ПОЛЕМИКА / Маргарита СИНКЕВИЧ. «КАК СЛАДОСТНО ОТЧИЗНУ НЕНАВИДЕТЬ…». Продолжение
Маргарита СИНКЕВИЧ

Маргарита СИНКЕВИЧ. «КАК СЛАДОСТНО ОТЧИЗНУ НЕНАВИДЕТЬ…». Продолжение

 

Маргарита СИНКЕВИЧ

«КАК СЛАДОСТНО ОТЧИЗНУ НЕНАВИДЕТЬ…»

Продолжение

 

Сегодня тема патриотизма (мягко говоря, непопулярная в девяностые и нулевые годы в большинстве СМИ: государственных и либеральных) – одна из самых «рейтинговых». И это связано, прежде всего, с изменениями в политической атмосфере России, обусловленной в первую очередь позицией президента. В последние примерно два года он говорит о необходимости создания или возрождения объединяющей национальной идеи, о национальной политике, базирующейся на традиционных ценностях русского народа. Переломной в этом смысле стала знаменитая Валдайская речь В.В. Путина 2013 года. Владимир Владимирович, в частности, заявил о необходимости единения на основе «национальной идентичности», о невозможности движения вперед «без духовного, культурного, национального самоопределения». Следуя традициям русской классики, национальной консервативной мысли, Путин истоки военной, технологической, экономической мощи государства видит в самом человеке, в «качестве людей», в их духовном, моральном, интеллектуальном уровне. Это «качество людей» немыслимо, конечно, без любви к Родине, которую Путин назвал базовой ценностью и высказал в этой связи ряд принципиальных суждений: «При всей разнице наших взглядов, дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех её участников»; «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы».

Понятно, что с 2013 года тема патриотизма с особой силой зазвучала на центральных каналах ТВ, хотя, на мой взгляд, достаточно однобоко, поверхностно. Чувствуется формализм во многих материалах журналистов, для которых эта тема часто новое-неизведанное. Традиционные духовно-нравственные ценности не являются призмой, сквозь которую рассматриваются проблемы образования, экономики, культуры… Патриотизмом «пышут» (иногда слишком) лишь программы и репортажи об Олимпиаде в Сочи, событиях на Украине, Великой Отечественной войне и ещё некоторые. Но всё же…

«Левое» крыло наших СМИ быстро отреагировало на изменившуюся ситуацию. И вот уже Ирина Прохорова, задавая вопросы президенту, говорит о гонениях на инакомыслящих в современной России, жалуется на обвинения в непатриотизме… К слову сказать, «гонимая» Ирина Прохорова чувствует себя достаточно уверенно на телеканале РБК, где ведет программу «Система ценностей». «Традиционные ценности» вызывают у неё ехидную улыбку, презрение. Играя словом, она рифмует консервативность с консервированностью: «Вы знаете, это понятие особенно в нашей стране, оно настолько неопределенное, что теоретически можно, вообще, вкладывать всё, что угодно. Хочу заметить, если я внимательно слушала президента, он ведь, кроме этой фразы „традиционные, консервативные ценности“ не пояснил нам, что он имеет в виду. Меня лично беспокоит, какое количество интерпретаторов сразу появилось, причём, безошибочно я бы сказала, в такую, мракобесную сторону тянущие. А можно понимать по-разному. В конце концов, а много у меня было разных разговоров, в том числе публичных, собственно, меня волнует вопрос: а что мы собираемся консервировать?» (Прохорова И. Какие ценности нас объединят? В программе «2013» от 27 декабря 2013). (1)

Патриотизм в СМИ дискредитируется по меньшей мере двумя способами: через формирование образа России как страны, не достойной любви, и через обоснование ненужности и вредности самого чувства любви к Родине.

