ПОЛЕМИКА / Владимир БОНДАРЕНКО. ОСТРОВ КРЫМ. Полемические заметки
Владимир БОНДАРЕНКО

Владимир БОНДАРЕНКО. ОСТРОВ КРЫМ. Полемические заметки

 

Владимир БОНДАРЕНКО

ОСТРОВ КРЫМ

Полемические заметки

 

Поездив по сегодняшнему Крыму, я всё более чётко ощущал его островом. И дело не в романе Василия Аксёнова «Остров Крым», хотя писатели часто оказываются пророками. Я увидел заблокированный со всех сторон остров. И опять же, дело не в том, что Украина перекрыла все пути сообщения с Крымом, и железнодорожные, и воздушные, и не в том, что чересчур часто штормовая погода на несколько дней перекрывает паром, связывающий Крым с Кубанью. И даже не в том, что основная авиакомпания, дёшево перевозившая из России в Крым всех желающих, «Трансаэро», обанкрочена. (Не знаю, связано ли это банкротство с саботажем всеобъемлющей программы президента по Крыму?) Это островное мышление всё чаще и всё больше одолевает крымчан.

Мне один старый коктебелец сказал: конечно, мы сейчас стали жить хуже, чем при Украине, и пенсии меньше, и цены больше, но даже, если станет ещё хуже, мне всё равно лучше от того, что мы вернулись в Россию. И это замечательно, если на самом деле Крым по всем показателям вернётся в Россию, по всем законам, по всем экономическим и правовым критериям.

У нас по российскому телевидению много говорили об украинской блокаде Крыма, крымско-татарский меджлис и «Правый сектор» перекрывают на Украине все дороги, не пропускают дальнобойщиков с грузами для Крыма. Хотят устроить в Крыму голод. Думаю, не получится, есть много других возможностей для снабжения. Но я хотел бы написать и о другой, уже российской тотальной блокаде Крыма, весьма удивившей меня. Именно эта российская блокада делает жителей Крыма и на самом деле островитянами, не связанными ни с Украиной, ни с Россией.

  Оказывается, и у нас есть свои могучие лидеры «Правого сектора», не допускающие закрепление связей Крыма и всей России. Но ведь «Правый сектор» в России запрещён. Кто же у нас работает нелегально?

Один из них – это Герман Греф, да и все остальные могущественные российские банкиры. Я не понимаю, почему за всё лето эта фигура не всплывала в наших СМИ, поражаюсь терпению российского народа. Большинство наших граждан, готовясь в этом году к поездке в Крым, по привычке уже старались не брать с собой крупную сумму наличными, зачем искушать криминальный мир видом денежных купюр, рассованных по карманам. Есть же банковские карты, есть банкоматы, есть могущественный Сбербанк, который большинство россиян до сих пор считает государственным, нашим общим национальным достоянием. У меня, к примеру, есть и европейская карта Swedbank, есть и Visa, но то, что в Крыму европейские карточки не будут работать, я догадывался. К ним у меня претензий нет. Но у меня же есть сбербанковская российская карта, как у почти всех моих сограждан, она-то должна работать на всей территории России?

Как бы не так, грефовский Сбербанк, так же как и почти все наши другие крупнейшие банки России, в Крыму работать отказался. Говорят, акции Сбербанка высоко котируются на Нью-Йоркской бирже, им не до Крыма. И вот приехавшие отдохнуть со сбербанковскими картам оказываются при всех своих накопленных сбережениях на нуле. Ни банкоматов, ни отделений Сбербанка, никаких финансовых операций наши родные российские банкиры проводить в Крыму не будут.

Для Сбербанка Крым – не Россия. Не на что выехать домой. Да, конечно, как всегда образуется чёрный рынок, ловкачи за высокий процент обналичат что угодно с какой угодно карты. Но это уже уголовщина. Интересно, наш президент Владимир Путин, когда приезжал в Крым, откуда деньги брал, с какой карты снимал? Или тоже с чёрными менялами находил общий язык?

Вот и образуется в Крыму своя островная банковская система, которая никак не связана с российскими банками. Я понимаю, что и Сбербанк, и другие наши крупнейшие банки не хотят нарываться на санкции. Но почему страдать при этом должен весь российский народ?

