Александр ТОКАРЕВ. ЛИЦЕМЕРИЕ. Эссе
Александр ТОКАРЕВ
ЛИЦЕМЕРИЕ
В то время как все обсуждали триумфальное возвращение джедаев или неутомимую любовь к жизни героя ДиКаприо из фильма Иньярриту, довелось посмотреть российскую картину «14+».
Возможно, в российском прокате фильм прошел как-то не слишком заметно, или депутат Милонов на этот раз плохо старался его пропиарить, но посмотреть мне его удалось лишь благодаря интернету и благословенным торрент-ресурсам.
Пошерстил интернет – как всегда, куча разных мнений. Ранний секс, алкоголь, мать пьёт на глазах сына – ах, как всё это ужасно… Вот, пожалуй, и все претензии, сформулированные по-разному, но одинаково неумело и неубедительно.
В наши дни таким фильмом можно удивить разве что какого-нибудь обитателя убежища времен «холодной войны» из американского фильма «Взрыв из прошлого», в котором сегодняшние российские цензоры ухитряются глушить фразы героев «пиканием».
Мальчик-подросток влюбляется в девочку своего же возраста, но из другой школы, расположенной в другом районе. Сколько им? Ну если картина называется «14+», значит старше этого возраста. Так что половой зрелости (даже по УК РФ) оба достигли.
Вокруг девочки и её подруг (не самых безупречных, скажем так, в нравственном отношении) вьётся местная шпана под предводительством главного хулигана Волкова. Но мальчика Лёшу это не смущает. А смущается он просто по причине робости, не решаясь даже добавить в друзья девочку Вику в социальной сети «ВКонтакте».
Когда же желание победило застенчивость, Лёша приходит на «чужую» дискотеку и приглашает Вику на танец, после чего, как водится, он и его друг получают люлей от банды Волкова (ребят навела на хулиганов одна из подруг Вики). Казалось бы, всё кончено, но не тут-то было! Вика и девчонки сами делают шаг навстречу Лёхе и его друзьям, и жизнь налаживается. Шпана убеждается в том, что Лёха правильный пацан после того, как тот не сдал их ментам, хотя мог. И путь к сердцу Вики открыто. Тем более что и само её сердце юной девушки открыто для любви.
Режиссер Андрей Зайцев рассказывает, что его вдохновила картина «Шведская история любви». А вот мне вдруг вспомнился советский фильм «А если это любовь?», где двух влюбленных окружающие их ханжи морально осудили за совсем невинные вещи, и если и не испортили обоим жизнь, то уж точно нанесли душевную травму девушке.
В фильме «14+», что интересно, окружение, напротив, как бы подталкивает героев к совершению чего-то аморального или пошлого, но тем всё же удается сохранить чистоту своей любви. И не стоило бы ханжам (теперь уже закадровым) осуждать влюбленных за то, что те, выпив по стаканчику ликёра, оказались в постели в отсутствие мамы героя. Ведь зрителю явно дается понять, что это любовь, а не просто первый сексуальный опыт.
Что ждет их впереди, неведомо – ведь первая любовь, как правило, не растягивается на всю жизнь. Но и не забывается! Особенно такая светлая, чистая и романтичная, как у Лёши и Вики.
Вроде бы можно было поставить на этом точку и назвать всё вышеизложенное кинорецензией, но вот всколыхнул этот фильм у меня в голове те мысли, что накапливались последние дни. Мысли эти о лицемерии.
В век интернета к услугам зомбоящика прибегаешь нечасто. Но иногда, бывает, растянешься на диване, понажимаешь на кнопки пульта, авось, да и найдешь что-нибудь подходящее для себя. И вот, смотришь какого-нибудь «Крёстного отца» и точно знаешь, что будет в том или ином эпизоде (потому как смотрел его уже раз 15-20). И вдруг этого эпизода нет! А нет потому, что там всего лишь на пару секунд (!) промелькнула женская грудь. Зато сцены удушения, расстрела из огнестрельного оружия, подрыва автомобиля – всё в изобилии. Неужто увидеть на экране обнаженную грудь опасней, чем процесс умерщвления людей?
