РЕЦЕНЗИЯ / Татьяна ЛАПКО. НОВАЯ КНИГА. О публицистике Андрея Канавщикова «Прямой репортаж из Вавилона»
Татьяна ЛАПКО

Татьяна ЛАПКО. НОВАЯ КНИГА. О публицистике Андрея Канавщикова «Прямой репортаж из Вавилона»

 

Татьяна ЛАПКО

НОВАЯ КНИГА

О книге Андрея Канавщикова «Прямой репортаж из Вавилона»

 

...именно Слово некогда из разлитого вокруг разброда и хаоса сотворило бытие. Везде можно с разной степенью ловкости хитрить,

 но меньше всего это удаётся в литературе, особенно в поэзии.

А.Канавщиков

 

Литературе – самой честной сфере искусства – посредством чистого гения по-настоящему служат самые что ни на есть люди праведного слова – писатели, поэты. Служат даже сейчас, когда само это определение «служение» зачастую подвергается осмеянию или минимум непониманию. Даже сейчас, когда в литературе всё меньше становится именно литературы, а больше – прикладной пропаганды, в том числе, эстетической.

Высокий стиль сейчас решительно немоден. Поскольку под гору катиться всегда легче. Не возвышать себя, а подстраиваться под самое низменное, удобное.

Однако, служение есть служение, литературу тоже никаким волевым порядком не отменишь. Поэтому остаются и служители Слова, и литература. А писатели, как и во времена Гомера и Христа, волею Всевышнего, посредством художественных образов своим творчеством стараются исполнять божественное предназначение – преображать мир ради торжества справедливости и счастья людей.

Немногим это удаётся. Но факт налицо.

Особенно радостно, когда прямо рядом с нами трудятся писатели, служащие Слову преданно, до самозабвения. К этой благочестивой когорте и Андрей Канавщиков, убеждённый, что «Литература – не самовыражение, а служение Слову».

Закавыченная фраза – заголовок интервью с ним, взятое Игорем Красновым из Екатеринбурга. Это интервью завершает книгу литературоведческо-публицистических работ Канавщикова «Прямой репортаж из Вавилона», выступая своего рода сводом творческих принципов автора. Которые Андрей Борисович не просто декларирует, но чётко и убеждённо следует им. Под его пером даже внешне пафосно-высокие слова начинают звучать естественно и искренне, потому что он проживает их, делая своими.

На многие вопросы ответ можно найти в новой книге Андрея Канавщикова «Прямой репортаж из Вавилона». Книга выпущена в Москве издательством «Беловодье». Книга не случайно вышла в Год литературы, она выводит любознательного читателя на уровень состояния мозгового штурма. Он разбирает, вдумчиво и компетентно, «Тлю» Шевцова, «Обитель» Прилепина, «Последнюю ступень» Солоухина, пишет о книгах Станислава Куняева и Дмитрия Балашова, анализирует опыт осознания практики христианского социализма у философа Александра Молоткова…

Разбору подвергается даже подзабытый уже роман Владимира Канивца «Крах диссидентки», заново открытый и прочитанный Андреем Канавщиковым и оттого ставшим современным и актуальным.

Органично в ткань новой книги ложатся и зарисовки о региональном литературном процессе, о Пушкинских праздниках в Михайловском, о празднике фронтовой поэзии в Борках…

Крепкой силой, несокрушимой и вечной, как сама Россия, веет от книги Андрея Канавщикова. Истерящим о скорой погибели Родины он не столько противопоставляет некую собственную правду, скорее, попросту не допускает даже теоретической возможности такого исхода.

«Прямой репортаж…» вроде бы из Вавилона. Но это не книга нытика и пораженца. Это книга – предвестие Грядущего Китежа. В ней чёткие принципы, чёткие жизненные ориентиры, воля к победе и знание, как этой победы достичь.

Если о многих выпускающихся в свет книгах можно сказать, что они напечатаны для самоутверждения, то о «Прямом репортаже» Андрея Канавщикова нужно сказать, что его книга больше нужна читателям, чем автору.

Лауреат множества литературных премий и почти трёх десятков книг не страдает от недостатка известности. Но выход «Прямого репортажа…» событие несколько иного порядка. Начиная с того, что мы имеем дело с достаточно специфическим жанром – литературоведческой публицистикой. Которая, как никакой другой жанр, требует читательской сопричастности и диалога. К тому же писатель постоянно держит читателя в том особом напряжении, которое открывает глаза на многое и – врачует.

Обращая на себя внимание эрудицией и литературной прозорливостью, Андрей Канавщиков продолжает исполнять главное предназначение – пробуждает своею лирою чувства добрые, мысли здравые:

«...Надеюсь, что вместо демагогической трепотни про «национальную идею» государство обозначит, наконец, однажды чёткие приоритеты своей идеологической политики. В чём это может выразиться для писателей? Да хотя бы в наличии госзаказа на произведения определённой тематики. В наведении порядка с гонорарами и издательской, книготорговой политиками. А то сейчас просто стыдно иногда бывает признаться, что причастен к такой безденежной и безнадёжной профессии как писатель.

...существующие сейчас перекосы по силам исправить только государству. Во всяком случае, должны быть созданы чёткие правила игры, заключающиеся в здоровом протекционизме.

...бизнес по определению не должен дирижировать идеологией.

...Период разрушения и лжи неизбежно должен смениться периодом строительства и созидания. Периодом умного, деятельного патриотизма. И когда такое время придёт, думаю, всем писателям – и сетевым и несетевым – работы хватит.

Лишь бы не забывать, что Слово – это Бог, и литература – это служение Слову, а не простое ремесло».

Так говорит Андрей Канавщиков. Даже эти вырванные из контекста фразы, думаю, звучат убедительно и утверждающе.

Книга «Прямой репортаж из Вавилона» вышла в свет в Год литературы. Следующий год станет Годом книги. Для чего его обозначили так, для красного словца, или же для того, чтобы в нём – грядущем – в книгоиздании произошли хоть какие-то изменения, покажет будущее. Хорошо бы было организаторам этого Года прочитать «Прямой репортаж...». Чтобы Год книги стал годом, по-настоящему обращённым к книгам и таких серьёзных авторов, как Андрей Канавщиков.

 

Комментарии