию и единению?

 В веке девятнадцатом Достоевский описал фантастическое явление трихин, разрушающее человеческое общество духом отрицания, эгоизма, гордыни, безбожия. Трихинозная бацилла приходит из эпидемического духовного центра, от «умного духа пустыни», искушавшего когда-то Христа, пытающегося разжечь в нём гордыню и тщеславие, издевательски и лукаво соблазнявшего Господа броситься с кручи вниз, поразить воображение людей чудом, чтобы доказать, что Бог не позволит погибнуть Сыну Божьему. Но это Христос, сын Божий, мог одной спокойной фразой — «Написано так же: не искушай Господа Бога Твоего» — разбить ложь духа пустыни! А смертный человек, вцепившийся в тележку продуктового супермаркета и вперившийся в смартфон? Он хватается за «хлеб земной», он и «умному духу пустыни» поклонится, и вниз головой бросится в экстазе ради позорной славы и сытого счастья.

 Фёдор Михайлович не раз ещё касался темы трихин в своих сочинениях, не употребляя уже сам этот термин. В «Бесах» с особой силой ему это удалось показать, в «шигалёвщине». А в «Братьях Карамазовых», в конце книги (почему-то на это место не очень обращают внимание), устами адвоката он приводит примеры ужасных преступлений из газет того времени, размышляет о причинах этого явления. Задаётся трудными вопросами, что это: «равнодушие, к которому «тёпленькое» отношение», знамения времени, которые пророчествуют нам незавидное будущее, цинизм, истощение ума общества, или расшатанные нравственные основы, возможно, которых и нет уже в природе?».

Он говорит об эпидемии самоубийств среди молодых людей, совершаемых без гамлетовских вопросов о том, что будет за гробом, что «мысль о духе нашем и всем, что ждёт нас за гробом, похерена, похоронена и песком засыпана».

Непросвещённому нынешнему читателю, чтобы он понял, о чём идёт речь, придётся объяснять, что именно тогда, при жизни писателя происходило то, что он описывал. Именно в те времена буйно расцветал нигилизм, атеизм, анархизм, богоборчество. Как грибы после дождя, множились революционные кружки, в один из которых и самого писателя засосало. «Шахиды-петролейщики» мастерили в подвалах бомбы, горячо обсуждались идеи женской эмансипации, благоденствовали Герцен и Прудон, трудился прогрессивный критик и публицист «букашка» Белинский (по выражению самого Достоевского), между прочим, ни кто иной, а именно Белинский придумал издевательское «рассейский народ». Этот термин пришёлся по нраву и нашему уральскому водителю из коммунистического плена президенту Ельцину, не выходящему из алкогольного пике. Помните, это его трескучее: «Дорогие р-р-рысияне...».

И сегодня новости вопиют о том, что эпидемия трихиноза с невероятной силой катится по стране. Люди режут, жгут, травят, душат друг друга, давят себе подобных автомобилями, без жалости к старикам, женщинам и детям.

Позитивных новостей, которые бы взорвали страну таким ликованием, как, например: «Ура! Мы в космосе! Юрий Гагарин облетел землю!» — 12 апреля 1961-го — теперь нет. Недавнее «Крымнаш» не дотянет и до четверти восторга и единения страны, случившегося 12 апреля 1961-го года, или же ликования, когда в финале баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр Советский Союз победил американцев золотым броском Белова! До сих пор живо то воспоминание! Теперь не пустеют улицы, как прежде, когда шли премьеры «17 мгновений весны», «Адъютант его превосходительства», «Место встречи изменить нельзя», «Тени исчезают в полночь»! Не смотрят всей семьёй премьеры наших мультиков. Под классный мультик и манная каша вся съедалась, и чипсов не нужно было. М-да, трихиноза ещё не было, хотя он уже просачивался — зрели в прелых подвалах личинки.

Сами новости нынче устаревают мгновенно. Градация на новости хорошие и новости плохие теперь стала весьма условна. Пандемонизм, отягощенный эпидемией трихиноза, делает одни и те же новости для одних хорошими и ужасными для других. Например, куда отнести вот такую новость: «Развлекательные телеканалы получат 7 млрд. рублей» или «Кабмин поддержал возврат пива на футбольные матчи». Для производителей пива и для развлекательных каналов это новости хорошие, а в общем для всей страны не очень, потому что спаивание населения усилится, драки на матчах станут чаще, а развлекательные каналы, во-первых, распилят бюджет, во-вторых, наклепают развратной оболванивающей и дебилизирующей туфты.

 Или такая новость: «Медведев сказал, что в экономике всё в порядке». Для всего блока экономического синклита России (разносчика трихиноза) — новость ободряющая: сам премьер как бы оценивает положительно их работу. А предприниматель, задавленный налогами, почему-то кроет последними словами и премьера и его ненасытных коллег. Почему?

