ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Мария ОСТАПЕНКО. РЕКЛАМА: НИКОГДА НЕ ПОДВЕДЁТ? Эссе
Мария ОСТАПЕНКО

Мария ОСТАПЕНКО. РЕКЛАМА: НИКОГДА НЕ ПОДВЕДЁТ? Эссе

 

Мария ОСТАПЕНКО

РЕКЛАМА: НИКОГДА НЕ ПОДВЕДЁТ?

 

«Неожиданный поворот этой истории сразу после рекламы, оставайтесь с нами, не переключайтесь», – такими словами телеведущий, как правило, завлекает аудиторию. «Что ж, ради кульминационного момента можно и рекламу посмотреть», – решает телезритель и перед его глазами разворачивается необъятная «книга правил» о том, как устранить боль, жить счастливо, где занять деньги и, если мебель, то «Ангстрем»…

Практически каждый человек замечает, как фразы из видеороликов и различные рекламные слоганы волей-неволей прочно и надолго входят в его повседневную жизнь. Вы заметили, что люди используют рекламные изречения в своей жизни также часто, как и крылатые выражения из фильмов, цитаты из книг, фразеологизмы, пословицы и поговорки? И стар и млад знает, что BEERka доставляется к пиву, чтоб машина служила долго, нужен Calgon, а зарядить мозги можно с помощью Nuts. Такие слоганы, как «Не тормози. Сникерсни», «Миф: Свежесть белья, заслуга моя», «Мезим – для желудка незаменим», «с Хилаком Форте кишечнику комфортно» и многие другие, народ помнит годами и десятилетиями.

Многие мои знакомые, сомневаясь, какое лекарство, какой продукт или какую вещь купить, приобретают именно то, что увидели в рекламе по телевизору. Вспоминается высказывание Стивена Ликкока, канадского писателя и экономиста: «Рекламу можно определить, как искусство отключить сознание человека на время, достаточное для того, чтобы вытянуть из него деньги». И как результат, это работает. Такие легкие в запоминании рекламные слоганы имеют основное назначение – мотивировать человека, смотрящего видеоролик, воспользоваться рекламируемым товаром или услугой. Ирина Овчинникова в 6 выпуске журнала «Филолог» пишет: «Слоганы скрывают подлинную цель коммуникации в сфере рекламы. Собственно, призыв скрыт за привлекательными для целевой аудитории квазихудожественными приемами, интертекстуальными ассоциациями, значимыми социальными стереотипами».

Кроме того, мы видим, как в рекламе всё идеализировано. Счастливая, улыбающаяся семья, не знающая ни боли, ни страданий, безупречное лицо без морщинок у шестидесятилетней женщины… Герои рекламы – реальные персонажи, яркие и привлекательные, а их образ жизни, вкусы, пристрастия и манера говорить для некоторых становятся примером для подражания, эталоном. «Я тоже хочу знать, как в 60 выглядеть на 35», – заявляет себе бабушка и бежит в магазин, недовольная своими морщинами. Доктор психологических наук Александр Тхостов в интервью газете «Культура» от 22 октября 2015 года говорит о рекламе, что «изначально она несет полезную информирующую функцию. Правда, значительная её часть продает сегодня «призрак счастья». Придуманная жизнь обкрадывает настоящую. Когда человек понимает, что грубая действительность сильно расходится с рекламными фантазмами, уже внедренными ему в подкорку, возникают фрустрации, депрессии, неосознанная враждебность». А гораздо чаще такие психические отклонения присуще детям и подросткам. По детским телеканалам типа «Карусель» то и дело крутят рекламы счастливых детей с игрушками, роботами, конструкторами. Что остается родителям, когда их ребенок неделями умоляет о приобретении такой куклы, как ни купить её?  В подтверждение этому приведу слова журналиста Ванса Паккарда: «Реклама – есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». А, ощущая это на себе и зная, какое воздействие она оказывает на человека, можно уверенно сказать, что реклама работает, причем она находится на вершине успеха. «Именно реклама – прежде всего реклама – последние двадцать пять лет ежедневно, ежечасно, круглосуточно внушала русскому человеку: ты этого достоин, уступи соблазну. У вас есть сомнения в том, что реклама работает? Оглянитесь вокруг – ещё как эффективно!» – пишет Елена Ямпольская в своей статье «Мы этого достойны?».

Из всех рекламных слоганов и девизов формируется «язык рекламы», который отражает наш реальный уровень представлений о нормах и речевой культуре. Это – зеркало нашей речи и нашего отношения к повседневному общению. А судя по сегодняшним рекламам, современный уровень речи русского народа имеет далеко не высокие показатели. Сегодня не все люди вспомнят, из какого произведения фраза «Счастливые часов не наблюдают», зато с радостью напоют вам «8 800 555 35 35, проще позвонить, чем у кого-то занимать». Кстати, позвонить-то проще, только потом распрощаться с долгами после этого звонка будет не очень легко.

Реклама, безусловно, зомбирует человека, она стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она может удивлять, раздражать, привлекать, но она ЕСТЬ. Правда, на каком уровне находится? «Нет, реклама не должна быть отменена, но она должна быть реформирована», – написал в одной из своих книг Дэвид Огилви, патриарх рекламной индустрии. Я соглашусь с этими словами. Современная реклама нуждается в преобразованиях, ведь она оказывает огромное влияние на человека, несет определенные цель и идеи. Сегодня к рекламе очень много претензий, её часто обвиняют в отсутствии меры, безвкусице и в том, что она способствует снижению культуры человека. Надеюсь, что когда-нибудь наша реклама со ступени «Поцелуй меня в пачку», «Сиси – когда хочешь носи», «Sprite. Не дай себе засохнуть!» всё-таки шагнет вверх. Давайте верить, что реклама, как и Rexona, никогда не подведет.

 

 

Комментарии

Комментарий #2121 12.03.2016 в 13:57

Согласен с автором, что в сегодняшней рекламе много неправильного. Это во многом объясняется безвкусицей авторов рекламы и, конечно же, жажда получения сиюминутной прибыли с наименьшими затратами: финансовыми, умственными, этическими. Отсюда имеет то, что имеем. Вот поэтому, видимо, на телеканалах вещающих на Европу (такие как TVCI на спутниковом телевидении, к примеру) наша российская реклама отсутствует, и лично я смотрю этот канал с удовольствием. Хотя иногда в спортивных передачах о соревнованиях на "диком Западе" положение с рекламой такое же как и у нас в стране. Хотя неспроста говорится- реклама движитель прогресса.
Тема затронута своевременно и правильно, вот только не видно перспектив в реальной жизни изменения положения в лучшую сторону, А статья мне понравилась, спасибо.

Комментарий #2075 02.03.2016 в 13:45

Сегодня не все люди вспомнят, из какого произведения фраза «Счастливые часов не наблюдают», зато с радостью напоют вам «8 800 555 35 35, проще позвонить, чем у кого-то занимать» - отличная фраза. Хочется как можно больше рекламы со вкусом, определённым стилем и концепцией, которая будет отражать плюсы и минусы товара, всецело представляя его.

Комментарий #2074 02.03.2016 в 13:41

полностью согласна, что творит с нами реклама!!!! особенно раздпажает бесвкусица витрин, баннеров, наклеек на окнах и дверях магазинов и салонов!!! все заполонили этими брендированными картинками! теряется красота города, архитектурного облика. натулено везде!