Среди представителей первой точки зрения можно назвать многие годы «злословившую» на Культуре, НТВ и других каналах Татьяну Толстую: «Страна не такова, чтоб ей соответствовать! Её надо тащить за собой, дуру толстож.., косную! Вот сейчас, может, руководство пытается соответствовать, быть таким же б…, как народ, тупым, как народ, таким же отсталым и косным, как народ» (Цит. по: Воеводина Т. Пятая колонна: живут в России, за счёт России и ненавидят её). (2)

В унисон с Татьяной Толстой высказались многие либеральные авторы: «Это большое несчастье. Это наказание, сродни уголовному. Это заключение – вплоть до пожизненного. В этом смысле мне непонятно, как можно гордиться тем, что ты здесь рожден, или быть от этого счастливым. Это можно принять, с этим можно примириться, но гордость или счастье по этому поводу кажутся мне по меньшей мере странными…» (Королева М. Что значит – родиться в России? (3); «Россия есть зло, причём – мирового масштаба. Зло должно быть уничтожено. Следовательно, всё, что направлено против России, есть благо»; народ России – «рабско-холуйская биомасса»; Россия «развила, укрепила и возвела в предмет гордости все самые отвратительные тенденции и пороки» (Нестеренко Ю. Исход). (4). «Интеллигенция наступает на старые грабли. Она обвиняет власть, а не народ. Но как обвинять народ? В чем? В том, что он народ? Просвещенный класс видит в народе объект истории, который оболванивают, а не субъект, который сам по себе феноменален. Мы думали: там шкатулка с драгоценностями. Так думать нам помогали самые лучшие в ХIХ: Достоевский и Толстой. Так думали почти все наши писатели, деревенщики, Солженицын… А там оказался гроб с гниющими потрохами. В 2014 году открыли гроб. Ударил запах!» (Ерофеев В. Как тут жить дальше? // Сноб). (5).

Умиляет и удивляет способность ненавистников России занимать ниши на государственных каналах. Так, Марина Королева умудряется сочетать должность заместителя главного редактора «Эха Москвы» и авторство еженедельной колонки в «Российской газете», посвящённой русскому языку, вести программу «Говорим без ошибок» на детском телеканале «Карусель». А Виктор Ерофеев был членом комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ и долгие годы вёл программу «Апокриф» на телеканале «Культура». Он десятилетия был желанным гостем на центральных телеканалах России, а, судя по последнему его «братанию» с В.Мединским на фестивале «Довлатов-фест», явная любовь у сильных мира сего к этому ненавистнику России остаётся прежней.

Писатель же Юрий Нестеренко публиковал свои фантастические рассказы и повести в журналах «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Мир фантастики», «Знание – сила», «Игромания», «Техника – молодёжи», «Реальность фантастики», «Сельская молодёжь», а также в многочисленных сборниках издательства «Эксмо», а нефантастические рассказы и стихи – в журналах «На любителя» и «Московский вестник».

Среди бойцов второго фронта войны с патриотизмом в России выделяется Ксения Ларина (журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» с 1991 года). В одной из программ телемарафона «Любить Родину» (февраль 2014 года) на телеканале «Дождь» она говорила о том, что патриотизм безнадежно устарел, что это чувство характерно для недалеких людей, что главный смысл патриотизма – возможность манипулировать народом. Свою «речь» Ларина продолжила на радио. На сайте «Эха Москвы» читаем: «От слова «патриотизм» тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками.

Я не люблю родину давно и убежденно.

И это не мешает мне жить в родном городе, читать и мыслить на родном языке, любить свою работу и мечтать о будущем. Я люблю свою семью, своих умерших родителей, своего мужа, своих друзей. Чего и всем желаю.

Я не олицетворяю родину с матерью, тем более с больной или пьяной. Сама мысль о таком сравнении мне представляется кощунственной и дикой.

Сегодня на «Дожде» я пыталась сказать, что всем самым чудовищным в человеке мы обязаны патриотизму.

Патриотизм разрушителен, он ничего не создает, кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотическое искусство – крикливо, фальшиво, примитивно. Патриотизм крышует бездарность и пустоту, производит бездарность и пустоту.

