ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Альбина ПЕТРОВА. «НА БЕРЕЗЕ РОСЛО ТРИ ЯБЛОКА», или Каков уровень качества школьных учебников?
Альбина ПЕТРОВА

Альбина ПЕТРОВА. «НА БЕРЕЗЕ РОСЛО ТРИ ЯБЛОКА», или Каков уровень качества школьных учебников?

 

Альбина ПЕТРОВА

«НА БЕРЕЗЕ РОСЛО ТРИ ЯБЛОКА», или

Каков уровень качества школьных учебников?

 

Отгадайте загадку: «Четыре четырки, две растопырки»… Если вы помните эту старинную русскую головоломку, если вы читали «Пословицы русского народа» Владимира Даля, то сразу блеснете знаниями. Если же нет, то, смею предположить, сейчас вы затрудняетесь с ответом, точно так же как и министр образования Дмитрий Ливанов на «правительственном часе» в Совете Федерации, когда Валентина Матвиенко зачитала вышеназванное высказывание («Парламентская газета», 28 октября 2015г).

А ведь это всего лишь одно из заданий в школьном учебнике «Окружающий мир» для первого класса. Да, вам не показалось, именно первоклассник, по мнению составителей пособия и министерства, которое его одобрило, должен знать ответ. Они, наверно, руководствовались мнением, что и Ливанов: отгадать эту загадку с детским мышлением куда проще. Вы тоже так считаете? Вот я что-то сомневаюсь. Единственное, что помогает в данном случае детям, так это иллюстрация. Иначе мало кто бы догадался, что речь идет о корове. Но тогда почему бы не взять более ясную формулировку, например, «нос большой, к нему рога, и мычит она всегда»? Ведь это первоклассник, а не участник олимпиады по русскому языку.

И такие казусы встречаются нередко в школьных учебниках, поэтому, приведя вышеназванный пример, Матвиенко обратилась к министру образования с целью устранить подобные ошибки. По сути, спикер Совета Федерации подняла проблему, которая существует уже многие десятки лет – повышение качества учебных пособий, следовательно, и повышение качества образования.

Но приведенный пример не так пугает. Есть более абсурдные опечатки, глядя на которые думаешь: либо этот учебник никто никогда не читал и не редактировал, либо составители и одобрившие его люди не в ладах с логикой или даже, простите, с головой. Рассмотрим некоторые «перлы», опубликованные на сайте AdMe.ru.

– Задача для 2-4 классов: «14 детей учились плавать. Трое из них еще не умеют плавать, а двое уже утонули. Сколько детей уже научились плавать и ещё не утонули?» (Григорий Остер «Задачник»).

– Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Толя?» (Григорий Остер «Задачник»).

–  Дано определение слова «синоним» и проиллюстрировано доброй лисой и злым волком.

– Задача: «На березе росло три яблока. Два упало. Сколько осталось?».

– В учебнике начальных классов в колонке «Пиши правильно» ударение в слове «орех» падает на букву «о».

– В узбекском учебнике (на русском языке) «История Древнего мира» 6-го класса дана фотография современного актера Джерарда Батлера в образе из фильма «300 спартанцев» с подписью: «Царь Спарты – Леонид». А также, «находчивые узбекистанцы уже предложили к истории древнегреческого города Троя приложить фотографию Брэда Пита, а Милу Йовович изобразить в роли Жанны д’Арк» (Thenews.kz. 11 марта 2015).

– В казахстанском учебнике английского языка для 5-го класса издательства «Атамура» школьники должны в тестовой форме ответить на вопросы, один из которых в переводе звучит так: «Какой национальности Юрий Гагарин?». И даны 3 варианта ответа: а) англичанин; б) испанец; в) американец (Tengrinews.kz. 5 сентября 2012).

– В азербайджанском учебнике (на русском языке) по литературе годы жизни Л.Н. Толстого обозначены следующим образом: 1928-1910 гг. (Vesti.az. 15 сентября 2011).

