ТРИБУНА МОЛОДЫХ / Мария ОСТАПЕНКО. И ВОПРОСЫ. «ПОЧЕМУ?» ЗДЕСЬ ИЗЛИШНИ. О преподавании истории России
Мария ОСТАПЕНКО

Мария ОСТАПЕНКО. И ВОПРОСЫ. «ПОЧЕМУ?» ЗДЕСЬ ИЗЛИШНИ. О преподавании истории России

 

Мария ОСТАПЕНКО

И ВОПРОСЫ «ПОЧЕМУ?» ЗДЕСЬ ИЗЛИШНИ

 

Выдающийся российский учёный, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов в своей научной работе о происхождении и жизни славян написал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». До сих пор идут споры об истинном авторе данного высказывания, но главное, на мой взгляд, не это. Важно то, разделяют ли сегодня эту точку зрения люди в нашей стране? Или нет никакого резона изучать то, что было десятки, сотни и даже тысячи лет назад? А зачем нам знать эти даты, года, события, войны? Быть может, лучше следовать по жизни со словами из песни Сергея Крылова: «Всё, что было, то прошло»?

Признаюсь, будучи школьницей, я вместе со своими одноклассниками задавалась подобного рода вопросами. В кабинете истории и обществознания над доской висели (и сейчас висят) слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать о ней есть постыдное малодушие». В старших классах я окончательно поняла, как точны и важны эти слова. Ведь человек не должен быть равнодушным к истории своей страны, Родины. История – это совершившаяся воля Всевышнего, его промысел, её изучение способствует самопознанию и самоидентификации. В статье «Зачем изучать историю» Ильмар Шакиров пишет: «Я думаю, что история это как фундамент, на коем базируются наши дальнейшие построения. Настоящее и будущее».

На мой взгляд, историю необходимо сделать основным предметом в школе, как русский язык и алгебра. Выделять ей больше часов в программе. К сожалению, сегодня многие студенты и даже выпускники университетов не знают, кто такой Петр Первый, Николай Второй, не говоря уже об истории 20-го века.

Если люди не знают истории и культуры своей Родины, то как они могут судить о ней?! Такого человека просто обмануть, что и сделали, например, на Украине. В ноябре 2014 года на встрече с преподавателями и учеными истории Владимир Владимирович Путин сказал: «Вещь чрезвычайно печальная и очень тревожная, если современные молодые люди не знают, на кого равняться, не видят героев, не знают даже о том, что Вторая мировая война имела место быть». Кроме того, он добавил: «Ужасно, что у нас многие сегодня об этом не знают, но не они в этом виноваты, а государство в этом виновато».

Зачастую в школах учат истории поверхностно, по одному учебнику, как говорится, «с одной колокольни». Сегодня активно обсуждается модернизация в системе преподавания этого предмета, в том числе и то, по какому учебнику обучать школьников. Государственный деятель Вячеслав Фетисов в одном из интервью сказал: «Учебник истории в первую очередь должен содержать правду. Это не место для дискуссий групп людей, ученых, политиков и т.п. Историческая правда сама заставит наших детей гордиться теми людьми, которые много сделали для России». Так, в 2015 году издательством «Русское слово» была напечатана новая линия учебников по истории России для 6-9 классов. По результатам общественной, педагогической и научной историко-культурной экспертизы учебников истории России, проведенной Российским историческим обществом, учебники были включены в федеральный перечень и с 1 сентября 2015 года появились во многих школах.

Но в первую очередь уровень знаний истории ученика или студента зависит от преподавателя. Я думаю, что на занятиях необходимо не просто рассказывать о тех или иных событиях, сражениях, личностях, но и показывать их связь с современностью, оперировать идеями и обобщениями, а не фактами, именами и датами. К сожалению, сегодня в школе мы наблюдаем отсутствие мотивации к изучению истории. Если проанализировать, кто какие дисциплины выбирает для сдачи ЕГЭ, то увидим, что история здесь явно проигрывает другим предметам. Не исключено, что всё дело в отсутствии обязательных для всех итоговых проверок, с помощью которых можно понять, как дети знают историю. И даже если эти тесты и проводятся в некоторых школах по волеизъявлению, то есть – по выбору, значит, ученик, который для себя решил, что история ему не нужна, не будет её учить вовсе. Но отсутствие стремления и желания изучения этого предмета доминирует не только среди учеников, но и среди педагогов. Правда, основания здесь несколько иные, и взаимосвязаны они с усталостью от непрерывных изменений внутри программы, отсутствием определенных ориентиров, существенной нехваткой методической помощи.

Беда в том, что молодёжь не сознает, зачем необходимо знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится, хотя, надо бы. Ведь для того, чтобы поднять страну «с колен» нужны волевые, образованные и патриотически настроенные молодые люди. Но, к сожалению, времена декабристов давно в прошлом. Современные молодые люди воспитаны СМИ на культе потребления и главная цель большинства молодёжи сейчас: веселиться, «кутить», прожигать жизнь и ни о чём не задумываться («не париться»), молодость же когда-либо пройдет, зачем думать о серьёзных вещах?!

 

«Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего!» – пишет Ломоносов. Но мы же не прислушиваемся к глубоким мыслям и быть может поэтому всё, что сейчас свершается в мире, уже когда-либо происходило. Но вместо того, чтобы «не наступать на грабли» прошлого, мы тщательно стараемся переписать историю. Ведь она, хоть и не приемлет условно-сослагательного наклонения типа «а вот если бы, то…», зато точно не защищена перед теми, кто пытается её изменить «под себя».

И поэтому большинство не может понять, зачем необходимо изучать историю, которая навязывает нам точку зрения тех, кто находится у власти, расставляющей свои акценты и вешающей на неё свои ярлыки? Разве может у ученика сформироваться своё видение какого-либо исторического события и той или иной личности, если учебник уже «ненавязчиво» говорит ему о том, что Иванов хороший, а Сидоров – плохой?!

Зачем нужно изучать историю своего государства, которая тщательно «подкорректирована» ластиком? И пусть сегодня настоятельно говорят, что все карты уже раскрыты, тайны – уже не тайны, но многие историки лишь скептически усмехаются в ответ, зная, что солидная часть архивов даже последних десятилетий до сих пор находится под грифом «Совершенно секретно». Что уж говорить о более отдалённом от нас времени…

Но, к счастью, на вопрос «Зачем нужно изучать историю?» ответ есть. Изучать её нужно для того, чтобы анализировать поступки именитых «неудачников» и получать бесценный опыт мудрых правителей, защищать собственную независимость и побеждать в сражениях на политической арене; на конкретном примере понять, к чему могут привести неправильные решения и увидеть цену победы в человеческих жизнях. И, конечно же, без истории у нас не будет настоящего полноценного будущего. И вопросы «Почему?» здесь излишни.

 

 

Комментарии

Комментарий #2189 23.03.2016 в 19:10

Грешен: по вине автора статьи заподозрил Пушкина в плохом знании русского языка. К моему облегчению, на самом деле эта фраза такова: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать ОНОЙ (выделено мною. - Б. К.) есть постыдное малодушие"