РЕЦЕНЗИЯ / Светлана БОЙКО. К НАМ ЛЕРМОНТОВ СХОДИТ, ПРЕЗРЕВ ВРЕМЕНА. О романе Георгия Абсавы «Не кончив песни лебединой…»
Светлана  БОЙКО

Светлана БОЙКО. К НАМ ЛЕРМОНТОВ СХОДИТ, ПРЕЗРЕВ ВРЕМЕНА. О романе Георгия Абсавы «Не кончив песни лебединой…»

 

Светлана БОЙКО

К НАМ ЛЕРМОНТОВ СХОДИТ, ПРЕЗРЕВ ВРЕМЕНА

О романе Георгия Абсавы «Не кончив песни лебединой…»

           

Издательство «Планета» выпустило в свет роман «Не кончив песни лебединой... Четыре года из жизни поручика Лермонтова», повествующий о последнем, наиболее ярком и зрелом периоде биографии нашего великого поэта. Имя его автора, писателя Георгия Абсавы известно любознательному читателю. Человек блестящей эрудиции, разносторонне образованный, он вот уже более пятнадцати лет выступает не только как публицист, исследователь, но и как беллетрист. Для его творческой манеры характерны живой образный язык, логическая аргументированность и в то же время лёгкость изложения, в каком бы жанре он ни выступал. А круг его творческих интересов весьма широк.

Медицинское образование и профессиональный опыт врача-психиатра позволили ему изложить в прессе своё видение причин роста алкоголизма в России и предложить глубокую, хорошо аргументированную программу борьбы с этим социальным злом. Увлечение историей привело его к созданию ряад работ на историческую тематику, в частности, о геополитической программе Петра Великого с новой сенсационной версией смерти царя-реформатора (с этой версией он выступал в качестве консультанта в документальном ТВ-фильме «Романовы. История отравлений»), а также о некоторых аспектах I Мировой и Великой Отечественной войны, таинственных обстоятельствах дуэли А.С. Пушкина и др. Его перу принадлежат несколько музыковедческих статей с критикой современных «концептуалистских» постановок классических опер; он выступает также и как литературный критик.

Г.И. Абсава является автором современного романа (неопубликованного) «Двое на разломе», посвящённого недавнему прошлому нашей страны – эпохе разрушения СССР, привнесшей трагический излом в судьбы двух влюблённых, оказавшихся по разные стороны баррикад (рукопись романа удостоена Диплома IV Международного литературного форума «Золотой Витязь»).

Основной интерес Георгия Абсавы сконцентрирован на изучении роли выдающейся личности в истории. Поэтому, в первую очередь, его внимание привлекла трагическая судьба великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Скрупулёзное изучение его творчества и биографии вылилось в ряд статей научно-исследовательского характера, а затем был написан роман «Не кончив песни лебединой...», повествующий о последних годах жизни поэта. В названии романа, взятом из стихотворения известной поэтессы Евдокии Ростопчиной, близкой знакомой Лермонтова, содержится прямое указание на общность судеб А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова и подспудных интриг, приведших обоих поэтов к гибели: угасший гений передал юному гусарскому корнету факел служения, но вместе с ним Лермонтов принял на себя весь заряд клеветы и преследований, которым подвергался Пушкин. Вот почему

… преждевременно, соперника рукой,

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой.

 

Роман является первым крупномасштабным художественным произведением о М.Ю. Лермонтове. В нём представлена летопись его жизни, включающая малоизвестные доселе события, – от момента создания стихотворения «Смерть поэта» до трагической гибели в Пятигорске у подножия горы Машук. Жизнеописание поэта проведено в соответствии с исторической правдой, биографические факты соблюдены с хронологической точностью. Почти все действующие лица являются подлинными  персонажами.

По своему замыслу роман является художественно-документальным произведением – реалистическим, но с органичным вкраплением элементов фантастики, и представляет собой оригинальный по композиции и характеру повествования рассказ о последних годах поэта – с 1837 по 1841. В остросюжетной фабуле в хронологической последовательности переплетены две линии: биографическое повествование о событиях жизни Лермонтова в Петербурге, Москве и на Кавказе, и вторая – ретроспективное, в увлекательной детективной форме, расследование обстоятельств его роковой дуэли, обнаруживающее существование заговора против Лермонтова, составленного его врагами – канцлером К.Нессельроде и его женой, генералом П.Клейнмихелем, князем А.Васильчиковым, а также представителями либеральной прозападнической части высшего общества. Автор реконструировал картину рокового поединка, и на основании подлинных документов и мемуаров современников выдвинул новую сенсационную версию убийства поэта.

