ПУБЛИЦИСТИКА / Михаил ПОПОВ. ПУШКИН И НИЧЕВОКИ. Год литературы
Михаил К. ПОПОВ

Михаил ПОПОВ. ПУШКИН И НИЧЕВОКИ. Год литературы

 

Михаил ПОПОВ

ПУШКИН И НИЧЕВОКИ

Год литературы

 

После революции забурлила-вспучилась окололитературная клоака. Среди прочих групп и группочек выделялась одна – ничевоки. Это они грозились «сбросить Пушкина с корабля современности».

Минуло сто лет. История повторяется. Внуки ничевоков теперь рулят в министерствах. Плоды их деятельности на лицо. И особенно заметны в Год литературы.

Год этот начался с эмблемы, представленной минкультом. Три профиля в лучших традициях агитпропа. Только если классиков марксизма-ленинизма изображали равновеликими, тут идёт на убывание-уменьшение, как выражаются в чиновной среде – оптимизируется. Профиль серенький, самый блёклый – якобы, Пушкин. Средний с голубизной «как бы» Гоголь. А самый яркий – пунцовый, понятно сразу, – Ахматова. Чувствуете расклад? Наше всё уже и не всё и даже почти не наше, уходящее за горизонт. И сподвижник его, припечатавший намертво дедов тех самых ничевоков. Акцент сделан на Ахматову, в данном случае молодую, поры декаданса, когда ломалось всё и вся: мораль, традиции, критерии, к чему А.А. приложила руки; в этом они были заединщики, ничевоки и творцы серебряного – с червоточиной – века. Тенденция очевидна. В следующий раз в эмблеме Года литературы произойдёт ротация. Уже профиль А.А. подёрнется туманом, а наперёд, окрашенный румянцем будет выставлен сияющий образ автора «Голубого сала» или геродота современности Радзинского, или Черте-что-швили, или какой-нибудь из писучих мадамок...

Чем запомнился Год литературы? Агитпроп внушает, что самое яркое его событие – всероссийская читка «Войны и мира». Ну, не зна-а-аю… Калейдоскоп лиц, голосов, детский лепет и мужицкий баритон. Минута, две, ну, десять… Неужели кто-то досмотрел-дослушал это до конца?! Ведь никакого восприятия слова – одна картинка. А вот включил «Радио Победы» (Тюмень) – там эпопею Толстого представлял Василий Лановой – и заслушался. Подлинный артист вдохновенно читал бессмертное творение, а у меня горло перехватывало от восторга и величия родного языка.

Нам внушают, что всероссийская читка – новое слово в пропаганде словесности. Полноте! Чего тут нового?! Та же самая массовая показуха. Вот, мол, глядите – самая читающая страна в мире! Это раньше она была подлинно читающей. А теперь – ярмарка, скомороший балаган, а книга – к ним приложение. Отвадили молодёжь от чтения, а нынче спохватились – туповатая растёт смена. Вот и стали заманивать: то библиотека в скверике, парке, на пляже… то ночь в библиотеке. Ну, придут Митрофанушки и их девицы, побродят по залам: «Классно!», «Круто!», «Кайф!». Они что, читать будут на ночь глядя?! Не смешите! Ночь в библиотеке – лишний повод пошататься в незнакомом для них месте да потискаться между полками. Только и всего.

Все новации подобного рода проистекают из центра. Огорошить масштабом, яркостью, завлечь, потешить – вот, сдаётся, подлинные цели культурологов-ничевоков. О глубине тут и речи нет.   

 

Свою лепту в дело замены-подмены традиционных ценностей вносит и глубинка. Назвать Бродского брендом Архангельской области – это в стиле ничевоков. Ничевоки возводят памятники фантомам: фиглям-миглям, чижикам-пыжикам... Козьма Прутков – персонаж в стиле ничевоков. Ему у нас почётное место в новой – без Пушкина – иерархии: и фестиваль, и памятник. Дело за учреждением медали или ордена с профилем бессмертного Козьмы. А потом пунцовым цветом на ту самую эмблему.

О том, как низко пало образование, говорено переговорено. Восьмиклассники не знают, кто автор «Муму», девятиклассники не слышали о Шергине, выпускники школы не знают ни одного стихотворения Рубцова.

Оборотная сторона деятельности новых ничевоков тотальная и воинствующая графомания. Поощряемые властью на местах – «как не порадеть родному человечку» – они находят деньги, беря нередко за горло местные администрации, и выпускают пудовые сборники. Поэзия там не ночевала, Муза в ужасе бежит из тех рифмованных тенёт. То же и читатель. Возьмись петушок искать в этих вавилонах жемчужинку, падёт бездыханный. А сборники – «братские могилы» – выходят и выходят.

Графоманы стали доминировать на литературных фестивалях. Одна слабенькая газетчица выдаёт свою скудную по мысли и чувству заметулю-корреспондюшку за рассказ. Другой наполняет свой бедный по языку и фактуре опус частушками о Сталине, полагая, что сие новое слово в словесности. Иные из них руководят графоманскими артелями, называя их лито, и уже держат себя, как мэтры. Того и гляди, скоро премии появятся их имени.