Или Крым – это часть России, и Сбербанк обязан обслуживать всех крымчан, или Сбербанк надо вывести за пределы России, обанкротить, как «Трансаэро», и завести в России новую всеобщую банковскую систему.

Для простого человека вывод один: если его российские банковские карточки в Крыму не работают, то Крым пока ещё не Россия.

Другими могучими нелегальными резидентами «Правого сектора» в России я бы назвал Игоря Сечина, Вагита Алекперова и других наших нефтяных и газовых заправил. Все мы каждый день слышим рекламу по телевидению могущественного «Лукойла». Как там: «Лукойл» – это наша страна… и так далее. По всему Крыму ни «Лукойл», ни «Роснефть», ни другие наши бензиновые короли не торопятся ставить свои бензоколонки. Бензозаправочная система Крыма отделена почти напрочь от России. Там свои маленькие и большие короли и королевы бензоколонок.

Если «Лукойл» – это наша страна, то или Крым – не наша страна, или «Лукойл» не в России.

Опять же, я не ожидал увидеть в Крыму аккуратненькие и чистенькие заправки «Бритиш петролиум», для них Крым – оккупирован. Но оказывается, Крым является оккупированной территорией и для Игоря Сечина, и для Вагита Алекперова, и для других наших нефтяных королей. На территории Крыма они отказываются работать. И как без них, таких надежных и проверенных, раскинувших свои бензоколонки по всей России, понять водителю, не на этих ли ненадежных крымских бензоколонках бодяжат бензин или нет?

Скинули власти на вроде бы вернувшийся Крым какие-то местные банковские карточки от неведомых местных банкирчиков, незнакомых приезжим, какие-то маленькие бензозаправочные компании, а как жить и крымчанам, и приезжим – дела нет.

Самый терпеливый в мире русский народ, несмотря на осознанную блокаду Крыма русскими же банкирами и нефтяниками, в этом году в целом перетерпел, и Крым не проигнорировал, но если не изменится положение, думаю, какая-то заметная часть туристов уже не рискнёт в будущем отдыхать в Крыму без банковских карт и банкоматов, на одну наличку.

Я понимаю, почему наша банковско-нефтяная элита игнорирует Крым – боятся испортить отношения с западным миром. Но, сказав «А», нашему президенту надо говорить и «Б»... и весь алфавит проговаривать. Если Крым – это Россия, то все её экономические и финансовые институты должны работать на его территории. А то мы удивляемся, когда какой-нибудь Макаревич или Гребенщиков отказываются ехать на гастроли в Крым: ах, как не патриотично, а что же Сечин и Греф, Алекперов и другие, почему их блокаду Крыма мы не замечаем? Это же в тысячу раз важнее гастролей давно устаревшего Макаревича.

И получается, что на самом деле приехавшие в Крым, несмотря на устраиваемую блокаду, участники вполне либерального Волошинского фестиваля в Коктебеле, проводимого Андреем Коровиным и его коллегами из демократического Союза российских писателей, участники более консервативных Гумилевских чтений, организуемых Вячеславом Ложко и уже нашим Союзом писателей России, а заодно организаторы и участники коктебельского джазового фестиваля, прорывают блокаду Крыма, устроенную Грефами и Сечиными.

Уже давно назрела необходимость проведения пленума Союза писателей России в Крыму, в том же Севастополе, где существует крепкая писательская организация, или в Коктебеле с его давними литературными традициями. Пока крымские писатели живут в отрыве от всей России, пестуют свою островную литературу.

Волнует меня и судьба Дома творчества писателей в Коктебеле. Когда-то Максимилиан Волошин завещал Союзу писателей России и один из своих домов, и обширный участок земли для отдыха и творческой работы. За годы советской власти территория Дома творчества расширилась, было построено множество коттеджей, вырос уникальнейший дендрологический парк. Коктебель стал одним из центров русской культуры.

С началом перестройки началось его разворовывание и российскими деятелями, и украинскими, и местными крымчанами. Некий Петров на старых недействительных бланках Союза писателей СССР щедро раздавал участки в аренду местным мошенникам.

Я по привычке раз в два-три года приезжал в свой любимый Коктебель, снимал комнату то в одном, то в другом коттедже, всё-таки какая-то основа Дома творчества сохранялась. Наблюдал воочию за скукоживанием литературного Коктебеля.