Композиция романа с самого начала подчинена замыслу – раскрыть тайну гибели М.Ю. Лермонтова, которая, как известно, до сих пор содержит много загадок, породивших немало гипотез и домыслов. На этом сломано множество копий, но по версии автора дуэль была лишь трагическим спектаклем, во время которого поэт был сражён выстрелом наёмного убийцы, спрятанного неподалёку от места поединка. Данное предположение находит в романе интересное, основанное на фактическом архивном материале обоснование и логическое объяснение, что, по-видимому, ещё вызовет много споров.

Г.И. Абсаве удалось создать правдивый, жизненный и многогранный образ М.Ю. Лермонтова – гениального поэта России, подчеркнуть его поэтический дар, патриотизм, готовность к самопожертвованию во имя Родины, верность долгу офицера и искреннюю религиозность. Показано философское возмужание и рост Лермонтова как мыслителя и будущего политического лидера, отстаивавшего активное вмешательство в действительность перед пассивным душевным совершенствованием, и самобытный путь развития России, признавая вместе с тем необходимость освоения передовых технических и культурных достижений Европы. Автор убедительно описывает этапы духовно-религиозного возвышения поэта – в мистических сценах искушения Демоном, невзирая на угрозу потери жизни, Лермонтов отвергает предлагаемые ему земные блага, так как понимает, что тем самым он выигрывает Жизнь вечную!

Автор отказался от хрестоматийного штампа трактовки образа Лермонтова, изрекающего сентенции и декламирующего свои стихи. Поэт представлен таким, каким, видимо, он и был в жизни – весёлым остроумным шалуном, всегда готовым на озорные проделки, открытым дружбе, которого недалёкие, завистливые и приземлённые люди считали желчным насмешником. Но только настоящие друзья понимали его и видели душу – чистую и нежную. Он не чужд страстям и увлечениям молодости, но ищет в них не пошлой забавы, а искренней любви, и готов ответить своей избраннице таким же чувством. Несмотря на некоторые домыслы (что отнюдь не противоречит специфике жанра), личность поэта, особенности его характера и поведения представлены в романе объективно и правдиво, – его словам веришь, его поступки одобряешь, а его переживаниям сочувствуешь. Невольно возникает иллюзия незримого присутствия поэта, направлявшего руку и мысли автора в процессе написания романа, и эта подкупающая искренность повествования является его несомненным достоинством.

Георгий Абсава скрупулёзно проследил героический военный путь офицера Лермонтова; в батальных сценах на Кавказе реконструировано мужественное поведение поэта в битвах, подчеркнуты его храбрость и умение найти выход из безнадёжных положений, а также – блистательное командование отборной казачьей сотней «спецназа», выполнявшей под его командой самые опасные поручения: отчаянные рейды в тыл противника, уничтожение его баз снабжения и коммуникаций, разведку и охрану русских армейских частей. За это он был дважды представлен к высоким боевым наградам, но так и не получил их из-за происков своих врагов. В своём романе Георгий Абсава выявляет зловещую роль в судьбе поэта интриг либерально-западнических кругов высшего света во главе с канцлером К.Нессельроде, вскрывает причины преследования и убийства двух величайших поэтов России, которые были способны своим гениальным талантом взять на себя роль духовных лидеров нации, предотвратить раскол русского общества, надвигавшийся в «роковые сороковые годы» XIX века и объединить людей даже с разными политическими взглядами. Заслуживает внимания тот факт, что впервые в литературе о поэте автор высказывает и приводит убедительные доказательства своего провидения Лермонтова, – выдающегося политического деятеля, каким он мог бы стать в будущем.

Все моменты жизни поэта раскрываются на ярко обрисованном фоне его эпохи, включающей в себя картины быта, литературной, великосветской и придворной среды, армейских будней и батальных эпизодов, но особенно – подробную характеристику внутри- и внешнеполитического положения России конца 30-х – начала 40-х годов XIX века, с которыми автор увязывает драматические повороты судьбы Лермонтова. Повествование включает в себя множество деталей, предметов, подробностей, характерных для общества того времени – одежды, обстановки, экипажей, особенностей судопроизводства и морально-этических стандартов общества, что создаёт яркую объёмную картину описываемых событий и убеждает в их подлинности, а приводимые по ходу текста цитаты из архивных материалов и записок современников придают беллетристическому повествованию характер документальности. Язык прямой речи индивидуализирован, в соответствии с речевыми нормами той эпохи, и ярко характеризует конкретный персонаж.

