ФОРУМ / Вадим КУЛИНЧЕНКО. «БАЯЗЕТ» ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ. К 55-летию выхода романа в свет
Вадим КУЛИНЧЕНКО

Вадим КУЛИНЧЕНКО. «БАЯЗЕТ» ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ. К 55-летию выхода романа в свет

 

Вадим КУЛИНЧЕНКО

«БАЯЗЕТ» ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ

К 55-летию выхода романа в свет

 

Рок в судьбе человека и даже страны – непредсказуем. Валентин Пикуль, писатель-историк, закончив 55 лет назад свой первый исторический роман «Баязет», не мог знать, что события, отражённые в нём, философски осмысленные им, будут столь актуальны в наши дни. Он писал о прошлом, а оно приходит к нам настоящим – современные отношения с Турцией.

К сожалению, как и полвека назад (в стране была тогда другая обстановка), так и в последующие годы, и тем более сегодня, этот роман не получил должной оценки, да его уже мало кто помнит и читает. А тогда его читали запоем просто как интересное чтиво, мало вникая в суть вещей, отображённых в нём. Где его, пожалуй, оценили в полной мере и помнят и по сей день, так это в Армении, пережившей ужасы религиозного неприятия соседей-мусульман. Сегодняшние события на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии, становятся более понятными по прочтении этого романа, ведь «Баязет» показывает не только мужество русских солдат, защищавших Россию на дальних рубежах, но даёт широкий фон отношений и с Турцией, и с нашим Кавказом – этими кипящими котлами соприкосновения двух религий – мусульманской и христианской.

Приведу только один абзац из романа, который говорит о провидении будущего через прошлое. Подобных моментов, дающих пищу для размышлений в романе много:

 «По всем расчётам турок Баязет должен был бы уже пасть и, открыв ворота, дать выход мусульманскому гневу. Фаик-паше не терпелось рвануть за Чингильский перевал, чтобы устремить конницу на север, вытоптав плодородные земли Армении и Грузии. Кази-Магома (сын имама Шамиля, – В.К.) в нетерпении рассылал по Кавказу своих лазутчиков, и вот пришёл радостный хабар: из Чечни и Дагестана русской армии был нанесён удар в спину. Начался кровавый мятеж внутри тех областей, где мюриды водили Кази-Магому бережно под руки. Поскорей бы влететь в тесные ущелья Чечни и поднять над скалами зелёное знамя пророка. Аманатами и верёвками, проповедями и налогами опутать, связать по рукам и ногам, чтобы власть нового имама воссияла в венце могущества и славы. [Не это ли мечта главарей кровавого ИГИЛа, которому помогает Турция? – В.К.]

А дело только за малым – за Баязетом…

Что Баязет? – спрашивает каждое утро Кази-Магома.

В безумии неверных, отвечали ему».

 

Один абзац, а сколько в нём смысла.

Не напоминает ли нам это кое-что сегодня, когда в Сирии, которая сейчас каждый день на слуху, героизм наших пилотов, очищающих Мир от безумия ИГИЛовских террористов? Разве знал писатель, что через 55 лет наступит время, когда русские вновь, почти в этом же районе, будут опорой всему Миру. Писатель не провидец, но его аналитическая работа даёт возможность предполагать ход событий в будущем – в этом, наверное, и есть его общественное призвание и значение. Это относится, конечно же, к серьёзным писателям, таким как Валентин Пикуль, а не к детективщикам, которые сегодня наводнили книжный рынок своими «романами», пропагандирующими убийства и грабежи, но никак не заинтересованность в судьбах Родины.

Была и до пикулевскких романов хорошая историческая проза советского периода, но она отличалась от его романов сухостью хронологических событий и писалась чаще на заказ. Пикуль отошёл от этой советской традиции и уже в «Баязете» попытался дать именно историю государства Российского, и не только в лицах, но и в событиях; историю, а не хронологию. Историческую хронологию мы знаем со школы, а вот историю забыли с 1917 года, когда был прерван естественный ход развития России и даже само название «Россия» долго существовало только в номинальном понимании.

Кто из нас знал, что в Русско-турецкой войне 1877-78 годов кроме героизма, проявленного русской армией на перевале Шипка в Болгарии, был и такой героический эпизод, как стоическая оборона крепости Баязет? Валентин Пикуль сумел его «раскопать», и на его полотне дать целую историческую картину обороны Кавказа (и не только), которая имеет большую ценность сегодня на фоне событий на Ближнем Востоке.

Чтобы написать такой роман, автор проделал титанический труд по изучению массы литературы и даже сам побывал на Северном Кавказе, где лично познакомился с нравами народов, живущих там.

Как писал Герцен: «Последовательно оглядываясь на прощлое, мы всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт пройденного пути». К сожалению, этот опыт не всегда используется в прогрессивном плане. Например, коррупция не только не убывает, хотя с ней и борются личности типа Андрея Карабанова (герой романа «Баязет», – В.К.), а наоборот, разрастается. И причина здесь не в личностях, а в Егорычах русских, которые смирились с этим злом:

« Ваше благородие, всю-то жизнь на каждой титьке у нас по сотне воров висло. Дайте им отступного, пущай уж и здесь пососут… А я, когда в Баязет возвернёмся, на иконе поклянусь перед всеми, что вы чисты, аки голубь!..».

Чем не наша действительность!? «Баязет» современен, как ни один другой историческмий роман. Разноплановость его поражает. Как мог писатель в одном произведении вместить столько? Некоторые мысли звучат как готовые  афоризмы – «Реформы только причесали армию, но мода причёски – ходить растрёпаным – осталась прежняя». Справедливо как никогда – вспомните наши армейские реформы, которые сотворил министр обороны Анатолий Сердюков!..

Читая роман сегодня, невольно приходишь к мысли, которую высказал сам Пикуль, правда, уже в другом романе: «О будущем человечества нельзя судить по его настоящему, ибо настоящее очень часто бывает обманчиво…». А вот по прошлому можно, оно уже выкристаллизовалось во времени и обретает узнаваемые черты и в настоящем. Ведь недаром вековой народный опыт выковал такую поговорку: «Что такое новое? – это давно забытое старое». С этой точки зрения роман Валентина Пикуля «Баязет» приобретает актуальную историческую ценность не только в размышлениях о кавказских событиях конца 19 начала 20 веков, но и в анализе сегодняшних событий на Ближнем Востоке. И стоит его перечитать не только как увлекательный роман, но и как поучительный документ.

 

Р.S. В романе «Баязет» есть обращение Валентина Пикуля к читателям, в котором есть такие строки: «Невольно прикоснувшись к раскалённым камням Бреста, я испытал большое волнение… Да! Я вспомнил, что нечто подобное было свершено раньше. Наши деды завещали внукам своим лучшие традиции славного русского воинства.

Отсюда и возник роман «Баязет» от желания связать прошлое с настоящим. История, наверное, для того и существует, чтобы мы, читатель, не забывали о своих пращурах».

 

 

Комментарии