Роман СЛАВАЦКИЙ. КАМЕННЫЕ ЗЕРКАЛА. Стихи
Роман СЛАВАЦКИЙ
КАМЕННЫЕ ЗЕРКАЛА
ПЕПЕЛ
В Отчизне голос Прошлого не слышен.
Но в нашей дряхлой полу-Византии
вскипают кружевами волны вишен,
захлёстывая главы золотые;
и золотом узорным воздух вышит,
грохочет под землёй Вулкан-вития,
Помпеи пепел валится на крыши,
на чёрный газ, на храмины святые.
И мы с тобой в бесовской гари смога
с пустой душой – без чувства и без Бога
в весеннюю вступаем круговерть…
Ты даришь мне отравленную розу.
Твоё вино таит свинцовый отзвук
и в кубке губ забвеньем веет – смерть.
ВИДЕНИЕ
Помпея-девочка, уст усмешкой
зачем влечёшь – неземная гостья?
Зачем играешь безгрешным блеском
очей, и смешной наготой подростка?
Как будто с каменной занавески
глядишь со стены, сквозь дыханье воска…
Но только осыпалась пылью фреска;
осталась лишь красок седая горстка,
да смех очей твоих виноградных,
да шум туники твоей нарядной,
и око ворот, и полей приволье,
и глиняной лампы ночная копоть,
и этот шёпот, весёлый шёпот,
пронзающий сердце внезапной болью!
СЛЕПКИ
Он закрывает обрывком тоги
смертную бледность её чела;
кровля последняя – плащ убогий…
Пепел и мгла!
Зыбятся каменные тела:
«Нашу семью одолели боги»…
Коконом чёрным легла зола;
оттиск агонии – Тьмы чертоги.
Сердце трепещет сквозь камни лет,
плоти истлевшей встречая след –
слепок, залитый в кору земную.
Ужас повторного бытия:
словно бы это не он, а я
спрятал свою родную.
В ДОЛИНЕ
Мрак темнее, чем безлунной ночью,
все бегут из города толпою;
только Небо чёрное грохочет
среди воплей ужаса и воя.
Кто-то горько стонет: «Боги, боги!»,
и кричат потерянные дети;
а в ответ, в отчаянье и злобе:
«Что зовёте?! Нет богов на свете!».
Больше нет Кампании счастливой:
только жара адские разливы…
И Танатос царствует в долине,
в море ветром пепельным плеская!
Падает на землю старый Плиний,
в ядовитой гари задыхаясь…
ТАНЕЦ МЁРТВОЙ
Она танцует снова. Старый форум
лежит пред нею каменной страницей;
легко туника детская струится
и песенка несётся над простором
самнитских плит. И словно бы с укором
взирают статуй мраморные лица;
а девочка всё так же веселится
и прядки вьются вихрем в танце скором.
Кружится тень – пророчицею мёртвой
на поле травертиновом, истёртом,
и в воздухе круги перстами чертит.
И звонким колокольчиком весёлым
на форуме пустом, на камне голом
она поёт о смерти, смерти, смерти!..
ГОРОД
Форум и Арка, термы и перистили,
лавки, таберны, полные пряным жаром,
храмы, дома и фрески в помпейском стиле,
камни на перекрёстках и лупанары.
Фаллосы-амулеты за каждой дверью:
в атриумах, в лачугах, в чаду пекарен,
даже на улице ими обход промерен,
знак плодородья – в садах, и во тьме – в амбаре.
Древние лары в алтариках прячут лица;
маленький храм Исиды в углу таится,
смуглой вечерней тенью чужого Нила.
Странно сверкнёт на камне в закатном блеске
тонкой иголкою – бронза булавки детской,
что по дороге – насмешница обронила.
КАССИЯ
Там, где у входа, мозаикой сложено, светится: «Здравствуй»,
там, где в конце анфилады в колоннах парит перистиль,
там, где лукаво взирают со стен театральные маски,
там, где в бассейне из мрамора – медный – танцует сатир.
Пепельной тенью по плитам хозяйка идёт безучастно
ночью неслышно ступая на смальту, на пёстрый настил
словно бы ищет своих драгоценностей тяжкие связки,
словно бы ищет семейной печати – но след их простыл.
Змейки – витой, золотой – затуманились глазки-рубины;
вместе с хозяйкой сокрылась она в потайные глубины
с Кассией вместе – с хозяйкой – в забвенье и тлен.
Кассия ищет свою красоту, что во прах разметалась –
тщетно!.. И горестно смотрит она вдоль ограбленной залы,
пепельной тенью вздыхая на каменном зеркале стен…
БИТВА ПРИ ИССЕ
Скрестились копья! Бой при переправе;
и эллины одерживают верх:
прорвался страшный персам Искандер
и правит бой на славном Быкоглаве.
Спасайся, Дарий! Враг тебя поверг,
фалангой землю Азии кровавя!
…В полу экседры, в каменной оправе
цветной узор из камешков-тессер, –
резной рисунок мастера мозаик…
– Но вновь идут, поверженных терзая,
окованные бронзой боги битв!
