ПУБЛИЦИСТИКА / Андрей РУДАЛЁВ. ФЭНТЕЗИ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Андрей РУДАЛЁВ

Андрей РУДАЛЁВ. ФЭНТЕЗИ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Андрей РУДАЛЁВ

ФЭНТЕЗИ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

«Русская культура стала великой, когда Россия стала Европой», – проповедует Юлия Латынина на страницах «Новой газеты», повторяя школьные советские учебники истории о том, что частью европейского мира её сделал Петр I, соответственно, разнося ветхие штампы о дремучем Средневековье, как сне цивилизации (http://www.novayagazeta.ru/arts/65180. html).

Получается, что все проклятые вопросы на этот счёт сняты. Россия стала Европой. И пусть она в какой-то момент свернула не туда, но её вполне можно вразумить, вернуть восвояси. Раз Латынина говорит – стала, то, значит, так оно и есть. Оракулу следует верить.

Но с другой стороны, вроде как Европа, а вроде и нет. Какая-то тёмная изнанка всё вылезает, другое воспитание что ли – внушается нам. Россия – это такая недоЕвропа. Придурковатая, измазанная сажей падчерица на посылках у суровой и строгой матери, которая то ли пытается её вразумить, то ли в лес зимой отправляет, чтобы там замерзнуть.

Латынина для всех непонятливых раз и навсегда отвечает на вопрос «что же такое особая «русская культура»». Для начала не отвергается факт существования русской культуры, и это уже хорошо. Дальше автор повторяет исходный тезис своего культурологического нравоучения: «русская культура стала великой, когда Россия стала Европой». В подтверждение этого Латынина пережёвывает древний, практически как норманнская теория происхождения государственности на Руси, миф о трёх столетиях русской культуры. Всё, что было до Петра, то есть до момента чудесной метаморфозы страны, это – «Московская Русь с её домостроем, ксенофобией, технической отсталостью и, кстати, повальным гомосексуализмом, шокировавшим западных наблюдателей, заняла бы на геополитической карте мира примерно то же положение, что древняя и отсталая Персия». Юлия Латынина, как остроумный человек, не могла обойтись здесь без шпильки отечественным парламентариям, принявшим закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Оказывается, этот закон идёт вразрез с исконной русской идентичностью. (Вот оно что?!) И какие они после этого патриоты?!. Кстати, кто такие эти западные наблюдатели? Миссия ОБСЕ? Почему-то она их не называет?

По Латыниной после нашего превращения в Европу вместо гомосексуализма и ксенофобии «мы стали носить европейское платье, после него женщины вышли из теремов, после него поэты стали сочинять «оды» и «эпитафии», великосветские хлыщи заговорили о «Венере» и «Бахусе», учёные поехали учиться в западные университеты, и после него родилось в российском дворянстве совершенно неведомое дотоле и центральное для Европы слово «честь»». Так получилось, что из всей русской культуры она знает лишь сказки, да языческих богов. Для территории, где властвует ксенофобия и гомосексуализм – это нормально и вполне достаточно.

В качестве самого весомого доказательства тезиса, что Россия – Европа и ни пяди более, публицист предлагает взглянуть на всевозможные вывески и рекламные щиты, а там все сплошь иностранные названия. Убийственный, конечно же, аргумент.

Решил последовать совету автора – обратил внимание. Прочёл не на Тверской, а в Архангельске на улице рекламку: ««Элитный коттеджный посёлок «Билдинг» в деревне Трепузово». По Латыниной – это наглядная иллюстрация нашей европейскости. Или всё-таки проявление невежества, мешанины в головах?..

Чтобы замирить и утешить ущемлённое чувство национального достоинства в финале культурологического экскурса говорится об исключительности только трёх культур: евреев, китайцев и индийцев. Видимо, автор обладает какими-то особыми, никому не ведомыми данными на этот счёт. Исламский мир – категорически вычеркнут и это, конечно же, не ксенофобия. Всё остальное, что за пределами трёх культур, – «привой, помесь, грязнокровки». Эта грязная кровь, по всей видимости, и сближает нас с Европой. Изначальное дикарство, от которого Европа давно отмежевалась, а мы все с ним носимся, как с писаной торбой. Кровь они давно очистили, а мы – нет. Именно поэтому общество наше фашизируется и утверждаются в нём три столпа: «хамство, пьянство и бескультурье».

Посыл Латыниной очевидный: у нас появилась культура, когда мы стали Европой. Разрыв с Европой ведёт к кошмару и ужасам, где повальное фашизирование общества – цветочки. Один из комментаторов заметки резюмировал: «И попробуй тут возразить…».

Хотя о ком это пишет Юлия Латынина? Не о своём ли утверждении о национальной исключительности трёх рас. Это, конечно же, никакой не фашизм, а объективные факты... Не о дремучем ли бескультурье всего представленного ею культурологического экскурса. Или, может быть, это такой особый метод. Нам менторской интонацией и стилем проповедника проговариваются элементарно невежественные тезисы, причём достаточно избитые и заезженные. Внушается, тиражируется дурь, чтобы потом ею и проиллюстрировать бескультурье общества?..

О чём тут спорить, если историческая мифология, походя развернутая автором, представляет собой самый пошлейший извод логики «Истории ВКП(б)» с тёмными и невежественными веками царизма? Или всё объясняется тем, что Юлия Латынина – писательница и как свидетельствует всеведущая «Википедия», пишет в жанре политической фантастики? Получается, перед нами историческая фантастика, что-то типа неудачного подобия «Властелинов колец»?

