КРИТИКА / Александр БАЛТИН. ПЕРЕД РАССВЕТОМ, или Патриотизм как тихое движение в недрах сердца
Александр БАЛТИН

Александр БАЛТИН. ПЕРЕД РАССВЕТОМ, или Патриотизм как тихое движение в недрах сердца

 

Александр БАЛТИН

ПЕРЕД РАССВЕТОМ, или

Патриотизм как тихое движение в недрах сердца

 

Чудно рассмотренная фамилия внезапно определяет коды творчества, открывая новые тропы, которыми идёт поэт:

Проста фамилия моя,

Она – не псевдоним.

Иван ей первая родня,

В ней слышен шёпот ив.

Везде – в лесах, в просторах нив

Иваны полегли.

И ветви тех плакучих ив

Склонились до земли.

Так озвучивает своеобразное литературное кредо, равно и свою историю, Елена ИВАНОВА-БРЯНСКАЯ, созидающая стихи росные, с перезвонами, чистые…

Стихи, связанные с историей, которую часто подвергают таким изломам якобы мысли, что нехорошо становится: будто сам код народа пытаются отменить…

Патриотизм – тихое движение в недрах сердца, замирающего при виде мокрого куста у Оки; патриотизм – тонкая песнь естественного отношения к реальности…

…Потом возникают образы детства, расходящиеся кругами строк: печальных, и вместе весомых, точных, и точно смазанных печалью:

Жизнь была, как медиум:

На шиши-гроши,

Счастливы неведеньем,

Мы росли в глуши.

Пусто за прилавками,

Хлебный очерёд.

Травками-муравками

Выживал народ.

Краски ярки, ничего тусклого, стёртого, и всё серьёзно – никакой игры…

Игра, сильно проевшая литературу, слишком чревата: и Иванова-Брянская, предлагающая свой код творчества, даёт и образы жизни, в которых не усомнишься.

Жизнь всерьёз.

И смерть будет всерьёз.

Потому стихи и звучат так прозрачно, росно, чисто, светло…

 

Цвет лютиков неярок – но он: от величия неба, от роскошных его разливов, и он – отчасти воплощает цвет окраинной, бесконечной, травной, полевой России:

К Есенину, в деревню, под Рязань.

К Оке сбегают выселки отлого,

В грачах и лужах старая дорога,

В неярком свете лютиков Елань.

Елань великолепна, она играет, переливается; и стих Николая БЕСЕДИНА льётся, плавно входя в реальность, где нет стихам места.

Ибо – прагматизм проедает души; или дьявольской алхимической реакцией превращает их в камни…

Стих Беседина разворачивается панорамно, вбирая в себя больше и больше деталей, не упуская никаких подробносте – и вырезая стигматы сострадания на сердцах читающих:

Когда умрёт последний ветеран

Не от войны, а от душевных ран,

От горькой мысли, бьющей наповал:

Не за такую жизнь я воевал.

И не за тех, кто предал ту страну,

Которую я защищал в войну,

Не за богатства кучки подлецов,

А за надежды дедов и отцов…

Справедливость!

Какое высокое понятие!

Иные стихи Беседина выкроены прямо из неё, ибо царство несправедливости, с которым пришлось столкнуться: что там столкнуться! жить в нём! – слишком серьёзно противоречит корневым человеческим понятиям.

Стих Беседина традиционен – и в этом его дополнительная сила, ибо напоённое воздухом лучшего из былого, взявшее от него хлебную и млечную основу, не может ухнуть в небытие…

Сорваться в проран.

И Николай Беседин, запуская механизмы своих стихов, способствует осветлению социума, давно перепутавшему тьму со светом.

 

Как интересно зашифровываются иные фамилии!

Наталья РАДОСТЕВА – и волны радости, вспыхивающие радугой, расходятся драгоценными цветовыми кругами…

…Будто взлетают волшебные воздушные шары детства – как им противостоять?

Но – не нужно противостоять полёту, ибо зигзаги его, или плавность – одно из дел стихов, сокровенных метафизических сот поэзии:

Кто волчица, кто орлица,

Кто очковая змея.