И снова закипает бой при Иссе,
и Персия хрипит в небесной выси,
как ствол сухой, что молнией разбит.
БОМБЫ
Город заплёван кровавой рвотой,
в сердце – свинцовый тромб…
…Американские самолёты –
чёрные рыла бомб –
прямо на мрамор немого града –
рёвом безмозглым, железным градом,
прямо на росписи Дома Фавна,
прямо на стены со снятой кожей –
чёрной бензиновою отравой,
рёвом огня, сатанинской дрожью.
Шёпот сокровищ, седая роскошь,
Времени ветхий дождь –
втоптаны в пыль солдатнёю пошлой,
мясом тупых подошв.
БОГИНЯ ВОДЫ
О, если б мне коснуться этих журчащих прядей,
этой прохладной кожи, тонких твоих перстов,
этой прозрачной плоти, прядающей в ограде
каменной башни – даже чашею стать готов!
Я позабыл бы волю струйного плена ради,
плавал бы тёмной тенью в сети речных цветов…
Как я хотел бы ведать в лёгкой твоей прохладе
зыбкий и льдистый говор влажных ночных оков!
Тайной манят бассейны, мраморные нимфеи;
льются в свинцовых трубах, в пёстрых фонтанах веют
звонкие капли – всюду голос воды разлит.
…Сон оборвётся нитью, пепельным ветром сгинет!
Город навек оставлен, Город забыт богиней;
только лишь призрак шепчет пылью горячих плит.
ХРАМ ВЕНЕРЫ
Счастьем отмечен, исполнен веры,
Люций Корнелий Сулла
выстроил мраморный храм Венеры
в год, как война минула.
Но, когда времени вышла мера –
родов подземных гулы
сдвинули камни базальтом серым
к людям, от страха снулым.
Знал ли покрытый паршой диктатор,
что его стройке придёт расплата?
Только руина стоит над склоном.
Вход лишь остался в глубинной стыни
словно зловещей земной богини
тёмное лоно.
ДОМ ХИРУРГА
Тянет безрассудная подруга,
манит за собой в рассветной хмари,
к башне Геркуланской – в Дом Хирурга,
что в углу – на Виа Консоларе.
Страшные приборы! – взоры бросьте:
скальпели, пила, резак для кости…
А на фреске – врач, что у Энея
из бедра стрелу, кряхтя, изводит,
сын Асканий хнычет и немеет,
и Венера нежная – в тревоге.
О, не плачь, взволнованный Асканий,
не грустите, воины из Трои,
ваше горе что? – всего лишь камень,
Город из которого построен.
ФЛОРА
Флора уходит из ветхой фрески,
в сказочном зеркале зелень вьётся:
трепетно, как ветерок нерезкий –
тихо уходит, не обернётся;
в чистый Элизий, к безгрешным душам
шагом неслышимым и воздушным...
Всё: поворот лебединой шеи,
прелесть причёски, цветков касанье,
складки одежды, что утром веют,
нежностью красок, латинской ранью –
всё это Орку она оставит,
духам нездешним, иной природе…
Из опустелого камня Стабий
Флора уходит.
ЖЕРНОВА
Хлебопекарня – «владенье Попидия Приска», –
сведай-ка здешнего рода крутые права,
глянь-ка на перечень – свиток старинного списка:
печи, торговые лавки, мешки, жернова…
Камни вращают рабы, и тяготою римской
и нарастающим гулом гудит голова;
струйкой стекает мука от огромного диска,
тесто вспухает и хлебного ждёт мастерства,
и поспевают в жару для житейской потребы
пышным цветком поднимаясь, румяные хлебы;
зев раскалённый закрыли – тепло уберечь.
…Время протёрлось мукою, осыпалось мелом!
Хлебом наполнена – брошенным, окаменелым –
слепо глядит в пустоту позабытая печь.
БАЗИЛИКА
Зал базилики одет в разноцветный торжественный камень
и не доходит сюда тягостный Форума зной.
Здесь над трибуной парят магистратов почётные скамьи,
лики чинуш, облечённых величьем – красы неземной.
Здесь и законы, и суд, и решения – всё под руками,
только народ почему-то всё время идёт стороной:
стены исписаны вдоль-поперёк удалыми стишками –
едкой поэзией, сложенной в ритм и, конечно, – срамной.
Сколько здесь радостных рук поработало стилосом, дабы
всю штукатурку покрыть излияньем пахуче-похабным
и обесславить навек помпеянцев знакомых-родных!
…Рухнули своды, но камни всё полны пророческим слухом:
«Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть,
и продолжаешь нести надписей столько дрянных!».
ВИЛЛА МИСТЕРИЙ
В руках ребёнка развёрнут свиток,
плоды готовят к заветной жертве;
седые кубки вином налиты –
багряной влагой, огнём бессмертья.
И светятся голых красавиц тени
беззвучной музыкою движений.