Латынина – отличный манипулятор. Она прекрасно понимает, что на дворовой скамейке достаточно пустить любой слух и завтра тебе, как о реальном факте, будут его пересказывать. Эта манипулятивная реальность наступает через многократный проговор, бесконечное повторение, поэтому при необходимом напоре и старательности любое невежество можно превратить в истину в последней инстанции.

Допустим, будучи писателем, работающим в жанре политической фантастики, Латынина не обязана разбираться в отечественной истории и культуре. Что помнит из школьного курса, о том приблизительно и говорит. Но вот буквально через несколько дней читаешь примерно то же самое в интервью Льва Рубинштейна: «Мы наблюдаем, что Украина специфично, неровно, но двинулась в сторону Европы. Осознала себя как политическая нация. Россияне не являются политической нацией. У нас же русский путь, мы такие самобытные, ни туда, ни сюда. Но в России всегда было образованное сословие, ориентированное на Европу. Ценность русской культуры и мысли – в умении смотреть на себя глазами европейца. На этом строилась вся русская культура и литература, всё лучшее в ней было европейским. В этом смысле утверждать, что Россия не Европа, глупо. Если истреблять европеизм в культуре, уничтожим саму культуру вообще» (http://www.novayagazeta.ru/arts/ 65207.html).

Здесь же Рубинштейн высказался про «агрессивный провинциализм», про наши комплексы перед Европой и Америкой. Вообще не ново. Эти пыльные мантры регулярно и настырно прокручиваются: «Русс, русс, сдавайся!». Ощущение, как при общении с сектантами: с виду – милые люди, но как затронешь религиозное, так моментально какой-то тумблер щёлкает и головах, и эти головы начинают автоматически и экзальтированно долдонить свой символ веры, не обращая ни на что внимания.

Но позвольте, совершенно никто не говорит, что Россия – что-то категорически противоположное Европе. Россия – это и Европа тоже, но и не только. Про это «не только» здесь всё время и пытаются сказать. Но даже за подобную малость – тут же типун на язык мистагоги европейского культа накладывают.

Очень ущербная и ограниченная позиция европейской линейкой всё мерить. Даже с точки зрения географии страну придётся очертить по границам Московской Руси. Надо понимать, что примат и абсолютизация этой линейки ведёт к тому же фашизму, который есть неотъемлемая часть европейской культуры. Именно естественное её проявление, а не просто болезненная выдумка психически нездорового человека, в чём пытаются убедить. Но ведь об этом никто не хочет поговорить, здесь жёсткое табуирование. В основе европейской линейки лежит идея расового, национального превосходства и жёсткое подавление всего иного. Это иное можно выжигать огнём и мечом, а можно, если на выжигание сил явно не хватает, элементарно дезавуировать, оболгать, извратить. С этой линейкой не только прилагается кафтан и понятие чести, как вещает Латынина, но и жёсткое насаждение одной единственной правды, предельная эксплуатация всего того, из чего можно выжать соки, агрессивное колонизаторство.

По Рубинштейну, так же как и по Латыниной, ценность русской культуры проявляется тогда, когда она становится иной, смотрит «на себя глазами европейца». То есть той, какой я её себе представляю, определённой утопией, личным конструктором. Европеизация – это всегда принудительная попытка сделать Россию иной, чем она есть на самом деле, лишить национальной идентичности, превратить в расчищенный плацдарм, который можно окультуривать. Наиболее откровенно это было проявлено в 1941 году.

Помню, на заре демократизации говорили, что Россия должна стать частью Европы. Значит, стала? Мы – Европа ещё с Петра, а теперь нас тянут назад, причём не в советскую империю, над которой в последнее время вдоволь покуражились, а в фэнтезийный образ Московской Руси?

Надо чётко понимать: всё, что говорит о русской культуре Латынина и Рубинштейн, – это не из области реальности, а внушение. Это определённые вирусные мысли, призванные расшатать сознание, сделать его подверженным разного рода комплексам. Именно поэтому главный их инструмент – невежество. С его помощью планируется найти ключ к массам, падким на внушение. Перед нами своеобразная битва экстрасенсов. Новоявленные шаманы пляшут со словесными бубнами с целью ввести окружающих в транс, увезти от реальности, чтобы они также скакали в их такт и отключили здравый смысл.

Но мы-то не должны быть невежественными. Латынина и Рубинштейн, без сомнения, умные люди, транслируемое невежество лишь инструмент. Невежество – это лишение смыслов, это такая же пустота, которая разъедала страну в последние десятилетия. Мы становились Европой, но вот только мощного взлёта культуры в это время как-то не произошло. Мы всё больше становились той «Московской Русью», о которой пишет Латынина. Всё потому, что здесь не нужны никакие взлёты, здесь нужна пустота, расчищенный фундамент, полное выхолащивание сути.

Мы не должны скатываться в невежество, зная, что преподобному Сергию Радонежскому семьсот лет. При том, что подобных равновеликих людей в русских святцах – десятки. Зная, что с момента Крещения Руси уже больше тысячи лет. Это событие сделало Древнюю Русь в одночасье наследницей величайших мировых культур, расширив её культурно-историческое время на тысячелетие. Мы не фантасты, мы в реальности живём. Надо попытаться по-настоящему полюбить Россию, узнать её, а не верить лёгким вирусам-нелепицам. В России отрицательная логика всегда была ущербна. Её культура европейская тоже, но в том числе другая. Россия – это не просто политическая нация. Россия – это цивилизация. И это следует чётко понимать.

Комментарии