 Или вот новость. Сам президент заявляет: «Семья, в которой три ребёнка — нормальная и правильная». Прекрасная новость-откровение, как проверенная веками пословица или как аксиома о Волге, впадающей в Каспийское море? Но портят это откровение всю нынешнюю осень газетные новости: «В России увеличилась доля семей, которым денег хватает только на еду и одежду — Росстат»; «Число внуков у российских бабушек и дедушек сократилось в 7 раз за 90 лет»; «Пропавшего в Башкирии ребенка нашли мертвым в поле: туда его отнесла погибать собственная мать»; «К дому, где сожги пятерых детей и двух взрослых несут цветы и игрушки»; «В Орловской области 12-тилетняя девочка из многодетной семьи попала в больницу с сильным истощением»; «СМИ: Майор полиции, который насмерть сбил ребенка в Кировской области, сразу после ДТП пнул уже мертвое тело мальчика ногой»; «В Ростове во время пожара погибли шесть человек, пять из них — дети»; «В Перми на пешеходном переходе сбиты несколько детей, трое госпитализированы с черепно-мозговыми травмами»; «В Зауралье осудили девушку, которая в туалете электрички родила ребенка и смыла его в унитаз»; «Пермяка осудили на пожизненное за истязание двух падчериц и жестокое убийство одной из них»; «В Кирове мать положила двухлетнего сына на улице и ушла — не было денег на его содержание»; «Полиция Саратова отбила у линчевателей убийцу девочки»; «Зарезал девочку в детском саду»; «В Башкирии арестовали мать убитого годовалого ребенка»; «Оренбургского священника Стремского арестовали по подозрению в развращении семи приемных детей»; «В Рязанской области в сгоревшем доме нашли тела троих детей»; «Жительница Кургана получила срок за истязания и побои подопечных детей»; «В Ярославле воспитанники детского сада толпой избили девочку»…

«Семья, в которой три ребёнка, нормальная и правильная…». После таких новостей пропадёт охота заводить детей! Поистине: «Слова серебряны, посулы золотые, а впереди — Божья воля».

 

Не лучше обстоит дело с природными катастрофами, техногенными катастрофами, авариями с человеческими жертвами. Совсем недавно горели леса, были наводнения, горели торговые комплексы, падали самолёты, люди задыхались от мусорных свалок и продолжали войну на взаимное уничтожение.

 Сентябрь и октябрь 2019: «Среди погибших — мужчина и женщина. Стали известны подробности резни в хостеле в Новой Москве»; «Пермяк зарубил мужа своей сестры и его сына»; «На уральском заводе Козицына разлилась жидкая медь: рабочих эвакуировали»; «В Новой Москве мужчина убил двух человек, отказавших ему в займе, еще четырех ранил»; «Спасатели озвучили причину пожара площадью 950 "квадратов" на тюменском заводе»; «В Екатеринбурге в ночном клубе расстреляли пьяных посетителей»; «На Среднем Урале бывшего главврача больницы обвиняют в хищении 23 млн рублей»; «В Челябинске задержан мужчина, который прямо на улице расстрелял из пистолета трех человек»; «Ан-24 "Полярных авиалиний" вернулся в Якутск с отключенным двигателем»; В Красноярске задержан сын депутата, подозреваемый в расправе над местным жителем»; «У лайнера сообщением Москва — Лондон отказал двигатель»; «В Екатеринбурге "Ил-76" сел со сработавшим датчиком невыхода шасси»; «В Брянске убийцы забетонировали мужчину в полу гаража»; «Два самолета разбились в Африке — Ан-72 и Fokker F50»; «В сети появилось видео изнасилования заключенного прикамской колонии»; «Обвиняемый в насилии над детдомовцами Лазурненского интерната на Южном Урале заключен под стражу»; «Ученики пермской школы угрожали физической расправой однокласснику»; «Житель Свердловской области отправится под суд за жестокое убийство инвалида»; «В Рязани задержан подозреваемый в жестоком убийстве ветерана Великой Отечественной войны и его супруги»; «В Кургане после обнаружения нелегального крематория, где сжигали останки людей, возбуждено уголовное дело»; «В Екатеринбурге поймали педофила-рецидивиста по прозвищу "Таксист"»; «В Кургане молодых людей и девушку, которые у ТРЦ "Гипер Сити" похитили человека, заключили под стражу»; «В Химках обнаружили тела двух бортпроводников и "порошок белого цвета"»; «В Перми в бассейне умерла 11-летняя девочка»; «В Ростовской области две кавказских семьи расстреляли друг друга — есть погибшие»; «В Санкт-Петербурге два автомобиля въехали в пешеходов на переходе — семь пострадавших»; «В Забайкальском крае солдат застрелил семь человек, еще трое ранены»; «В Забайкалье трое подростков вломились в дом — изнасиловали женщину и убили мужчину»...