Патриотизм мракобесен, как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере.

Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых.

Патриотизм – это оружие ксенофобии.

Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости.

Патриотизм отвратителен.

Он упрощает человека, лишает его разума» (Ларина К. Патриотизм). (6).

Такой же точки зрения придерживается режиссер Евгений Понасенков (член общественной организации «РуАН» («Русская академия наук и искусств»), член Независимого совета по правам человека, автор ряда исторических сочинений по проблематике наполеоновских войн): «Но все же – вернемся к теме изнасилованного за долгую и печальную историю России «патриотизма».

И здесь надо очень четко понять: только ущербные люди не могут жить без фантомного ощущения принадлежности к чему-то такому, что не является ими самими» (Панасенков Е. Олимпиада и патриотизм) (7).

Людей с подобными взглядами количественно больше в СМИ. Становится ясно, почему на Первом канале так активно рекламируется фильм «Родина», в котором два русских офицера принимают ислам и становятся террористами-смертниками; почему фильм «Левиафан» выходит при поддержке министерства культуры РФ. И неважно, что сам В.Мединский написал книгу «Мифы о России», а потом, условно говоря, дал деньги на формирование и поддержание этих самых мифов, а Владимир Путин в своей валдайской речи призывал «прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели». Ну что уж Звягинцеву до мнения Путина. Главное, Прохоровой понравилось. «Прекрасный фильм», «своеобразное зеркало современного российского общества», – говорит она в «Системе ценностей». А потом продолжает: «…но в фильме „Левиафан“, ведь там есть ощущение, что подлинная традиция – это традиция разрушения на самом деле. Вот та иллюзия, что мы восстанавливаем связь времён, разорванную, да, и возвращаемся, скажем, в дореволюционный этап, в идеальное прошлое, которое так казалось, к каким-то нормам, то нынешний фильм просто демонстрирует, что никакой связи времён не оказалось» (Прохорова И. Система ценностей. Часть 2.1 Левиафан как зеркало российского общества) (8). Вот так мы докатились до утверждений, что связи времен нет, что в России главная традиция – традиция разрушения…

По телеканалу «Культура» рассказывают о презентации нового музыкального спектакля Олега Глушкова «Всё о Золушке», поставленного по пьесе Дмитрия Быкова: «Мюзикл „Всё о Золушке“ – это спектакль с красочной сценографией и яркими световыми видеопроекциями, дополненный невероятной музыкой, автором которой стал композитор Раймонд Паулс». Так говорят… Меня же при взгляде на это «красочное» действо охватывает отвращение: Крестная мать Золушки – лидер преступной группировки, сестры Золушки – Сиамские близнецы… Самыми симпатичными персонажами оказываются мыши. Комментарии создателей шокируют: оказывается, это спектакль и для юных зрителей. Художественный руководитель театра Михаил Швыдкой (спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству) говорит: «Дети шагнут в прекрасный сказочный мир. Молодежь окажется в плену романтических приключений. Взрослые снова испытают великую силу любви…» (Швыдкой М.). (9). И – о чудо! – в главной роли выступает Ксения Ларина!

Отвратительная скульптура Петра I работы Михаила Шемякина, поставленная в нескольких десятках метров от царской усыпальницы на территории Петропавловской крепости, – явление этого же ряда. Экскурсовод рассказывает, что Шемякин объединил в скульптуре образы деспотичных правителей России. Такую интерпретацию с интересом слушают многочисленные иностранцы, стоящие в очереди, чтобы сфотографироваться с этим «произведением искусства». Сие творение демонстрирует и символизирует духовное уродство как художника, так и инициатора этого проекта – А.А. Собчака, и всех его последователей, включая дочь, которая, к слову, заявила, что «Россия стала страной генетического отребья» (Собчак К. Россия стала страной генетического отребья [Электронный ресурс]. (10).