Шумящим покровом топорщит перья
младая дева – крылатый даймон;
в ногах подруги, в тугой портьере
другая дева в ночи рыдает.
Силен мурлыкает на сиринге,
а рядом – Эакх разливает благость…
Читая фрески немую книгу,
секретным ходом проходит Август.
НАДПИСИ
Стены полны воплей непотребных:
«Все за Амплиата станем кругом!»,
«В эдилы – Полибий, славный хлебник!»,
«Амплиат Педания – ворюга!»,
«Всем девчонкам разобью сердечки!»,
«Прочь, бездельник!», «Что ещё за речи?»,
«Я – твоя; отдамся за два асса»,
«На арене – травля будет скоро».
Праведный еврей добавил надпись:
«Это край Содома и Гоморры!».
И, конечно, сразу напророчил:
славный город в пламени истаял!..
…Девочка проходит лунной ночью
тихо – письма призраков читая.
САДЫ
За мраморной корою зданий,
за мраком полутёмных сеней
дворы украшены садами
из нарисованных растений.
Они и на зиму не вянут
всё так же свежи и прекрасны...
…Но не будите их поляны
своей тревогою напрасной.
Ведь их раскопами открыли:
они исчезли, стали пылью!
Их листьев трепетные поры
достались холоду и зною…
И тлеет красок ветхий ворох
под опустевшею стеною.
ТЕАТР
Опять меня сквозь сон девчонка тащит
вдоль улочек досуга и разврата –
глазеть на разрисованные чащи,
харчевен полотняные раскаты.
А впереди – громадина Театра
аркады раскалённые таращит,
и на арене знойной – гладиатор
сверкает, словно Марс – мечом блестящим.
Пыхтят вдвоём – красиво и кроваво,
чтоб зрителей орущая орава
помиловала их – двоих – в итоге.
Блестят на солнце бронзовые латы!
И уж готовы страстные фанаты
порвать врагам хитоны их и тоги.
ДОРОГА ГРОБНИЦ
Куда ты – шалая озорница?
Пора дорогой идти старинной?
Путём Плутона и Прозерпины,
где строй надгробий вокруг теснится?
Нездешней песней щебечут птицы,
и спрятан прах драгоценной глиной…
А тени – бродят среди долины,
Вулкану бросив свои гробницы.
И снова толкается острый локоть:
в сандаликах мило по плитам шлёпать,
когда Помпея в гробу уснула.
Вином разведённым запив лепёшку,
она с подола сметает крошки
и на ухо шепчет стихи Катулла.
ТРАПЕЗА
«Днём всегда наесться невозможно;
но зато в ночи – огни пылают,
над жарким легко летает ножик,
на гостей взираю из угла я...
Полных чаш серебряная кожа
лоснится… А я – такая злая:
взрослые лежат на пышных ложах,
ну а дочку – в спальню отсылают.
Но, когда от зависти не спится,
мне рабы тайком несут гостинцы
от горящих жаром вкусных кухонь.
Самое большое развлеченье:
в спальне спрятать парочку печений,
чтобы дать потом покушать куклам».
КАМЕННЫЕ ЗЕРКАЛА
Старые краски по стенам тлеют,
сыплется Времени серый прах…
Людом не узнанная Помпея
прячется в каменных зеркалах.
По штукатурке гурьбою длинной
чудятся каменные картины…
И вереницей струятся мифы
словно в распахнутое окно,
там, где амурчики давят лихо
гроздьями – каменное вино.
Там, где как будто тростинкой тонкой,
милая тень в глубине прошлась…
Из-за кулисы глядит девчонка
с юным бесстыдством невинных глаз.
ЗАКЛЯТИЕ
«Сегодня ваши стылые мусеи
наполнены ворованною бронзой,
и только толпы варваров глазеют
на фрески и серебряные лозы,
на зерни драгоценные мозаик…
Затмите, боги, жадные глаза их,
замкните рты, не знавшие латыни
засыпьте их горящими горами!
Пускай вернутся клады и святыни,
и ладан заклубится в каждом храме!
Или хотя бы призраки верните –
родных вещей затерянные души!..
И выпрямятся уличные нити,
и тени оживут – моих игрушек…».
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Если покровы картин – из украденных красок,
если искусства идут – из отрытых могил –
что удивляться теперь ядовитою лаской,
нетопыриной вознёй заколдованных крыл?
Выброшен памятный прах из украшенной урны –
так не дивись, что из мрака является гость,
страшною тёмною тенью встаёт на котурны,
пепла и тлена полна его чёрная горсть.
Чтобы развеять завесы загробных заклятий,
граду верните и перстни его и печати,
призраки фресок, и статуй повторенный строй.
Раны укройте целебною каменной кожей,
чтобы, восстав из забвения, заново ожил
смертью очерченный город за грозной Горой.
Ощутила себя путешественницей во времени. Полный эффект присутствия. Слог безупречен.
По мотивам "Последний день Помпеи"
Чудо! Так проникнуться эпохой... А мелодика стиха!.. Шедевр!