За последние три-четыре года всё кардинально изменилось. К сожалению, все литературные организации России отказались от своих прав на Коктебель. Не нашлось и крупного бизнесмена украинского ли, русского, или крымского, подчинившего бы себе весь Дом творчества на новой коммерческой основе и организовавшего бы новый российский культурный центр. Нет у нас нового Третьякова или Мамонтова, кто бы мог возродить творческий центр в Крыму. И пусть на других основаниях, но принимавшего в новый проект всех творческих людей.

А то кто-то отгрохал на территории Дома творчества четырехэтажный якобы арт-отель, даже с крупным названием «Дом писателей», но писателей, как таковых, туда и близко не подпускают.

С самого начала Коктебеля вокруг дома Волошина и Дома творчества писателей строился весь посёлок. Набережная у корпуса Дома творчества, где находилась и уникальная библиотека с тысячами подаренных крупнейшими русскими писателями книг, и столовая, была центром общения. Здесь любил посиживать Иосиф Бродский, гулял со своими друзьями Василий Аксенов (помню и я общался с ним на этой набережной незадолго до его отъезда из России), в биллиардной играл Андрей Битов, Феликс Чуев и Владимир Бушин проводили свои поэтические вечера, ожесточённо о чём-то спорили Василий Белов и Фазиль Искандер…

Самое страшное, именно за последние годы уникальный дендрарий вырублен, всю территорию разделили на десятки мелких участков, огороженных высочайшими двухметровыми плотными заборами, все писательские коттеджи уничтожены и на их месте понастроили трёх-четырёхэтажные особняки и отели. Приехав сейчас в Коктебель, я его не узнал, не мог даже докопаться, осталось ли что-то от Дома творчества, да и кому эти остатки юридически принадлежат? Или то, что не доделал киевский Яворивский, уже дораспродали наши литфонды?

  Неужели ничего уже нельзя сделать? Получается, что с приходом русской власти в Крым писатели России окончательно потеряли Коктебель? Пустует административный корпус, большое здание столовой, все ещё полупустующее, уже облепили десятки магазинчиков и кафе, да и кому оно нынче принадлежит?

Я не по бывшему уюту писателей тоскую, в конце концов, за все путёвки писатели платили, и сейчас желающие точно также всегда могут остановиться в любом из отелей. Но из моих расспросов мне стало понятно, что негодуют большинство крымчан и коктебельцев, издавна привыкших к Дому творчества как центру коктебельской культуры, где постоянно проводились писательские вечера, где всем желающим можно было отдохнуть у фонтанов, попить хорошего кофе, пообщаться с известными литераторами. Все десятилетия Коктебель был центром русской духовной культуры.

Вспоминается чеховский «Вишневый сад». Некие дельцы весь Дом творчества разбили на небольшие участки, понастроили своих отелей, отгородились металлическими высоченными уродливыми заборами, и делают бизнес по непонятным законам; киевским ли, российским ли.

Поразительно, Дом творчества всегда был и духовным, и эстетическим центром посёлка, ниже по набережной был профсоюзный пансионат «Голубой залив», он и сейчас остался в хорошем состоянии, очевидно, принадлежит какой-то крупной компании, далее, ближе к горе Волошина, уже попроще располагалась туристическая база «Приморье». Сейчас она принадлежит Крымтуру, и становится обычным курортным центром посёлка, вся территория огорожена, вход по пропускам, парк в прекрасном виде, пляж оборудован, писателям остаётся только позавидовать простым туристам.

Что случилось при переходе Крыма во владения России, почему не заинтересовались Домом творчества наши писательские организации – неведомо никому.

Боюсь, что для русской культуры Коктебель потерян безвозвратно.

Комментарии

Комментарий #1543 24.10.2015 в 11:26

Владимир, ты прав! Пока нынешняя кремлёвская власть, (про олигархов молчу, это жульё) не поймёт роль и значение литературы, да и всей культуры, для будущего России, будет всё распродано и расхищено. Помню Переделкино в 2003 году...Идею провести съезд СП России в Крыму поддерживаю и затягтвать с этим нельзя! Литература должна стать в России государственным делом, как и издательское дело и распространение книг. Иначе донцовы, рубины и прочая макулатурная мошка победят. Да не быть сему! Геннадий Верещагин.

Комментарий #1531 20.10.2015 в 11:51

Тому кто стал жить хуже чем на украине- чемодан, вокзал, киев.