СОБЫТИЕ / Александр БОБРОВ. ГДЕ НАШ ОТВЕТ CHARLI HEBDO? К итогам 8-го фестиваля «Русский смех» имени Евгения Нефёдова
Александр БОБРОВ

Александр БОБРОВ. ГДЕ НАШ ОТВЕТ CHARLI HEBDO? К итогам 8-го фестиваля «Русский смех» имени Евгения Нефёдова

 

Александр БОБРОВ

ГДЕ НАШ ОТВЕТ CHARLI HEBDO?

К итогам 8-го фестиваля «Русский смех» имени Евгения Нефёдова

 

Фёдор Достоевский любил повторять: «Хорошо смеётся человек – хороший человек». Увы, сегодня на телеэкранах мы видим много плохо смеющихся, недобро усмехающихся или бездумно ржущих людей. Крайне мало печатают сатирических и иронических стихов периодические издания, но ведь их сочиняют и сегодня! Почти совсем ушли из СМИ фельетон, острый памфлет, политическая карикатура – только Геннадий Животов в «Завтра» продолжает держать марку. А ведь все эти жанры были и до революции, а уж в годы советской власти… Или мы окончательно утратили любые традиции и захлёбываемся в низкопробной масскультуре? А вот французы не унимаются. В Сети появился рисунок обложки нового номера французского журнала карикатур Charlie Hebdo. После громкого скандала, когда в России очень жестко отреагировали на карикатуры о трагедии с самолетом А321, редакция вновь обратилась к этой теме и превзошла саму себя. Новый рисунок сравнивает катастрофу российского самолета с "домашним порно", а рисунок отличается предельно циничным реализмом, изображая "соитие" задней части самолета и ракеты. Напомним, Charlie Hebdo, грубо высмеивавший пророка Магомета, стал всемирно известен после того, как в январе двое неизвестных ворвались в редакцию и с криками «Аллах Акбар!» расстреляли десять сотрудников журнала и двух полицейских. Но над Россией можно смеяться безнаказанно. На сайте французского посольства в Москве появилось официальное заявление представителя МИД под названием «Карикатуры в прессе в связи с аварией самолета на Синае». Согласно ему, посольство скорбит вместе с россиянами, но ничего не может поделать с неприкосновенностью свободы слова во Франции. Как трогательно! Ну вот и добомбились в Сирии, и дорисовались в любимом листке наших либералов. Ну что, они больше «Не Шарли» или для этого надо на парижский рок-концерт попасть?

Российские парламентарии дали жалкий ответ французскому сатирическому еженедельнику Charlie Hebdo. Сенатор Валентина Петренко показала ответную карикатуру с людьми в горящем котле и подписью «Ад приветствует Charlie Hebdo». Как выяснилось на пресс-конференции, сенатор позаимствовала рисунок у украинского художника Юрия Журавеля, причем горящими в аду он-то изобразил экс-президента Виктора Януковича и его сторонников. Впрочем, парламентариев не смутило ни нарушение авторских прав, ни политический контекст карикатуры – они заявили, что готовы «подписаться под любой картинкой, где говорится об аде». Неужели не могли во всей России найти карикатуриста? Докатились…

Яростнее всех отреагировал Владимир Жириновский: «Если мы будем ставить этот вопрос в плане межгосударственных отношений, французский президент скажет, что он никакого отношения к этому журналу не имеет. Надо, чтобы у нас был свой сатирический журнал, чтобы высмеивать всю Францию, всех французов, начиная с Наполеона. Мы готовы в своей газете, в своих изданиях публиковать какие-то сатиры на французов. Но в полном масштабе этим должны заниматься государственные пропагандистские органы. У нас есть в России деньги на контрпропаганду». Сам политик от лица ЛДПР отказался финансово поддерживать такой журнал, так как считает, что этим должны заниматься в первую очередь российские пропагандистские органы. По мнению Жириновского, государство вполне может выделять на это деньги: «У нас в стране есть деньги на контрпропаганду. Но нет соответствующего «госзаказа». Зато в той же Франции – есть. Там всё делается согласованно… В своё время Советский Союз точно так же колол Запад. В «Крокодиле» обсмеивали и дядю Сэма и колониальную империю Франции… У нас нет пока специального журнала, но много авторитетных изданий. И каждое может поместить карикатуру именно против французов. Смеяться над всем, что у них негативного. И над тем, что им дорого». Дело в том, Владимир Вольфович, что чиновникам Роспечати и главным редакторам «авторитетных изданий» то, что дорого французам, – ещё дороже. Они не будут ссориться с Западом из-за каких-то карикатур. Они мечтают, как недавно скончавшийся Михаил Лесин – министр информации! – закончить жизнь в США или на Лазурном берегу. А там-то спецслужбы и бюрократы отслеживают все поступки и выступления. Есть же подробные досье, судя по точечным персональным санкциям! А тот, кто ещё не утратил у нас в стране чувство юмора, гражданскую пылкость, – не имеет ни средств, ни каналов. Попробуй, возроди славный журнал «Крокодил», – заноет скептик, – публика отравлена скопированными программами «Один в один», «Точь в точь», махровой петросяновщиной и новыми русскими бабками». Да, но переполненный зал Дворца культуры нефтянников в Кстово в субботу, как раз в то время, когда ведёт ужасную программу Николай Басков, о чём-то говорит? И почему пародии только на певцов с наложенными килограммами грима, а не на поэтов – это всегда пользовалось успехом у публики (вспомним «Вокруг смеха»!)? Или боссы ТВ думают, что совсем убили чувство юмора, стиля, поиски литературной формы. Кукиш им! – хохочет фестиваль «Русский смех» имени блестящего пародиста и сатирика Евгения Нефёдова!

