ФОРУМ / Дмитрий СИМОНОВ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР БОСХА. Точка зрения
Дмитрий СИМОНОВ

Дмитрий СИМОНОВ. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР БОСХА. Точка зрения

 

 

Дмитрий СИМОНОВ

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР БОСХА

 

Разница между работами этого человека и работами 
других художников заключается в том, что другие
стараются изобразить людей такими, как они выглядят
снаружи, ему же хватает мужества изобразить их
такими, каковы они изнутри.

                              Монах Хосе де Сигуенса, 1605 г.

 

В конце Средневековья (в частности к 1450 году, когда родился Босх, да и после его кончины в 1516 году) христиане, страдая от войн, мародёрства, разбойников, несправедливости, голода и чумы, пришли к мысли, что миром правит все-таки Сатана, так как от Бога такого отношения ожидать нельзя. Оставался невыясненным его статус. Неясно было, действует ли Сатана по собственной воле или исполняет волю Божью, наказывая человечество за его грехи после своего изгнания из Рая и падения на землю вместе с мятежными ангелами, превратившимися (у Босха) в монстров (худшие ангелы), птиц или насекомых.

Небесное, земное и дьявольское переплетается у Босха теснейшим образом в том изображаемом мире, в котором он не только не находил ни гармонии, ни совершенства, а видел вездесущесть и приоритет зла на земле, – отданной на “попечение” Сатане с его многочисленными и ужасными монстрами, – самый воздух которой пропитан присутствием дьявола. Только такие чудовищные, поразительные и зловещие картины грядущего наказания могли пробить толстенную “шкуру” современников Босха, закалённую окружающим кошмаром, чтобы они задумались о своей судьбе и перспективе встречи с изображёнными монстрами, если они не сменят образ жизни.

Согласно дуализму (являющемуся основой учения катаров, которому возможно втайне, судя по его картинам, придерживался и Босх) и Иисус, и дух человека (не душа) – лишь странники на Земле. Они принадлежат другому миру – миру Бога Отца. Этот духовный Мир света расположен вне материи и недосягаем для неё. Душа должна много потрудиться и избавиться от соблазнов для достижения истинного Рая, находящегося рядом с ангелами, выше Эдема и фонтана жизни.

Все эти годы ощущается ожидание апокалипсиса и трагического финала, по крайней мере, в Нидерландах и Германии, где к общим невзгодам прибавился ещё и религиозный раскол с участием Мартина Лютера.

Основное, чем поражает Босх, это множество смыслов, заложенных практически в каждой картине, чаще всего зашифрованных настолько, что и 500 лет не хватило на их понимание, а может быть, и привело к утере отдельных смыслов, очевидных его современникам, но недоступных нам сегодня.

Его картины наполнены символами и ассоциациями, намёками в каждой детали, как стихи великих поэтов-символистов, о которых никто не может сказать, что понял их до конца. Картины можно рассматривать бесконечно. Самая значительная попытка расшифровки творчества художника была предпринята Линдой Харрис в книге «Тайная ересь Иеронима Босха», представляющей его скрытым последователем катар, что позволило продвинуться в понимании его творчества, но не сняло завораживающей тайны и жуткого очарования его картин ещё на следующие 500 лет.

Босх величайший художник, скорее даже мессия, призванный не рисовать ангелочков, а указать людям путь к спасению. Но кто и когда слушал пророков?

 

СТОГ СЕНА

Одна из самых понятных картин Босха практически иллюстрирует нидерландскую пословицу: «Мир – это стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько сможет». Другое значение слова «сено» – тщета, суета сует. В целом это рассказ о бессмысленной жизни людей, гонимых жаждой наживы и удовольствий. Никто из людей не обращает внимания на Христа в небесах, внимание всех сосредоточено только на том, чтобы урвать себе побольше клок сена. Одурманенные алчностью, они не видят даже демонов, влекущих их всех в ад.

На левой створке показано низвержение восставших ангелов, наказанных за гордыню и превращающихся в насекомых и монстров (момент зарождения мирового зла). Здесь же (возможно и одновременно) в результате проведённой Иеговой и Михаилом «зачистки», из Рая изгоняют Адама и Еву. На правой створке в Аду идёт строительство какой-то башни, может быть подобно Вавилонской, как воплощенье дьявольской гордыни.

