ЮБИЛЕЙНОЕ / Лола ЗВОНАРЁВА. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ПАВЛА КРЕНЁВА. Жизнь, пронизанная творчеством
Лола ЗВОНАРЁВА

Лола ЗВОНАРЁВА. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ПАВЛА КРЕНЁВА. Жизнь, пронизанная творчеством

             

Лола ЗВОНАРЁВА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ПАВЛА КРЕНЁВА

Жизнь, пронизанная творчеством

 

Окна его родного дома выходили на Белое море. Оно каждый день было разным, и смотреть на него мальчишке никогда не надоедало. Пройдут годы, и он опишет морские виды и краски в первых своих рассказах. Тосковал и скучал в Ленинграде, в котором долго жил и работал, вновь и вновь возвращаясь душой и сердцем в места своего босоногого, хулиганского детства. В его просторном деревянном доме ещё в начале прошлого века успел побывать Михаил Пришвин, а на морском берегу он не раз видел в задумчивости бродящего вдоль моря невысокого коренастого человека с проницательным внимательным взглядом тёмных глаз – писателя Юрия Казакова, давшего примечательное название своей последней книге – «Поедемте в Лопшеньгу». И не думал тогда о том, что через десятилетия будет проводить литературные фестивали памяти Юрия Павловича Казакова, в котором почувствует родственную душу и подлинного литературного собрата.

Лопшеньга – название его родной деревни. Надо было покинуть её четырнадцатилетним, окончить в Ленинграде Суворовское военное училище, факультет журналистики Ленинградского университета, переехать в Москву, поработать в администрации президента РФ, чтобы понять: Лопшеньга для него – самое главное место в мире.

И 16 из 18-ти книг писателя Павла Кренёва будут посвящены именно ей – этой удивительной поморской деревне на Летнем берегу Белого моря, где прошло его детство, где доводилось спать на деревянном полу в обнимку с любимым лохматым псом Мишкой. С ним же ночевать в лесу одиннадцатилетним пацанёнком, вздрагивая от каждого шороха в кустах.

Такое испытание проходил каждый подросток в Лопшеньге, чтобы сверстники не считали его малышнёй, а держали за ровню, выросшую из коротких штанишек сопливой деревенской мелюзги.

«Мужской поступок» (рассказ о первой в жизни ночёвке в лесу), повесть «Добрые люди» (об отчаянной по безрассудности поездке деревенского мальчика, не знающего английского, в Ленинград – сдавать экзамены в Суворовское училище, и неожиданно для всех – и для себя тоже – туда поступившего), «Матрос со «Стремительного»» – о столь же отважном самовольном путешествии на военный корабль.

Спустя годы события деревенского детства укрупнялись, обретали символическое и судьбоносное значение. Так прозаик Павел Кренёв стал зачинателем новой волны деревенской прозы в отечественной литературе.

Но деревенским прошлым с его незабываемой «поморской говорей» не ограничивается литературная вселенная писателя. Внук священника и сын фронтовика, профессиональный военный, он ощущал творческой потребностью и фамильным долгом необходимость написать и по-своему осмыслить великую войну, унёсшую миллионы жизней.

И появилась посвящённая погибшему на войне деду повесть «Огневой рубеж пулемётчика Батагова». Минувшая война проступила болью и памятью и в других военных новеллах, вышедших из-под пера писателя (он по-прежнему предпочитает писать ручкой) уже в ХХI столетии.

Органичной составляющей его прозы стал православный взгляд на всё, происходящее с героями. Соборность и пасхальность, о которых как о важнейшей составляющей православного менталитета и отечественной классики пишет профессор Иван Есаулов, для него не отвлечённые термины, а живая, естественная повседневность.

В прозе Павла Кренёва к праведной старушке ночью приходит Николай Угодник («Поздней осенью, на Казанскую»), а замерзающая на льдине шестнадцатилетняя школьница-комсомолка, вспоминая маму, начинает беседовать с неведомым и загадочным для неё доселе Богом (повесть «Беляк и Пятнышко»).

Это – в литературе, а в реальности уже не писатель Павел Кренёв, а сотрудник высоких правительственных структур Павел Григорьевич Поздеев построил на свои средства в родной деревне храм во имя первоверховных святых Петра и Павла.

Наверное, только деревенский мальчик, для которого главным в отрочестве оставались охота и рыбалка, может так остро чувствовать скрытый от горожан мир животных и птиц: любовные радости романтичной глухарки (новелла «Первый бал Пеструхи»), злоключения гордого, памятливого волка (повесть «Белоушко»), бедовые выходки увлечённого добычей медведя (новелла «Беспалый»), тоску безутешной рыси, потерявшей любимого детёныша (рассказ «Успокойсь…»).

Ну и ещё один долг – желание человека, влюблённого в великую историю великой страны, очистить отечественную историю от политических мифов и облагороженных многолетней идеологизированной ложью кумиров. Оно обернулось циклом острых исторических очерков, основанных на документах из закрытых архивов, к которым был получен допуск во время работы над диссертацией.

Юбилейный год для писателя Павла Кренёва стал годом издания целой библиотеки его книг – в Болгарии, в Москве, в Архангельске вышли книги «Белоушко» (на болгарском языке), «На огневом рубеже», «Поморские истории» (на русском и сербском языках), «И на земли мир…», «Поморский полк», «Чёрный коршун русской смуты». Известный французский прозаик Тьерри Мариньяк перевёл на французский политический детектив Павла Кренёва «Девятый».

 

И это ещё не окончательный список книжных новинок писателя за этот год. Журнал «Литературные знакомства» посвятил выдающемуся писателю два специальных номера, опубликовав книгу рассказов и сборник отзывов о его творчестве. А Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям наградило Павла Кренёва всероссийским дипломом «Патриот России 2020» за цикл очерков о людях Поморья.

 

Комментарии