ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Игорь ШУМЕЙКО. ВСЕРОССИЙСКОИЗВЕСТНЫЙ, МЕСТНОЧТИМЫЙ.
Игорь ШУМЕЙКО

Игорь ШУМЕЙКО. ВСЕРОССИЙСКОИЗВЕСТНЫЙ, МЕСТНОЧТИМЫЙ.

 

Игорь ШУМЕЙКО

ВСЕРОССИЙСКОИЗВЕСТНЫЙ, МЕСТНОЧТИМЫЙ

 

Такое сочетание эпитетов в приложении к Алексею Степановичу Хомякову покажется вполне органичным для посетивших тульское село Богучарово, имение знаменитого славянофила. В стране, в истории литературы он писатель пусть не самого первого ряда, но навсегда связанный с одним из важнейших явлений русской духовной, общественной жизни. А здесь, в получасе езды от Тулы, Алексей Хомяков некий… уж не знаю, очень ли еретически звучит это сравнение, некий аналог «местночтимого святого». Его усадьба, возведённый им храм часто поминаемы в районной газете; школьники неустанно пишут рефераты, читают доклады о жизни, служении Алексея Степановича.

Главные дни тульского хомяковского годового круга приходятся на май. Совмещая день его рождения 13 (н.ст.) мая с завершением школьного года, ласковой весенней погодой, организаторы обеспечивают такое стечение молодёжи (казённое слово «явка» никак не подходит), что и у самого закоренелого пессимиста, попавшего в водоворот «Хомяковских молодёжных чтений», на душе потеплеет. Мне немало лет доводилось организовывать в МИИТе – «Питиримовские чтения» (памяти Митрополита Питирима), и приятно было отметить важную черту, отличающую настоящий успех подобных «чтений», научно-практических конференций: содержание докладов не сводится к вымучиванию тем, фактов только из биографии «эпонима». В «Хомяковских чтениях» сконцентрированы итоги серьёзной краеведческой работы. День рождения великого земляка – прекрасный повод послушать и о туляках – героях Русско-турецких войн, Первой мировой, узнать об экологии края. Провести конкурс духовной музыки в Сретенском храме хомяковского Богучарова.

Вообще в нашей «литературоцентричной» стране за какую филологическую, хоть поэтическую тему не возьмёшься – коснёшься важнейших пружин, шестерён государственной, народной жизни. Те же Хомяков и славянофилы, «проходимые» на уроках литературы «мимоходом», в своих литературных спорах впервые (доказанный приоритет!) открывшие самой России и миру –  базис русской истории, сельскую общину.  В связи с написанием недавней книги мне довелось убедиться, какое потрясение в Европе 19 века вызвал тот открытый Хомяковым и славянофилами феномен русской самоорганизации. Даже Карл Маркс – большой (хотя и на иной лад, нежели Черчилль) ненавистник России – говорил, что опыт русской сельской общины важен для всего мира.

Но из всего блестящего ряда: Аксаковы, Киреевские, Самарин, Данилевский… именно Хомяков был особенно связан, даже происхождением! – с этим русским феноменом, и история здесь вышла просто красивая. Как легенда, хотя и подлинная совершенно. Жил в первой половине 18 века богатый тульский помещик Кирилл Иванович Хомяков. Схоронив жену, единственную дочь, под самую старость остался одинок, потерял связи с роднёй. И более всего опасался, чтоб после смерти крестьяне его не попали бы в дурные руки. Собрал Кирилл Иванович в Богучарове большой мирской сход и сказал крестьянам: выберите себе помещика, поищите сами, только прошу, чтоб был он кем-то из разбросанного рода Хомяковых.  И отправили богучаровские крестьяне ходоков (ну совсем как некрасовские из «Кому на Руси жить хорошо»!) – по тульской, рязанской губерниям искать хорошего барина. И нашли, и «утвердили миром» – двоюродного племянника своего барина, бедного молодого гвардии сержанта Фёдора Степановича Хомякова. Кирилл Иванович, пригласив его к себе, удивился точности мирского выбора, завещал дальнему родичу все свои имения и вскоре упокоился.  Этот миром избранный (!) барин – родной прадед Алексея Степановича. А семейные воспоминания об исключительном способе происхождения земельных богатств, как пишет Николай Бердяев, «оказали огромное влияние на весь духовный облик А.С. Хомякова, определили его отношение к народной жизни, к народной сходке, к происхождению земельной собственности. Хомяков был полон того чувства, что его земельные богатства переданы ему народной сходкой, что он был избран народом, что народ поручил ему владеть землей. И он отрицал абсолютное право собственности, как оно обычно конструируется юристами. Всю жизнь свою он думал, что земля принадлежит народу и что владельцу лишь поручают владеть землей для общего народного блага. Вместе с тем выработалось у него особенное отношение к народу, особенное доверие к коллективной народной жизни, к решениям народной сходки. Он чувствовал свою кровную связь с народом и кровную связь с предками. И чувство это не было убито в нём тем фактом, что отец его, Степан Александрович, проиграл в карты в Английском клубе более миллиона рублей. Жена его, Мария Алексеевна, мать Алексея Степановича, взяла дела в свои руки и поправила их…».

Упомянутая Бердяевым жена Мария Степановна из не менее славного рода Киреевских, узнав о вторжении Наполеона, дала обет: в честь будущего спасения России построить в Богучарове новый храм. Спроектировали и построили его – крепостной архитектор Сергей Александров и сын набожной барыни Алексей Степанович Хомяков. Вышел чудный собор, с прекрасной акустикой – прекрасное место для нынешнего всероссийского конкурса духовной музыки.

А на Хомяковские дни 2014 года устроители разыскали и пригласили в Богучарово (тут привиделись ходоки начала 18 века) –  дальнего потомка Алексея Степановича, но не по прямой линии, а ветви «Хомяковых из Слободки»: Владимира Егоровича Хомякова. Сходство было ещё и в том, что приглашённый, Хомяков 21 века –  тоже военный. Владимир Егорович – сражался в Афганистане: боевые ордена, ранение и контузия. Ныне он известный в Санкт-Петербурге военный юрист.

Делегацию российских писателей возглавлял секретарь Союза, известный прозаик Василий Дворцов. Вместе с ним автору этих строк довелось прослушать доклады школьных историков, экологов, высказать нечто искренне одобрительное. Апофеозом праздника стал вокальный вечер. В полностью восстановленной, «аутентичной» обстановки парадной залы богучаровской усадьбы лауреат многих международных конкурсов знаменитый баритон Владимир Вьюров блестяще исполнил цикл романсов на стихи Хомякова. Говоря по-современному, тексты Алексея Степановича были весьма востребованы, на некоторые произведения есть варианты музыки Чайковского, Рахманинова.

В общем, Хомяковские дни – уже неотменимая традиция современной российской литературной жизни.

 

 

Комментарии