На широкомасштабном художественном полотне романа фигурирует не только известное из хрестоматии окружение поэта. В первую очередь следует упомянуть о нестандартном освещении такой незаурядной личности русской истории, как император Николай I, идущем вразрез с общепринятой его трактовкой как жестокого тирана и душителя свобод. В романе подвергается сомнению установившийся в лермонтоведении штамп о царе – гонителе и ненавистнике поэта, и автор приводит обоснованные доводы в пользу своего предположения. На авансцене романа выделяются фигуры таких выдающихся личностей нашей истории и культуры, как Великий князь Михаил Павлович, руководители русских спецслужб А.Бенкендорф, Л.Дубельт, граф А.Орлов, поэты В.Жуковский и князь П.Вяземский, великий Н.Гоголь, писатель, журналист и музыкант князь В.Одоевский, славянофилы А.Хомяков, Ю.Самарин, П.Киреевский, философ П.Чаадаев, историк М.Погодин, знаменитые кавказские генералы П.Граббе и А.Галафеев, министр внутренних дел Д.Блудов и другие. На втором плане окружения Лермонтова скупыми, но точными штрихами обрисованы фигуры баснописца И.Крылова, художника К.Брюллова, композиторов М.Глинки и А.Даргомыжского, а также соучеников Лермонтова по Юнкерской школе, боевых кавказских офицеров, однополчан и светских знакомых (подлинные, но упоминаемые только в специальной литературе персонажи).

Автору удалось создать запоминающиеся зловещие образы организаторов убийства поэта – министра иностранных дел русофоба графа К.В. Нессельроде, ненавистников поэта молодого князя А.И. Васильчикова и корнета М.П. Глебова, а также тщеславного, слабовольного, всегда под чужим влиянием Н.Мартынова, из трусости принявшего на себя страшный грех убийства друга. Особое внимание уделено освещению образа Алексея Столыпина (Монго), считающегося близким другом М.Ю. Лермонтова, – родственника и однополчанина поэта, постоянного спутника на протяжении всех лет его жизни и секунданта на двух его дуэлях. Лирично выписаны обаятельные женские образы – бабушки Лермонтова Е.А. Столыпиной, обожавшей внука, княгини Марии Щербатовой, возлюбленной поэта, Александрины Смирновой-Россет и Софьи Карамзиной – преданных друзей Мишеля, старавшихся оградить его от интриг и козней его врагов, поэтессы графини Е.Ростопчиной, – как предполагают, последней его привязанности. В отдельных сценах на втором плане автор выхватывает на мгновение и несколькими точными мазками кисти обрисовывает портреты других светских дам, посетительниц салонов князя Одоевского и семьи Карамзиных, близко общавшихся с поэтом: Е.А. Карамзиной, А.Углицкой, А.Олениной, Л.Захаржевской, С.Виельгорской и других, имена которых до сих пор были известны только специалистам-лермонтоведам. В нескольких эпизодах появляется комичная, но удивительно обаятельная фигура Каролины Павловой – когда-то широко известной, а ныне, к сожалению, почти забытой русской поэтессы.

Роман написан в высокохудожественной форме ярким образным языком и читается с увлечением; в нём имеются живописные картины русской и кавказской природы, красочные сцены походной жизни и сражений, где подчёркнут героизм простых русских солдат. Колоритные описания сцен великосветской жизни и аристократических салонов вводят читателя в тот мир – блестящий, но пустой, наполненный низкопоклонством, карьеризмом, сплетнями и интригами, – в котором был вынужден вращаться поэт в Петербурге и Москве. В целом, по художественному и масштабному изложению событий жизни Михаила Юрьевича Лермонтова, по объективному и правдивому отражению его личности, роман заслуживает высокой оценки. По моему глубокому убеждению, это лучшее из всех художественных произведений, когда-либо написанных о поэте.

Книга издана ООО «Издательство «Планета» на высоком полиграфическом уровне; внимание читателя, несомненно, привлечёт художественное оформление обложки с репродукцией картины Л.О. Пастернака «Дума. Портрет М.Ю. Лермонтова» (одной из лучших в иконографии поэта), отвечающее замыслу и содержанию романа.

М.Ю. Лермонтов, чей 200-летний юбилей недавно отмечался в нашей стране, явился одним из первых русских поэтов, чьё творчество способствовало развитию человека будущего, формированию у него высоких нравственных и гражданских качеств. К сожалению, современному российскому читателю практически не известны факты биографии и творчества Лермонтова. Россия не может существовать без государственной идеологии, а её нельзя создать, не имея примеров личностей, которые могут послужить образцом для новых поколений. Жизнь Лермонтова – великого поэта, философа и воина-патриота, может стать примером для каждого. Творчество и биография великого поэта России представляет собой в этом отношении богатейший культурный, религиозно-философский и патриотический пласт, нуждающийся в дальнейшей разработке и популяризации. И это позволяет нам выразить уверенность в том, что роман Георгия Абсавы «Не кончив песни лебединой...» будет по достоинству оценён читателями.

--------------------------------------------------------------------------------------------

От редакции: Роман Георгия Абсавы можно приобрести в московских книжных магазинах «Библио-Глобус», «Молодая гвардия», «Москва», «Московский дом книги», «Медведково», а также в интернет-магазинах «Лабиринт» и «Озон».

Комментарии