В интернете первый отклик появился на полосе Башинформ. Уфимский писатель Владимир Кузьмичёв, который выступал на нашем VIII Всероссийском фестивале иронической поэзии «Русский смех» в Кстово Нижегородской области, сказал: «Фестиваль смешной, но в плане организации всё было по-серьёзному. Мы чувствовали себя как дома. Я был удивлён тем, что пришло столько зрителей. Зал был переполнен, люди сидели даже в проходах на лестницах. Возможно, так происходит потому, что фестиваль задуман как альтернатива юмору ниже пояса, формат которого сейчас популярен на разных телеплощадках страны. На фестивале был сделан акцент на интеллектуальный юмор», – рассказал агентству «Башинформ» бывший мастер-строитель и мастер иронической миниатюры Кузьмичёв.

«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила», – так говорил Николай Гоголь. Мы привыкли, что все высказывания классиков – неоспоримы, но мир вступил в такую информационно-параноидальную эпоху, что человек в стремлении к наживе и власти уже и смеха не боится, и зачастую не в силах отличить смехотворную ситуацию от идиотизма, а бичующую сатиру от пиара. И что поэты могут сделать-исправить, сколько ни бичуй гневными строками доверчивого хохла – земляка великого Гоголя?

Блукаэшь безвiдрадно, братец, блудишь,

На тлеющий запад с надеждой глядишь,

Забыв в эти смутные годы

Зачем ты и что ты, и кто ты…

Одумайся, брат, и оружье своё

Наставь на слетевшее в степь вороньё,

Которому издревле треба

Славянского мяса и неба.

 

Эти увещевательные стихи Александра Ананьева напечатаны в очередном альманахе «Русский смех» (президент Олег Рябов), который вышел к 8-му Всероссийскому фестивалю иронической поэзии в издательстве «Книги» Нижегородской области (председатель оргкомитета кстовский поэт-пародист Олег Захаров). Мы с организаторами и составителями альманаха (к ним ещё надо добавить москвича Александра Хорта) всегда готовили в сборнике какую-то изюминку, сквозную ноту или злободневную тему. В Год литературы и 100-летнего юбилея замечательного поэта-фронтовика Константина Симонова таковой могла бы стать поэтическо-стилистическая пародия (а не просто пародия – реплика и зубоскалка, ироническое обыгрывание неудачных строк), а главное – политическая сатира, клеймящая и высмеивающая всё антирусское (да и антиукраинское), что творится ныне на братской Украине, на агрессивном Западе. Ну, стихи-то симоновские легко найти и напечатать на открытие альманаха, а вот с подлинной сатирой – плохо. Хотя и со страниц сборника, и со сцены Дворца культуры нефтяников звучало много остроумных стихов, подковырок, пародий, бардовских песен. Смех в переполненном зале не умолкал, и почти трёхчасовой вечер, оживлённый кстовским джаз-бандом и стихами ведущего – нижегородского барда Вячеслава Карташова, пролетел стремительно. В зале, как обычно, больше было женщин. Поэтому на ура принимались строки, где сатира носила по-женски лукавый характер и образные сравнения были по-житейски понятны без пафосного морализаторства. Вот как припечатала Инна Кожевникова из Москвы:

Кредо президента в чём? –

Я отвечу сходу,

Чтоб примером быть во всём

Своему народу,

Мысли свежие свои

Претворять в указы.

 

Наш придумал Год Семьи

И развёлся сразу.

 

Оргкомитет фестиваля никакие места не присуждает, а отмечает памятными статуэтками зайцев особо отличившихся или согревших душу гостей. Бронзового косого получил художник Константин Яковлев, придумавший символ фестиваля, серебряного косого – Александра Суслова, поэт и почётный член Академии педагогических наук Казахстана, а ещё, как она сказала со сцены, трижды тёща: «У нас в казахском языке «нет» звучит как «жок». Русский спрашивает казаха: «У тебя тёща есть?» – «Жок». – «Я тоже сожгу…». А золотого косого получил любимец многих предыдущих сабантуев Владимир Митрофанов, представлявший всегда Балахну, а теперь переехавший в Москву. Спрашиваю его: «Ты где в столице работаешь?» – «Да так, на предприятии…». Все теперь разведчиками стали… Володя выступал без гитары, читая стихи в лицах – то от имени жеманной обитательницы Рублёвки, то от записного патриота при власти:

Хорошо любить Россию

Безвозмездно, просто так.