 

И такие фантастические ляпы встречаются достаточно часто в учебниках, как мы видим, и российских, и зарубежных. Более того, их можно обнаружить и в заданиях олимпиад, которые, как правило, предполагают знания высокого уровня. Так, например, на школьном этапе в одном из упражнений для восьмиклассников была задача: «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача – сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?».

Несомненно, данная задача имеет решение, но после прочтения сразу возникают вопросы: какова степень адекватности составителя данного текста, не является ли он сам одним из пациентов этой клиники?

Также встречаются казусы и на Едином государственном экзамене. Представить только, что в таком важном-то деле могут быть и опечатки. А как быть выпускникам? Ведь в данном случае им важен каждый балл. Например, в КИМах по истории был вопрос: «Когда состоялось сражение у деревни Прохоровка?». И по традиции даны 4 варианта ответа: 1) 20 век; 2) 1943 г.; 3) во время Великой Отечественной войны; 4) во время второй мировой войны. И как же тут быть? Хотя в этом случае могу предположить, что данное задание находится в пробном варианте ЕГЭ, где нередко встречаются опечатки. Но согласитесь, не до такой же степени. Хотя и на экзамене, к примеру, по обществознанию, встречаются такие тесты, где правильны два варианта ответа, но в результате, компьютер засчитает только один. Тут как повезёт.

Но приведенные опечатки не так страшны, ведь они особо не повлияют на развитие и взгляды учащихся, поскольку, надеюсь, школьники сами поймут нелепость написанного или всё же им объяснят учителя. Но есть целые факты, искажающие историю, о которых пишется в учебниках и которые преподаватели преподносят как истину. Так, например, во всех школьных пособиях по литературе авторство стихотворения «Прощай, немытая Россия…» присваивается М.Ю. Лермонтову, что на самом деле не является правдой.

Конечно, сейчас вы можете со мной поспорить, сказав, что я некоторые примеры выдумала, ибо не везде расставлены точные источники. Но могу вас заверить, что это правда чистой воды, поскольку в подтверждение есть фотографии, выложенные в сеть активными пользователями. Да, к сожалению, там не указаны конкретные учебники и некоторые из них даже не входят в федеральный перечень, но сам факт того, что именно по этим книгам обучают школьников, ясно виден.

Заметив этот рост жалоб на качество современных учебников, Общественная палата подала следующую идею Министерству образования: создать сайт, где преподаватели, ученики и их родители смогут опубликовывать фотографии «перлов» из школьных учебников (Newstes. ru. 1 сентября 2015). Такого рода шаг может создать народную экспертизу книг. Однако для запуска подобного сервиса необходима долгая предварительная работа. Например, надо выработать критерии, которыми будут руководствоваться пользователи при загрузке страниц с найденными ляпами. Но всё же, я считаю, это действие незначительно повысит уровень школьных учебников. И то, если повысит. Будто оттого, что кто-то укажет на ошибку, уничтожат тысячи изданий и создадут новые с исправленным одним словом или картинкой. Не думаю. Такой сайт больше приживется с юмористической стороны. Ведь люди будут его посещать, чтобы в очередной раз посмеяться над теми, кто нас «учит», и над тем, чему нас «учат».

Но каким же образом получаются такие опечатки, если каждое издание до поступления в школы проходит пять специальных экспертиз, в том числе научную в академии наук? Члены Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки России отвечают на этот вопрос так: «Все мы живые люди, встречаются и ошибки. Не беда» («Стандарты образования». 1 октября 2015). А что если врачи этим специалистам скажут то же самое в случае неправильно постановленного диагноза? Согласитесь, они не воспримут это как убедительный аргумент и спокойно не отреагируют.

Итак, на мой взгляд, подобные казусы подтверждают, во-первых, то, что учебные пособия проверяются не тщательно и не внимательно. Ведь как после увиденных ляпов можно поверить, что эти издания прошли определённые экспертизы. Неужели не нашлось ни одного человека, заметившего глупость и несуразность написанного? А во-вторых, они могут говорить о том, что проверяются издания просто незнающими людьми. Так с чем же вы сами-то согласитесь, люди, одобряющие подобные издания: с тем, что вы плохо работаете, или с тем, что багаж ваших знаний слишком мал? 

Комментарии