 

КОРАБЛЬ ДУРАКОВ

Название картины полностью определяет её смысл. Возможно это мы все, а не только прихожане и обитатели церковного «корабля» как соответствующего места в церкви. Корабль давно уже не движется, он пророс деревом, но люди этого не замечают. Они заняты своим обычным любимым делом – пьют, гуляют, горланят песни, им хорошо и беззаботно. У них всё есть: вино, лепёшки, жареный поросёнок в кроне дерева, которая всё же заканчивается флагом с полумесяцем, что говорит о том, что они уже во власти Сатаны.

Они все одинаковы, как выструганные буратино, и отличаются только одеждой. Они не только одурманены вином, они просто примитивны, они – дураки. Хотя это творение Бога Отца, но оно ещё неполноценное, недоразвитое, должное пройти длинный путь, чтобы хотя бы задуматься о своей судьбе, а потом и освободиться от власти Сатаны, но пока это просто недочеловеки. Шут сидит одиноко сбоку от гуляк, они его не понимают, с ними скучно и бесполезно говорить, осталась одна верная подруга – кружка вина.

 

СТРАШНЫЙ СУД

«Страшный суд» – одна из самых больших по размеру работ художника и одна из самых законченных и откровенных по содержанию. Сюжет об абсолютной неизбежности загробного возмездия не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею о грядущем апокалипсисе и исполнении пророчеств, явленных в Откровении Иоанна Богослова. Хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в таких фантастических образах. Это особенно хорошо видно в изображении обитателей преисподней. Если современники Босха полагали, что художник своими глазами видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Не исключено, что «сон разума рождает чудовищ» и художник, размышляющий о наказании человечества, мог увидеть монстров во сне, но в любом случае они являются порождением его беспредельной фантазии и желания отвратить людей от греховных поступков.

Ад у Босха никогда не располагается ниже земли, он является продолжением земного мира и по большому счёту для всех грешников Земля уже и есть Ад. Босх как будто обращается с призывом к окружающим людям: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом».

Левая створка с грехопадением и падением мятежных ангелов, как и в «Возе сена», говорит о зарождении греха, который распространился и воцарствовал на земле и привёл к необходимости Страшного суда. На картине неоднократно показаны все смертные грехи, земля стала неотличима от Ада, а завораживающий, злобный и ужасный вид неописуемых монстров, от которых стынет кровь в жилах, превосходит все фантазии уже нарисованного и написанного до Босха, а возможно и после него. Можно предположить, что Босх не очень любил людей, особенно своих современников, грешные души которых благодаря своему дару и таланту он мог видеть как внутренние органы через рентгеновский аппарат или как пророк у Лермонтова: «С тех пор,  как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, в глазах людей читаю я страницы злобы и порока». Но мы знаем, как люди в Лермонтовском стихотворении относились к пророку.

Так что как пророк Босх на удивление ещё хорошо кончил!
 

БРАК  В  КАНЕ  ГАЛИЛЕЙСКОЙ

В Кане Галилейской Иисус превратил холодную воду земной природы в живое пламенное вино духовной природы. Это вино из виноградной лозы Древа жизни. Иисус благословляет не сосуды с водой, а золотую чашу в руках выступающего ребёнка-души (поэтому он маленький). Это брак в духовном плане (как широко распространённое изображение мистического обручения Екатерины с младенцем Иисусом), обряд духовного крещения. Символические смыслы и самого брака в Кане и превращения воды в вино главенствует у Босха по сравнению с аналогичными картинами других художников. Пиршество в таверне с разнообразными атрибутами зла и распутства контрастирует с целомудренным духовным браком Марии Магдалины с любимым учеником Христа Иоанном, призванным в тот же вечер Христом оставить жену и следовать за ним “на иную свадьбу”.

В картине Босха несколько святых, вкушающих духовное вино, прямо противопоставлены участвующим в застолье грешникам, которые пьют вино духовного забвения под музыку волынщика. Грешников угощают двумя основными блюдами: лебедем и кабаньей головой, с которыми во всех картинах Босха ассоциируются сугубо отрицательные представления. Об этом свидетельствует и то, что яства, как и волынщик, украшены полумесяцами – символом Сатаны.

