
Дмитрий СУРОВИКИН. ОБРЕТАЕТ ВЕЛИЧИЕ РЕЧЬ. Обзор журнала «ДОН», №1-3, 2016
Дмитрий СУРОВИКИН
ОБРЕТАЕТ ВЕЛИЧИЕ РЕЧЬ
Обзор журнала «ДОН», №1-3, 2016
Представлять прозаика Николая Иванова нет необходимости. Стоит лишь указать, что это давний автор журнала «Дон». Открывают номер две его новеллы, где герои то криком кричат от боли, то каменеют в горе. Писатель показывает происходящее с обеих сторон границы России и Украины. Время действия – одно, место действия и поступки героев – схожи. Но при этом какая огромная разница!.. Существенно, что повествуется про родные автору края, о чём свидетельствует пометка «Луганск – Брянск...».
Камертоном же первого за нынешний год выпуска журнала вполне может стать вынесенный для своеобразной писательской галереи на оборот обложки портрет «громокипящего» Игоря Северянина. Никакой у поэта круглой даты, только привязка к персональному «собранью критических замет» Владимира Бондаренко под названием «Потому что я с севера, что ли...», а это многое объясняет. Содержащееся там эссе подаёт по-новому ныне недооценённого поэта, символично и переклик-признание самого критика в интервью «Горжусь тем, что я – северянин!», где он не итожит прожитое, а ставит вешки на пути вперёд.
Однако ничего нет случайного, и юбилейная дата подоспела, правда, у самого Владимира Григорьевича. О значимости Бондаренко для русской литературы и о том, кем его считают читатели журнала «Дон», пишет в своём представлении критика Виктор Петров. Вывод категоричен: «Другого Владимира Бондаренко нет и не будет!».
Публикуемый свод разнообразен тематически: это и рассуждения с широким обобщением о новом романе Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен», и обращение к русской памяти Крыма, где Коктебель и сейчас продолжает писать свою творческую историю.
И разве не свидетельствует в пользу последнего утверждения стихотворная подборка Владимира Алейникова «Меж почвой и сферой небес», чья поэтическая Муза прописана на коктебельском берегу? Журнал «Дон» причисляет Владимира Алейникова к кругу своих авторов и гордится этим. Именно благодаря ему был создан известный СМОГ. Ныне, как и всегда, его творчество вызывает живейший интерес у знатоков поэзии. Следование классике и стремление к современному звучанию стиха – вот что движет поэтом. Редакция этой публикацией отметила славную дату Владимира Дмитриевича.
Только представляемые стихи никак не подпадают под «юбилейную обязаловку». Это высокое напряжение чувств подлинной русской поэзии.
... У Того, кто судьбой моей движет,
Есть в запасе и Слово, и взгляд, –
Мне-то ведомо, кто это нижет
Миг за мигом, все годы подряд.
Нарастанье, струенье, сгоранье,
Неизбежности ржавый налёт –
Уж не то ли пришло состоянье,
Что хранит, но за горло берёт?
Никогда не терял я дыханья,
Даже в гибельной яви былой, –
Поруганье? – о, нет! – полыханье
Веры, выжившей там, под золой...
Потому-то любви и подвластно
Всё, что в мире дано мне сберечь, –
И, как встарь, отметая соблазны,
Обретает величие речь.
Журнальная проза Михаила Тарковского (село Бахта Красноярского края) объединена общим названием «Когда тронется Енисей...» и представлена циклом сибирских рассказов и повестью. Блестящий язык, тончайшие описания природы, психологизм характеров, умение увидеть в малом большое присущи этому мастеру слова. Михаил Тарковский на сегодня, пожалуй, один из весьма значительных русских писателей. Вот как он пишет на высоте классических образцов:
«Весь оковалок простора до поворота реки, ближайшей горы и облака заполнял податливый синий воздух, и глазу лежалось привольно на огромных пролётах, где, чуть поведя зрачком, можно было ошагать целый пласт расстояния. Потому и гляделось без прищура, и дышалось вразмах. И чем больше было плечо взгляда, тем сильнее утечка душевного напряжения».
Прозаический раздел включает также рассказы «Синяя комната» Владимира Варавы (Воронеж) и «Гонолула» Елены Сафроновой (Рязань). Их объединяют современные коллизии, хотя авторы по манере письма абсолютно разнятся.