И так бесконечно… Вот в этих многоточиях могли быть новости о всех тридцати годах эпидемии трихиноза. Результаты страшной эпидемии когда-нибудь обязательно подсчитают, хотелось бы, чтобы это сделали прокуроры и судьи. Изобретут ли вакцину от этой беды или власть окончательно «оптимизирует» здравомыслящих людей, пытающихся объяснить природу трихин? Сама власть считает, что она защищена полицией, армией и своими миллиардами, но она, по сути, и является источником трихиноза.

P.S.

К хорошему привыкают быстро, но к плохому можно ещё быстрее привыкнуть, если поменять знаки местами. И мало того, новое «хорошее-плохое» может накрыть своей тенью старое хорошее и добро станет злом. Как-то недавно слушал по радио полемику разумного консерватора с известным и продвинутым либералом. Консерватор ясно и чётко объяснил либералу суть капиталистического трихиноза, тот говорил о демократии и свободе. Причём свобода в его понимании была свободой «от всего», а не свободой «для чего». В схватках таких разнополярных спорщиков о консенсусе в полемике, в общем-то, можно и не говорить, потому что один будет называть «снег» белым, другой — чёрным. Так и вышло. Ни в чём полемисты не сошлись, а либерал, конечно же, оставаясь в своём мнении, в последнем слове сказал консерватору, что он имеет право думать, что «снег» чёрный. Какая демократичность!

 

Комментарии

Комментарий #21289 11.11.2019 в 07:36

К P. S. исходной публикации. Есть уже молодые люди, которые не считают, что они привыкают к плохому, потому что того, неведомого им "хорошего", они не видели. Для них не существует "старое хорошее". Им по 25-30 лет, и они смотрят вперед без депрессии и не отягощенные воспоминаниями. Они - чистый лист. У них совсем другие трудности, чем те, которыми им грозят их дедушки и бабушки. Эта молодежь не такая уж плохая.

Комментарий #21288 11.11.2019 в 07:20

Ну а если масштабы и опасность инфицирования преувеличены автором публикации? Ведь сколько людей, столько и мнений. У них совсем другое мышление и они не виноваты. Похоже, что кому-то новая жизнь, не советская, вполне по душе. Растет молодежь, которая не знает прежней реальности и не обязана ее знать. Ностальгией по советскому прошлому страдает все меньше и меньше людей; в основном это пожилые люди, родившиеся до войны или попозже. Молодежь смотрит вперед, и она такая, какая есть. Им неведомы стенания адептов прошлого. Хорошо бы выслушать их позицию.

Комментарий #21271 08.11.2019 в 23:42

ОТВЕТ на #21264
Видите ли, "светлыми годами нашей истории" называть тридцать последних лет рискнут, пожалуй, только отмороженные братья Чубайсы да богатенькие молодые "мерчендайзеры" и иные майзеры-шмайзеры, попросту не видевшие другого по молодости лет.
То, что вы не из Чубайсов - видно невооружённым глазом. Остаётся вторая версия - молодо-зелено, излишне самоуверенно.
Но вторая болезнь излечима: время, время, время - лучшее лекарство от неё.
И самонадеянность с ним же улетучится, излечится.

Комментарий #21264 08.11.2019 в 14:47

Странный ход автора статьи: взять цитату из Достоевского - глубокую, серьёзную, в которой обобщается опыт не только всего 19 века, но и опыт, пожалуй, всего Нового времени, т.е. с 17 по 19 век... - и применить её узко к "последним тридцати годам"! Автор статьи пишет: "За неполные тридцать лет смуты и раздрая... успела измениться ментальность большинства людей". Это говорится о тех 30 самых светлых годах нашей истории, когда мы, благодаря подвигу всего русского воцерковлённого и даже невоцерковлённого народа, наконец, разрушили страшное тоталитарное государство - СССР... Когда мы, наконец, восстановили истинную духовность и издавна присущие нашему русскому народу предпринимательские ценности... А не лучше ли было бы, если бы автор статьи обличил те самые страшные 30 (примерно) лет, когда Достоевский был под запретом в Советском Союзе? То есть страшные 20-е и 30-е ленинско-троцкистские годы? Вот когда духовная зараза в стране достигла своего пика - а страна была убеждена в своей правоте, в точности по цитате из Достоевского.

Комментарий #21236 07.11.2019 в 09:42

Инфицированы не все, но давно. Гораздо раньше даже, чем многие думают. Об этом и цитата говорит.

Комментарий #21172 04.11.2019 в 17:44

С эпидемией трихиноза можно и нужно бороться! Больных изолировать от здоровых, очистить источники заразы, правильно ставить диагнозы, выявлять и ликвидировать очаги заразы и тд и тп. И каждый должен начинать с личной гигиены и личного круга общения. Недьзя служить Богу и Маммоне одновременно. Вопрос только в одном - здоровые остались или все уже инфицированы?