 

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ (Прадо)

Волхвы изображены на фоне полуразрушенного вертепа. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах, и кажется, что волхвы поклоняются идолам. Никто не видит высоко в небе звезду Вифлеема, довольствуясь пучком соломы на крыше.

Скульптура Исаака (подарок волхвов) буквально стоит на рептилиях. Из-под неё выглядывают жабы, что весьма странно, если считать художника набожным христианином. Жабы косвенно указывают, что, по мнению Босха, и Ветхий Завет, и Новый Завет, и в целом богослужение, и сами волхвы со своими несуразными дарами связаны с тьмой и бесовщиной.

Человек в вертепе, держащий головной убор одного из волхвов (возможно это Ирод, у которого были язвы на ногах), ассоциируется с Антихристом и смотрится как папа римский, окруженный духовенством. Данте в “Божественной комедии” использует травму левой ноги, чтобы описать грех чувственности, а правой ноги – грех невежества (у Босха ещё и сохраняющегося в стеклянном ковчеге, то есть неисправимого). Вертеп – традиционный христианский символ еврейской синагоги (внутри виден осёл – символ Ветхого Завета). На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько синагогой Сатаны.

На правой створке изображён жалкий беззащитный ягнёнок (христианин) у засохшего дерева католической церкви и вдали такие же беспомощные люди, преследуемые волками и кабанами (папой и подручными). Пастухи, некоторые с любопытством, а другие безразлично или со злобой, наблюдают за происходящим. На левой створке неприкаянный Иосиф сушит пелёнки. В центре вдали виден притон с подошедшей парой и флагом, на котором изображён лебедь (видимо не без сарказма, так как лебедь, с одной стороны, являлся у Босха символом разврата и лицемерия, а с другой, изображался на эмблеме “Братства Богородицы”, к которому принадлежал Босх). Вдали изображён путник с ослом и обезьянкой на спине, проходящий мимо идола, увенчанного полумесяцем. Не исключено, что это скрытая пародия на “бегство в Египет” (катары не признавали божественности богоматери, поэтому идол не падает).

 

САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ

Это самая значительная, хорошо сохранившаяся и многосмысловая картина художника. Эдем – он изображён на левой створке (для удобства можно назвать Раем) и в центре (непосредственно Эдем), причём видно, что Эдем продолжает контуры Рая. Эдем находится на Земле и является садом дьявола. Он был создан с очевидной целью: соблазнить души телесными удовольствиями и заставить их обрести плоть. В рамках катаризма он представляет собой сад Сатаны после падения восставших ангелов.

Жемчуг и драгоценности у подножия фонтана левой створки символизируют человеческие души (хорошие падшие ангелы), погрязшие в материальном мире. Катары и манихеи представляли души в виде частиц Божественного света, внутри каждой из которых было пылающее ядро.

Творец мироздания и есть Сатана, Князь мира сего. Другой его символ, коварного охотника за человеческими душами – сова – символ ночи, колдовства и оккультизма – неустанно следит за всем из чрева земли в подножии похожего на краба розового фонтана, который должен бы быть фонтаном жизни, но его вид и сова делают из него фонтан смерти. Движение стаи (души потомства первых людей), пролетающей сквозь пещеры в скале и входящей в яйцо, символизирует цикл реинкарнаций.

Князь мира сего настолько доминирует в созданном Босхом райском саду, что даже образ Иисуса на первом плане кажется неоднозначным. С одной стороны, он представлен как Древо жизни или Спаситель, предостерегающий Адама и отстраняющий от него Еву. С другой стороны, можно подумать, что изображен сам дьявол, выступающий сводником Адама и Евы (у свергнутого Сатаны было красное как на картине лицо, но хромоты не видно). Будучи двумя братьями, тёмным и светлым, двумя ипостасями Бога Отца, они оставались непримиримыми врагами, для которых Земля стала полем битвы. В этом райском саду полно монстров, стремящихся в пещеру под пальмой, куда заглядывает змея. Кого-то ловят, кого-то уже едят. Сад Сатаны определённо начинается в земном раю.