Понажимаешь на другие кнопки – то же самое: «Безбрачная неделя», «Необычайные приключения Адель», даже «Знакомство с Факерами» – на этот раз всё «сокровенное» не вырезано, а замазано.
Смешно, но всё это делается не потому, что закон запрещает, а потому, что руководство телеканалов так решило: лучше перебздеть, чем недобздеть. Прости, Господи, за такую лексику.
Не знаю, кто как, а я при этом чувствую себя не 38-летним мужиком, а каким-то пионером из фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», когда «пикантную» сцену из «Фанфана» закрывали картонкой. Только вместо картонки теперь более современные технологии.
И как тут снова не вспомнить сцену из того же фильма «14+», где мальчик с мамой смотрят советский фильм «Табор уходит в небо», в котором красавица-цыганка после купания демонстрирует обнаженную грудь. И вдруг бдительная мама заставляет сына переключиться на другой канал, где идет 158-я серия какого-то очередного сериала, превращающего мозги в кисель, а чувства в поролон. Зато секса нет. Этим принципом, наверное, и стали руководствоваться сегодня цензоры на ТВ: лишь бы не показать ЭТО. Зато вот рассказать можно. И пресловутый, трижды проклятый секс всё же присутствует в какой-нибудь бесконечной телегалиматье типа «Интернов» или «СашиТани». Но присутствует где-то за кадром и в пошленьких шуточках героев.
Да бог с ними, с сиськами. Окончательно добила «Бриллиантовая рука», продемонстрированная в новогодние праздники на канале «Россия-1» без нимба на головой мальчика. Похоже, скоро придется смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на чьи-то нравственные или религиозные чувства. При том, что ни глубокой нравственности, ни искренней религиозности в русском народе как не было, так и нет. Не появляются они по заказу.
Лет 15 назад в американском фильме «Догма» в качестве шутки утверждалось, что на крестах Голгофы при казни человек обильно испражнялся, а представить то, что муж и жена (Иосиф и Мария) «не трахались», невозможно. И никаких тебе возмущенных реплик церкви. И никто из просмотревшего кино «народа» не смутился даже от скабрезности этих шуточек. Зато когда по НТВ показали «Последнее искушение Христа» – глубокий, эмоциональный и зрелищный фильм по роману Никоса Казандзакиса, сразу раздался вой, причем по принципу: не смотрел, но осуждаю.
Американский фильм «Евротур» – признаюсь, самое мерзкое кино, что я посмотрел в прошедшем году (хотя он вышел на экраны лет 10 назад, но вот, угораздило). Оставим за скобками, что Европа показана (в качестве «шутки», конечно) скоплением пороков и порочных людей, не имеющих ничего святого. Не обратим даже внимания на зигующего немецкого мальчика, загримированного под Гитлера, или бурный секс в келье римского собора. Но вот пускать в качестве звукового фона советскую песню «Священная война» под сцены неблагополучных полуразрушенных кварталов Братиславы – это более чем перебор, это – мерзость. Конечно, американцам невдомёк, что это была за война, и что это была за песня. Но… Посмотрел рецензии на сайте «Кинопоиск» – 92 положительные против 6 отрицательных и 5 нейтральных. Это написали наши, русские люди, накрепко связанные духовными скрепами, всё те же, что пишут на своих авто «Спасибо деду за Победу». А что? Фильм-то прикольный.