Поэтическая рубрика, кроме Владимира Алейникова, представлена ещё трёмя поэтами. Валерий Дударев (Москва), как всегда, остро восприимчив к реалиям, рисует мир резкими мазками, но именно это обжигает читательскую душу, заставляет сопереживать.
Серебра нам с тобой не досталось,
Да и золото тут не в чести –
Но надеемся, самую малость,
И колосья сжимаем в горсти.
Русский поэт Анатолий Аврутин из Минска хорошо знаком читателю. Название его подборки «Везде жива, везде неуловима» отзывается, например, в таких отсылающих к Тютчеву строках:
Когда бредёшь в раздумчивой тиши,
Наедине с ночным небесным светом,
Есть ночь и высь… А больше – ни души,
Но всё душа, но всё душа при этом.
Уникальность творческого метода активно работающего в литературе Евгения Степанова (Москва) в том, что он практически на уровне дневника фиксирует урбанистический и пасторальный миры, подавая всё это через призму собственных переживаний. Его цикл «Сердцу моему огниво» – своеобразная хроника души в стихах.
А чего мне таить – вот ладони мои,
Вот лицо, вот мой дом возле Аэропорта.
Михаил Моргулис живёт далеко за океаном (Флорида, США), но по-хорошему пристрастен к нынешней русской литературе. Для себя выделяет прозаика Игоря Михайлова, о творчестве которого пишет с радостью открытия нового имени в мозаичном эссе «Полёт в глубину неба».
Разгадкой неизвестного Анатолия Софронова можно считать статью Натальи Ваймугиной под рубрикой «Эпоха». Автор убеждена, что «всегда устремлённый к горнему, к духовным высям, он создавал образцы соцреализма, базирующиеся не на реалиях жизни, а на правде, свято хранимой Церковью».
Журнал «Дон» по мере возможности связывает литературное пространство России. Колыбелью Волги называют тверскую землю. Этот благословенный край дал немало именитых писателей, например, отсюда родом Александр Фадеев, создатель и первый редактор «Дона» («Лава»).
Главный редактор Виктор Петров по приглашению тверяков побывал у них в гостях минувшей осенью. И на Селигере, и в самой Твери прошли дни журнала «Дон». Отзвук творческих встреч – «Тверская тетрадь», где представлено творчество разных авторов, в том числе молодых.
Вот образчик письма "выше среднего прозаика» В. Кулинченко из повести «Обрубки», присланной им в журнал «Дон» и предоставленной редакцией. Написание сохраняется.
«Но моя малая Родина имеет не только славную военную историю. Она дала стране и МНОГИХ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Здесь родился и УШЁЛ В БОЛЬШУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ Иван Крамской, поэт Самуил Маршак и многие другие СЛАВНЫЕ ЛЮДИ И ДЕЯТЕЛИ.... Одним словом Острогожск ИМЕЕТ БОГАТУЮ ИСТОРИЮ ПО МНОГИМ НАПРАВЛЕНИЯМ. Я люблю свою малую Родину, преклоняюсь перед ней и считаю, что любить те места, где ты родился, рос и ПОЗНАЛ ПЕРВЫЕ ПОНЯТИЯ СЛОЖНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ – это и есть НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ БЕЗ ВСЯКИХ НАСЛОЕНИЙ НА НЕГО КАЗЁННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
Пока было здоровье каждый год бывал в родных местах, ПОСЕЩАЯ РОДИТЕЛЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ, ДРУЗЕЙ…, и ВСЯКИЙ РАЗ ПОДЪЕЗЖАЯ К ОСТРОГОЖСКУ В ГРУДИ ПОДНИМАЛОСЬ РААДОСТНОЕ ЧУВСТВО ВСТРЕЧИ с родным и близким»
Комментарии излишни. Особенно умиляет последний оборот. Как не вспомнить бессмертное чеховское: «Подъезжая к вокзалу, у меня с головы слетела шляпа».
Дмитрий Суровикин
Вадим, а вы считаете, что вы гениальный прозаик и "обрубать", как вы выразились, у вас текст грешно редактору? Вы ошибаетесь. Прозаик вы чуть выше среднего. В публицистике - сильнее.
Журнал хорош, но не для всех. Послал ещ в прошлом оду свою повесть из жизни хутора "Обрубки", его просто обрубили... Комментарии излишни.