В центре перед нами мир наслаждений, который удерживает души телесными удовольствиями. Эдем – это иллюзия рая, где души, ожидающие перевоплощения, проводят незначительный период времени между жизнями, где и совращаются монстрами, затаившими и скрывающими свою враждебность к людям в Эдеме и полной мерой проявляющими её в Аду.

Светоносные ядра человеческих душ изображены сверкающими фруктами и семенами. Их могут склевать птицы, их могут съесть люди, и тогда божьи искры окажутся пойманными в ловушку человеческих душ. Они не вырвутся на свободу до тех пор, пока людям не удастся освободиться от привязанности к материальному миру Сатаны. Люди как полуфабрикаты, без эмоций, озарений или интеллекта, обезличенная масса людей, живущая инстинктами и играми. Как одурманенные (подобно гулякам в “Корабле дураков”, но без их живости и веселья). Недовоплощённое, недосотворённое, недоразвитое человечество, не прикладывающее усилий для соответствия божьему замыслу. Галлюцинаторное сознание – как под воздействием наркотиков. Кайф безвольный и бессильный, духовное забвение. Только маленькая группа людей в нижнем левом углу центральной части картины возможно начинает задумываться о поисках другого пути.

Бесконечное движение всадников вокруг бассейна с нагими соблазнительными женщинами в картине Босха не только символ греха, вожделения и сладострастия, но и очевидная метафора колеса рождения и смерти, нескончаемого как зодиакальный цикл.

В верхней части Босховского Ада, ужасающего в своей красоте, мы видим землю во мраке и несметное число душ, осужденных гореть в вечном огне, и прекращение колеса реинкарнаций. Различные пытки, которым подвергаются грешники, соответствуют их грехам при жизни на земле. Некоторые символы или предметы пыток явно почерпнуты из голландского фольклора, так например большие уши (сплетня) режут как большой нож (наказание), изображение волынки (мужское достоинство) всегда ассоциируется с развратом. Для современников символы верней всего были очевидны: воронка (обман), раковина (неверность), жаба (символ дьявола), клубника (распутство), ключ (совокупление), рыба (лжеучение), лестница (гордыня), чёрные птицы (смерть) и т.п.

Центральное положение в правой части картины занимает белый монстр, олицетворяющий истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом. Аналогично фонтанам физической жизни в других двух частях триптиха монстр изображен в самом центре композиции. Он и есть тот самый прекрасный “фонтан жизни”, показанный в его истинном обличии как торжествующий образ духовной смерти. Форма его тела напоминает разбитое яйцо на опорах то ли из сухих деревьев, то ли из обглоданных костей. Все это – символы бесплодия и пустоты материального мира. Сатанинский монстр задумчиво и равнодушно оглядывается на души в аду, где он занимает главенствующее место (предполагается, что это автопортрет Босха). Теперь для душ, окружённых злобными демонами, земные радости превратились в вечные страдания.

Ад у Босха ещё называется “музыкальным”, так как музыка ассоциировалась во времена Босха с любовным влечением, которое называлось “музыкой плоти”, а лютня и арфа, на которых истязают грешников, предназначались для выражения любви. Ко всему прочему изобретателями музыкальных инструментов по преданию были потомки Каина.

 

ПАРАЛЛЕЛИ

Так и напрашивается соответствие изображённого Босхом средневекового мира с сегодняшней Россией, возвращающейся в уже забытое миром средневековье. Возникновение новых феодалов с системой «кормления», стремление своё население превратить в крепостных, а соседей видеть вассалами, возрождение личной гвардии у царя и отдельных князей, развязывание войн (как в Босховских Нидерландах), участие в войнах религиозных, возрождение инквизиции из числа никогда не уходящих в отставку рыцарей плаща и кинжала, показательные аутодафе со стрельбой у стен Кремля, увеличение числа катастроф, болезней, беженцев, бродяг, бедных и нищих – поистине возврат России к Босховским (да и Брейгелевским) пейзажам и персонажам.

Поголовное оболванивание и пропаганда примитивных инстинктов через ведущие каналы ТВ, расчеловечивание и искорёживание человеческих душ. Снижение культурного уровня, пренебрежение к образованию, даже пропаганда ненависти к людям умным и образованным, которым не место со своими идеями среди нашего народа. Не только стирание границ между добром и злом, а расширение границ зла и переименование его в добро.

Комментарии