Если ты ещё не понял,

Значит, конченый дурак.

Укради 100 миллионов

С комбината на Оби.

В Ницце вспомни о России

И люби её, люби!

 

Как по заказу после вечера в гостинице «Дядя Ваня» над Волгой включил телевизор и попал на программу Романа Бабаяна «Право голоса», в которой выступали политики, депутаты, политологи, обсуждая острейшие проблемы… крошечной Черногории. А до великой России не снизойдёте? Многие утверждали, что Обама довёл США до ручки. Ну да, с 1 января 2016 года там повышают минимальную почасовую оплату труда до 10 долларов за час. Когда я от поэзии перешёл к публицистике, эта зарплата составляла 5 долларов в час, потом мне американка-редактор «Прогресса» рассказывала, что должна получать пусть и в кризисной России не меньше 7 долларов за час, как в родной Америке. Ну, вот теперь – 5 500 тысяч в день минималка в США, если пересчитать зарплату за 8-часовой рабочий день на рубли (столько у нас районная библиотекарша в месяц получает). А ещё на экране кричали, что Германия при бесконечном правлении Меркель стала сплошным клубком проблем, правда, средняя зарплата там – 3 600 евро… Вечно небритый депутат С.Железняк от ЕР вдруг пафосно заявил: «Пусть санкции, пусть вредит Германия – главное, мы выполним социальные обязательства перед гражданами!». Это ведь гоголевщина какая-то, фантасмагория! Да бывает ли он между ток-шоу в Госдуме, успевает ли читать газеты, постановления правительства и поправки к законам? У нас соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом составит в 2016 году в лучшем случае 53,6%. Между тем Европейская социальная хартия, которую мы подписали, гласит, что минимальный заработок не может быть ниже 50% от средней зарплаты; у нас средняя зарплата по стране – 32 тысячи, значит МРОТ – 16 тысяч должен быть, а он – всего 6 тысяч! Так с какого же бодуна мы берёмся поучать ЕС? А когда обсудим смешную компенсацию пенсий –  вопреки закону! – не на 12% официальной инфляции, а на 4%? Или это и называется выполнением социальных обязательств? Голова от смеха и возмущения кружится!

Рамки фестиваля с каждым годом расширяются, хотя есть и желанные завсегдатаи праздника – такие, как питерская команда во главе с редактором «Невского альманаха» Владимиром Скворцовым. Съехались авторы-исполнители и барды из 15-ти регионов России и ближнего зарубежья. Впервые кстовчане увидели и услышали ироничных поэтов из дальних регионов страны – Калининграда, Крыма, Краснодарского края, Свердловска, Кирова, Новосибирска. Достаточно широко было представлено Приволжье –  русскоязычные писатели из Татарстана, Мордовии, Чувашии и Башкирии. В общей сложности – 60 участников! Мы с директором Центра нижегородских писателей при библиотеке им. Пушкина Надеждой Васильевной Калачёвой – строгой мамой фестиваля («Никаких скабрезностей и двусмысленностей со сцены!»), спросили Олега Захарова про конечную сумму – во сколько обошёлся такой масштабный и не имеющий аналогов фестиваль? «Из бюджета города выделили 500 тысяч; всё дорожает: билеты для гостей 120 тысяч, гостиница и товарищеский ужин – 120, аренда зала 50 и ещё…». Так это ж немного, если учесть гигантские российские траты незнамо на что! Например, безликий знак-бренд Новой Москвы, выполненный фирмой Тины Канделаки, обошёлся бюджету в 15 миллионов рублей – аж 30 фестивалей! На следующий год в бюджет Кстово уже заложена сумма на 9-й фестиваль – всего из похудевшего бюджета на культуру 400 тысяч рублей – то есть меньше зарплаты депутата Госдумы за один (!) месяц. А что творил арестованный губернатор Хорошавин на Сахалине? Власти островного региона решили потратить 680 миллионов рублей на улучшение имиджа губернатора – 140 масштабных фестивалей в Кстово. Более того, на сумму в 1,5 миллиона рублей приобрели стол для губернатора и тумбу с отверстием для питьевой воды – на 3 всероссийских фестиваля, а – внимание! – один только унитаз для губернаторской уборной обошелся казне в 200 000 рублей – половина суммы, выделенной на фестиваль Русский смех» 2016 года. Гоголь отдыхает…

В Кстово, как везде, не до красивости…

Две изюминки у городка –

Самбо среди моря агрессивности,

А ещё – смешливая строка.

То обвал, то улицы орущие,

Но важней попсовых всех утех –

Самооборона без оружия:

Это и борьба, и «Русский смех»!

 

 

Комментарии