То, что вчера ещё было допустимо, сегодня стало проявлением антигосударственного мышления и вопиющей безнравственности. Те же самые русские люди, что обрушивались, например, на «Левиафана» Звягинцева в припадке бешеного патриотизма, с пеной у рта доказывая, что такого в России нет и не может быть, а всё это происки госдепа и выдумки русофобов, ничего не имели против его же «Елены», мораль которой (если она вообще есть) в том, что русское быдло быдлом и останется, и убьёт ради продления своего быдлячьего существования хорошего человека из новых русских. Но нет, «Елену» даже по телевизору показали очень скоро после завершения работы над фильмом. А вот на «Левиафана» почему-то возбудили народ так, как будто бы зритель ни разу не видел всю эту чиновную сволочь в своих удобных кабинетах, под портретами Путина творящую всё, что заблагорассудится, наплевав на закон, стражи которого у них в кармане. Но не надо думать об этом. А то так никогда с колен не поднимемся.
Не думаю, что каким-то фильмом можно испортить народ или, напротив, облагородить его. Формирование нравственного человека будущего – долгосрочная и многоплановая задача, как минимум, нескольких десятилетий, а то и столетий. Сегодня же среднестатистическому россиянину лишь кажется, что он живет в великой стране и защищает её от тлетворного влияния Запада. Между тем без этого самого Запада он жить не может. Начиная со шмоток и заканчивая тем же кино – всё патриотический гражданин предпочитает западное.
Как психбольному, убежденному, что он Наполеон, лучше не перечить, а рассказать об Аустерлице, так и россиянину периода вставания России с колен лучше оставаться в неведении относительно реально происходящих на его Родине процессов, а упиваться её мнимым величием, о котором расскажут по ТВ. Не сметь даже глаз отрывать от радужной телекартинки.
Впрочем, не такая уж она и радужная. Криминальная хроника, хоть и с пометками «16+», а то и без пометок, транслируется по разным каналам по нескольку раз в день. И с какой же скоростью надо оттаскивать своих детей от телеэкранов, когда там начинают рассказывать, как отчим в течение 6 лет насиловал падчерицу, или как сын-наркоман убил старушку-мать, потому что ему не хватало на кубик? И зачем вообще мне всё это знать, скажите на милость? Слава Богу, не в полиции работаю.
Зато бдительный Роскомнадзор хоть раз в год да прицепится к какому-нибудь непроставленному плюсику в телепрограмме газеты и оштрафует редактора минимум на 5 тысяч! Но покажите мне того ребенка, кто пострадал от отсутствия плюсика в телепрограмме. А вот уберите криминальную хронику – телемир станет чище и добрей. Это уж точно я вам говорю! Но во имя каких-то рейтингов или чего-то там ещё, о чем я и знать не хочу, криминал реальный, телевизионный и киношный не сходит с экранов. Уголовные понятия давно вошли в нашу жизнь. И далеко не у всех хватает силы воли противиться им.
У России сегодня нет никакой долгосрочной стратегии, в том числе и стратегии нравственного воспитания личности, нравственного оздоровления общества. Россия живет и действует в режиме спецоперации. Объявляется спецоперация «Верим в Бога!» – и вдруг исчезает нимб у мальчика из фильма про контрабандистов. Объявляется спецоперация «Целомудрие» – и никакой тебе обнажёнки на экране, даже самой невинной. Объявляется спецоперация «Антитеррор по всему миру» – и российские самолеты устремляются в Сирию устанавливать мир. Объявляется спецоперация «Кругом одни враги!» – и все, кто не согласен с генеральной линией партии и правительства, объявляются врагами народа.
Патриотизм, скрепы, духовность, православие, народность, соборность, державность, – всё смешалось и варится в едином котле, куда подкладываются дрова либерализма и демократии.
А потом вдруг откуда ни возьмись появляется православный Хомейни и кладет всему этому конец. Воцаряется покой и стабильность. Только, боюсь, покой этот будет ужасней, чем самые бурные страсти, которые пока ещё кипят вокруг нас.
Александр, вы очень мудрый человек - не боитесь Правды, какой бы многогранной она ни была. Многие ведь уже отключились от её наличия, стали почти шёлковыми конформистами. Или злобными ругателями всего и вся, критиканами.