Сегодня Михаил Шемякин в России востребован. 1 октября 2015 года в столичном Театре киноактёра открылся «Воображаемый музей Михаила Шемякина». «Первая выставка получила название «Разрез в искусстве» и объединила работы художников, которые превратили эту форму разрушения материи в символ творческого поиска». Уродство данной выставки вполне сопоставимо с уродством скульптуры Петра I и мюзикла «Всё о Золушке».

Многоликую сущность ненавистников России очень точно определил ещё в 1844 году Николай Языков в стихотворении «К ненашим», которое воспринимается как современный ответ космополитическим силам, пытающимся при помощи СМИ и не только изменить менталитет русского народа.

О вы, которые хотите

Преобразить, испортить нас

И онемечить Русь! Внемлите

Простосердечный мой возглас!

Кто б ни был ты, одноплеменник

И брат мой: жалкий ли старик,

Ее торжественный изменник,

Ее надменный клеветник;

Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей-невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

И ты, невинный и любезный,

Поклонник темных книг и слов,

Восприниматель достослезный

Чужих суждений и грехов;

Вы, люд заносчивый и дерзкой,

Вы, опрометчивый оплот

Ученья школы богомерзкой,

Вы все – не русской вы народ!

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живет, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью, к родине, не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живет

Любовь не к истине и благу;

Народный глас – он божий глас –

Не он рождает в вас отвагу,

Он чужд, он странен, дик для вас.

Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят;

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам! Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!

Хулой и лестию своей

Не вам ее преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрет неверный ваш язык: –

Крепка, надежна Русь святая,

И русский бог еще велик!

 

-----------------------------------------------------------------------------------

1. http://echomsk.spb.ru/projects/intervyu-na-ehe-moskvy/prokhorova-obvineniya-nepatriotizme.html

2. http://liveinternet.ru/users/gamayune/post352688711"352688711

3.http://apocalypse-2012.com/miscellaneous/rf.html

4. http://yun.complife.info/miscell/exodus.htm

5. http://snob.ru/selected/entry/80436/"80436

6. http://echo.msk.ru/blog/xlarina/1250768-echo

7. http://echo.msk.ru/blog/eponasenkov/1254516-echo

8. http://koptyakov.livejournal.com/21409.html

9. http://musicals.ru/main/archive/news6352"6352

10. http://echo.msk.ru/blog/statya/709632-echo

Комментарии

Комментарий #1711 10.12.2015 в 18:58

Нет в истории нашей страны такого периода, в коем человек не сказать что был бы счастлив, но просто был бы покоен («…на свете счастья нет, но есть покой и воля…»).
Но! Наступает катаклизм, потрясение, момент гибели или спасения – и человек (если он действительно человек) восходит куда выше себя повседневного. И только это спасает его Родину. Его страна («толстож…я» и как там ещё, госпожа Толстая?) становится его матерью, его Родиной. Катарсис! И человека, и его страны.
Любой исторический переломный момент возьмите – канун ли битвы со псами-рыцарями, с Мамаем, освобождение ли от польского нашествия по выходе из Смуты, противостояние ли Наполеону – драматургия по большому счёту одна и та же.
Госпожа Толстая! Ну что бы Вам не перечитывать Вашего великого предка, не проникаться его менталитетом? Или …мадам не читатель, мадам писатель…»?
В нас, настоящих русских (включая украинцев, татар, грузинов, евреев, корейцев – всех просто не назвать) есть некий сублимат Веры, Надежды и Любви, не осознаваемый, но бессмертный. Вот это и есть патриотизм.
А духовно ожиревшие адепты т. наз. общечеловеческих ценностей – что о них сказать? Мне они напоминают мадемуазель-мадам Элен Курагину-Безухову, без комплексов (и о патриотизме в том числе!) подлегшую под хлыща-француза и очень даже логично получившую вознаграждение в виде дурной болезни.
Трубников Евгений.

Комментарий #1695 09.12.2015 в 15:53

Смелая девочка! Умница - жёсткий, холодный (для чужаков) ум!