Ну а я парю Жар-птицей –

Не изловите меня. 

Без борьбы за сытость в клетке,

Без претензий на гербы,

Примеряю все расцветки

Самой радужной судьбы.

Раскрывается реальность – но: улететь от неё, ибо своя имеет большую ценность, такую, что, определяя словом, до конца не определить.

Стихи мускулистые – в плане исполнения, сделанные жёстко, а поющие нежно; разворачивающие закрученные ленты психологии взаимоотношений:

Я пришла не по любви.

Ты прости за то, конечно.

А обижу, не зови,

Не смотри опять так нежно.

Ну и что, коль фон хорош,

Что ты молод и успешен –

Может, больше подойдёшь

Тем, кто больше безутешен?

И в боли сокрыта радость, и в неудаче поёт она – солнечная…

Много сконцентрировано в стихах Натальи Радостевой: в том числе и гранулы патриотизма: тихого, не зовущего ни к каким бурям; и отрадно читать таковые стихи в такое, всем чем можно негативным окрашенное время…

 

…Будто из бездн былого изъятые стихи: поющие деревню, снег, которого намело с избытком…

Есть ли сейчас такая деревня?

Россия огромна – в ней, в больше степени, нежели в Греции, всё есть:

Даль, дорога, динь-динь-динь,

Колокольчик аленький.

Едет к девушке один

Молодой да бравенький.

Под санями снег хрустит,

Серебро да золото.                     

Ветер по полю свистит,

А ему не холодно.

Нечто от сказок разливается дивно в стихах Василия ПОПОВА; как звучат, хрустят, переливаются снега, как чисто всё – и перспектива ясна.

Было бы так…

…Угрюмое, мрачное настоящее, ползущее на нас хуже танков: войну победили, а экономика – в разрезе новонарождённого капитализма – победила нас.

Что не отменяет стихи, чья чистота и гармония тяготеют к вечности, данной в таких разводах, что вряд ли им противостоять.

 

Поэтическая лупа, наведённая на современную данность…

Недаром стихотворение Леонида ПЕТУХОВА «Пасха» посвящено Эрнсту Сафонову, который сам был – обнажённая совесть…

 Оно поёт о многом – стихотворение это: и об особом русском восприятие Пасхи, в том числе.

Чтоб воскресить её душу святую,

Не окровавив бегущего дня.

Чтоб не забыть нашу правду простую,

Что породнила тебя и меня:

«Русь, это – совесть особого рода!

Русь, это – край, что нельзя разлюбить!

Русь, это – боль о стране и народе!

Русь, это – вера! Её не сгубить!».

Определение Руси, данное через совесть, ярко и точно: кристаллы оной не может омрачить грязь, льющаяся отовсюду; как никакие филологические игрища, помноженные на стёб, не опорочат традиции русского стиха – раздольного, взявшего дыхание от полей, чья сила велика, как космос.

Русский космос – особого рода (разумеется, у всякой великой нации он особый, но редко где как в России художественность множится на совесть, порою становящуюся высокой болезнью…

Совесть – одно из коренных слов поэзии Леонида Петухова:

За мир греха и суеты,

Что вольно сотворили сами,

Уйдя от совести и храма.

Прости нас, Господи! Прости!

И к Господу у нас возможно обращение, как к отцу: мол, недаром же русский Христос идёт по снегу, падая под крестом… кто его знает? может быть из берёзы; ведь недаром же говорил он: Отец ваш Небесный…

Не хозяин.

Не господин.

И вот это особенное русское так тонко и мудро, такими золотыми нитями строк проведено через поэзию  Петухова, что внутренний отзвук в недрах сознания читающего – светел.

Светел и весом…

…Нет проигрыша – есть этап истории, который надо стоически пережить; ибо самое тёмное время – перед рассветом…

 

 

Комментарии

Комментарий #25776 15.09.2020 в 18:34

Вот бы Сафроновой сюда заглянуть, прежде чем клеймо на всю патриотическую лирику ставить.