Мало того, вовсю идёт и в буквальном смысле подмена Пушкина. Некая учительствующая дама принялась зарифмовывать классику – своими словами переводить на тусовочный язык персонажи русских народных сказок, сказок Пушкина. Так, по её глубокому замыслу и убеждению, дети лучше усваивают материал.

Несть числа бардам, кои мусолят одну и ту же мелодию, тараторя свои жухлые, как осенняя листва, вирши. По выражению Городницкого, последнего из могикан, бардовская песня переродилась в попсу и воровской шансон. А ничевоков это «не колышет». Механические соловьи на всех площадках. И ничевоки от власти им потворствуют. Как же – это ведь творческое объединение, это же самоорганизация населения, это же основа культурного досуга. «Креатив».

В этой среде нет места Пушкину, а уж наследникам его и подавно. Современный поэт и прозаик загнаны в резервацию. Его место где-нибудь в тени ярмарочного балагана, если его кто-то там увидит и услышит. Он вроде необязательного соуса к основному массовому блюду. Сам свидетель, как в одном районном клубе отказали дать слово Личутину. Он, видите ли, не заявлен в программе, точно в ней представлены сплошь величины национального масштаба. Пришлось убеждать, настаивать, прежде чем закопёршики нехотя дали классику русской словесности место у микрофона, да и то с оговорками, дескать, не больше пяти минут.

Печальная картина, что и говорить. Единственное утешение, что появляются всё же и талантливые люди. Вырастет ли настоящий цветок поэзии на забитой сорняками земле – это вопрос. Но надежда есть. Гарант её всё тот же Пушкин, наше всё. Ведь сколько ни пыжились, сколько ни облаивали Пушкина ничевоки, те – первые, их и в помине нет, унесло ветром истории, а он стоит вечный и бессмертный.

Я памятник воздвиг себе нерукотворный.

К нему не зарастёт народная тропа...

 

Не зарастёт! Как бы не заваливали её чертополохом графомании, не драпировали гламуром, не маскировали камуфляжем партийных доктрин и установок.

Пушкин – наша Вечность.

 

Архангельск

 

 

 

Комментарии

Комментарий #1990 09.02.2016 в 10:55

Хочется написать одно: уважаемые члены АРО СП России, не позорьте высокого звания члена СП.

Комментарий #1762 28.12.2015 в 21:27

А что-нибудь достойное в культуре Архангельской области есть? А то одни входят в графоманские артели, они же ЛИТО, Другие издают сборники - "братские могилы". Третьи устраивают скоморошьи фестивали. Всероссийская акция по чтению произведений классиков - скомороший балаган. Ночь в библиотеке - молодёжи "потискаться" среди полок с книгами. Если газетчица - то слабенькая. Если барды, так у них вирши - попса или воровской шансон. Смена растёт туповатая... Мрачную картину Вы нарисовали, Михаил Константинович. Возьмём журнал "Двина". В нём Вы охотно печатаете москвичей. И совсем не печатаете прозаика, члена Союза писателей России, автора двадцати пяти книг, изданных в Архангельске и в столицах. Наверно, плохо пишет? Тогда почему печатаете автора из Краснодарского края, у которого такие стихи: "Ночью звёздною по речке в утлой лодочке скользя, понял я, что вновь от печки начать жить никак нельзя..." Авторов-женщин Вы называете "писучими мадамками". Да тут и неписучие безграмотность заметят! Но Вас, редактора, это не смущает. Сейчас кризис. У журнала уже упал тираж в 2 раза. А если совсем прекратит наша область финансирование журнала? Скажут Вам: "Москвичей за наши деньги продвигать к читателю не желаем. И южан тоже". И?

Комментарий #1760 28.12.2015 в 17:28

Если автор статьи не отличает кубофутуристов от ничевоков, то стоит ли его читать? Первая фраза :"После революции забурлила-вспучилась окололитературная клоака. Среди прочих групп и группочек выделялась одна – ничевоки. Это они грозились «сбросить Пушкина с корабля современности». -Проверила ещё раз: это не они грозились. Вот Маяковского они явно желали заставить чистить сапоги... Не получилось. Стоит ли их вспоминать, да ещё приписывая им чужие слова? (Виноградова Евленья. город ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. Россия. http://www.stihi.ru/avtor/evlenia )

Комментарий #1755 26.12.2015 в 15:08

"Отказчики" Владимира Личутина - слепы к его печатному слову, глухи к его слову устному. Они также лишены чувства театральности, ибо всякое выступление Личутина - замечательная импровизация блестящего артиста.
Александр ЛЫСКОВ

Комментарий #1740 23.12.2015 в 18:31

"...находят деньги... и выпускают пудовые сборники".
+++++++++++++
А деньги находят чаще всего у тех же графоманов, которые охотно платят за возможность напечататься.