Александр БАЛТИН. ЖИЗНЬ, ПЕРЕПУТАННАЯ СО СМЕРТЬЮ… Эссе
Александр БАЛТИН
ЖИЗНЬ, ПЕРЕПУТАННАЯ СО СМЕРТЬЮ…
Критикесса с хищным, щучьим лицом остро понимает, как хорош этот провинциальный поэт, сколь тонко чувствует он поэтическую эмоцию, и сколь совершенно владеет стихом, но…
– Он же не из тусовки, – говорит ей главный редактор толстого журнала. – Да и вообще, какое значение имеет качество стихов?
Она уже не удивляется – действительно: какое? Важнее всего премиальный процесс, шорох презентаций, деньги – такие желанные, такие конкретные… а то, что премии скоро каждый ДЭЗ давать будет – ничего не значит – как ничего не значат и эти премии: пустые, договорные, тусовочные.
Кодекс тусовки пострашнее омерты*: коли решено, что такого поэта или прозаика нет, значит, не будет его, сколь бы талантлив он ни был.
И ни яд, ни пистолет здесь не нужны – просто молчание: вязкое, как болото.
А провинциальный поэт?
Ну, поборется немного, поборется, и уедет к себе в провинцию – спиваться, как все такие.
А что написал много алмазных стихов? Да помилуйте, кому до этого есть дело?
Поспеть бы – там фуршет, там банкет, там спонсоры выступают, тут презентация – успевай поворачиваться!
Если литература не приносит жизненных благ – к чему она?
В мире перевёрнутых ценностей проигрыш, по сути, есть выигрыш, а отказ от действий приводит к сохранению души.
Провинциальный поэт действительно вернётся к себе – к избяному, потаённому, никому не нужному, талантливому, светлому…Но кто выиграет от этого?
Вальяжный полнолицый главный редактор толстого журнала получит очередной грант (о! он большой мастер договариваться), чтобы печатать под видом стихов филологические эксперименты, и не подразумевающие читателя…
Критикесса с щучьим лицом вкусно полакомится пресными текстами, составляя статьи, густо набитые терминами, и никак не касающиеся сути – такой простой, такой разумной: если литература не возвышает душу, она не нужна – если вообще не вредна.
И сколько выпито на презентациях и банкетах, тут совершенно не при чём.
Пиши, провинциальный поэт, прорывайся в неведомые, но от того не менее реальные дали! Пусть шуршит низкопробными эмоциями тусовка! Пусть по венам её персонажей давно уже течёт не кровь, а корысть! Пусть, пусть…
Дано – пиши, пусть это страшно, рискованно; «Блажен муж…» – помни строгую запись первого псалма, не нарушай её…
Живущая своей жизнью тусовка и не заметила, что эта жизнь больше похожа на смерть – на затянувшееся, грязное, муторное умирание…
Увы!
Привычно тасовать карты, но разве можно людей? А вот поди ж ты…
Понятие «тусовка», возникшее не то в конце восьмидесятых, не то в ранние девяностые, не предвещало ничего скверного… Не очень ясно было словообразование, но – что в этом страшного?
И вот, с годами, понятие набирало мрачную силу, наполнялось содержанием столь же угрюмым, сколь и вредным…
Разделение на своих-чужих логично для всякого социума, но не должно оно быть определяющим…
– Не слышали, кому решено дать премию?
– Поговаривали N.
– Что вы, быть такого не может!
– Почему? Разве он не талантлив?
– Ах, какое это имеет значение! Он намедни в Клубе литераторов выпивал не с тем, с кем надо…
И правда – вылетел N. из всех списков, не помогли ни талант, ни былые заслуги.
Порочно, будучи человеком, жить законом стаи.
Гнусно хвалить то, что яйца выеденного не стоит; омерзительно под лишённые всякого смысла стишки подводить наукообразную базу – «В эпоху постконструктивизма, отягощённую постмодернистским дискурсом стихотворение «Поезд ехал… ехал... ехал… и, наконец, приехал» представляет собой парадигму субдоминанты движенья…» – и так далее.
Тусовка жестока – шаг вправо, шаг влево приравнивается к побегу, и, исторгнутый из неё, лишается шанса на существованье.
Тусовка капризна – этакая барыня, которой управляют ловкие деляги от литературы.
– Помилуйте, банк Z. отказался финансировать премию, а без денег – кому она нужна?
– А почему отказался?
– Надоели, мол, писательские распри…
Увы, время, когда писатель становился известным потому, что хорошо и оригинально писал – минуло; теперь необходим пиар – верный спутник тусовки, а иначе ты – лузер: печатайся в интернете, или в провинциальных изданиях.
И тусовке нет дела до того, что талантливейшая поэзия создаётся именно в провинции, а вовсе не в столичных кругах, где сплошная салонная лескотня, круговая порука, и – деньги, деньги… Как же без них – таких родимых, столь желанных…
Вымывание сути литературы происходит именно от тусовочного мировосприятья.
И перспективы столь же мрачны, сколь и убоги…
Увы.
О, благословенная тусовка!
Сколь счастлив я, что оказался в твоей среде!
Как чудесны презентации с дармовой выпивкой и закуской!
Как приятно, держа в руке тарелку, нагруженную снедью, и, поддав, поболтать со столь милыми и нужными людьми!
Все входы открыты, и в лабиринтах литературного мира мне не затеряться уже никогда – знаю, как войти, знаю, куда выйти… Но выйти! А не быть выброшенным, ибо это – смерти подобно!
О, чудная, чудная тусовка!
Как же раньше мир функционировал без тебя?
Ты всё структурируешь!
Ты позволяешь шутам гороховым и филологическим экспериментаторам именоваться большими поэтами и писателями!
Ты щедра на гранты, премии, поездки…
Давай, давай – да не оскудеют незримые твои закрома!
Давай всего побольше – сладкого, вкусного!
Плевать на отставших, на не способных раствориться в тебе!
Пусть сохнут над своими стишками – никогда им не попасть в сиянье лучей твоих, а талант? Что он такое? Как решит тусовка – так и будет.
А лучше – вообще никакого таланта.
Зачем он?
Нагружает только.
Будь благословенна ты – тусовка: всё определившая, давшая сытную жизнь, вольготная, властная, абсолютная!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
омерта* – «кодекс чести» у мафии: есть только одна причина покинуть организацию – смерть.
НЕКРОЛОГ
Незаметно дни его иссякли.//
ведь предрешено давным-давно,//
что провинциальному писаке//
знаменитым стать не суждено.//
Не привыкла сонная Россия//
ни талант ценить, ни мастерство.//
Изредка столичные витии//
отличали свысока его.//
Тихо он по жизни прокатился//
да и уходил в глухой тиши.//
Но за все на свете расплатился//
он червонным золотом души.