Юлия ЖЕРНОКЛЮЕВА. ЭПИДЕМИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ, или созидательная сила разрушительного. Эссе
Юлия ЖЕРНОКЛЮЕВА
ЭПИДЕМИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ, или созидательная сила разрушительного
Представьте, что вы едете в машине по городу. Вы – пассажир, поэтому смотрите по сторонам. Через каждые 200-300 метров вы видите?.. И что же вы видите? Светофоры? Дорожные знаки? Высокие деревья? А может...
Кажется, мы почти перестали обращать на них внимание, ведь они настолько въелись в нашу жизнь, настолько укоренились в ней. Дальше просто некуда. Они – билборды, экраны, по которым крутится реклама. Они повсюду.
Ещё пару лет назад можно было услышать: «Чёртов ящик, одну рекламу по тебе крутят!». Сейчас так уже перестали говорить. От неё обычно отмахиваются, как от назойливой мухи, лишь изредка оживляясь: «О, на этой неделе будет распродажа». А распродажа может быть чего угодно – от брендовой одежды до солёных огурцов в «Тандере».
Мы почти перестали вслушиваться, вчитываться и вдумываться в рекламу – она сама нас такими сделала. Приучила к тому, что нам стараются что-то навязать, вот мы и упрямимся. Думаю, правы те, кто говорят, что в рекламе есть огромная разрушительная сила, которая делает из нас, людей, свиней-потребителей. Но иногда…
Мне скучно говорить о рекламе-навязывательнице. О ней и без того сказано и написано очень много. Но есть реклама, которой я по-настоящему восхищаюсь, ведь она – настоящее произведение искусства. И я говорю конечно же о социальной рекламе.
Каждый из нас видел её хотя бы раз-другой. Она совсем не агрессивная, не кричащая. Я бы могла сравнить её с собакой – такой большой и степенной колли, которая положит голову с умными тёмными глазками на твои колени, если ты сам этого захочешь. Коммерческая же реклама, если уж пользоваться зоосравнениями, напоминает гавкучую и совершенно бесполезную чихуахуа.
Социальная реклама – это действительно маленькое произведение искусства. Обычно это видеоролики – такие трогательные, даже наивные – щемящие. Искренние, светлые, тёплые. Маленький фильм, при помощи которого кто-то далёкий сумел вот так взять – и дотронуться до моего сердца. И до твоего тоже. И до вашего.
Знаете, а ведь только сейчас поняла, что сама занимаюсь именно рекламой, на мой взгляд, близкой к той, которой я восхищаюсь. И мне кажется, что она вовсе не разрушает нашу жизнь.
Не первый год я пишу так называемые «пиарные тексты» для животных приюта «Краснодог». Я действительно рекламирую их – обездоленных, настрадавшихся, многое вытерпевших. Трёхпалых, бесхвостых, одноглазых, глухих и слепых, молодых и старых, добрых и пугливых, – но одинаково заслуживающих счастья.
Однажды моя подруга, прочитав один из моих текстов, сказала: «Ты будто показываешь душу животного, о котором пишешь. И люди уже смотрят не на внешность, а на то, что у него внутри». Наверное, это был лучший комплимент для меня. Хотя нет, неправда. Есть другой – безмолвный. Когда спустя время в приюте появляется фотография моего «разрекламированного» – на руках у хозяина. И радостная приписка внизу: «Я дома!».
Я верю, что у такой рекламы – у этой разрушительной сущности – есть и иная сторона, созидательная. Именно она запускает круговорот добра и тепла в природе. Так и начинается эпидемия – эпидемия добрых дел. Именно благодаря рекламе появляется возможность помогать домам престарелых, приютам, детским домам, отдельным людям и много кому и чему ещё. Такая реклама пробуждает в нас человеческое, дотягивается до самых укромных уголков души и часто вытягивает наружу лучшее, что в нас есть, – доброту. А доброта, к слову, – очень заразное заболевание…
Прочел - будто родниковой воды напился.