ПОЛЕМИКА / Ольга ГРИНЬ. МАША-ЛИБЕРАША. Эссе
Ольга ГРИНЬ

Ольга ГРИНЬ. МАША-ЛИБЕРАША. Эссе

05.04.2016
1127
2

 

Ольга ГРИНЬ

МАША-ЛИБЕРАША

 

«Маша и Медведь» – российский мультипликационный телесериал, ориентированный, в первую очередь, на детскую аудиторию от 3-х до 9-ти лет. Мультфильм создан по законам детского восприятия, а потому так нравится детям. Но как мы знаем, не всё, что нравится ребёнку, ему полезно. Давайте проанализируем, что дети видят на экране телевизора?

Если оценивать видеоряд мультфильма, можно заметить насколько быстро меняются кадры, как в клипе, и у ребёнка, который часто смотрит серии, могут возникнуть психические расстройства, пусть и не ярко выраженные, какими были они не так давно в известной истории с мультиками у детей Японии, но достаточно серьёзные, ведь у ребенка не такое крепкое психоэмоциональное здоровье, как у взрослого человека.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но лишь только девочка появляется на экране, домашние животные сразу же прячутся от неё понадёжнее. С самого начала закладывается разрушительное действие ребёнка на природу. Психологи же говорят, что дети наоборот часто ассоциируют себя как часть природы, находятся в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, демонстрируя ребёнку на наглядном примере, что окружающий мир и всё что вокруг являются лишь средством для достижения какой-то его цели.

Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что главному персонажу сложно определить границы дозволенного поведения. В старой русской народной сказке «Маша и медведи» девочка, придя в дом к медведям, не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть место младшего. А вот героиня современного мультфильма ведёт себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к медведю, который одновременно воплощает образ отца. Она постоянно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. Взрослые для Маши не являются авторитетом: отца-медведя  она использует, как ей выгодно. Такое скрытое послание дети могут усвоить при внимательном просмотре мультфильма. Мир – интересное место, где ты главный, можешь делать всё, что хочешь, и тебе за это ничего не будет.

В мультфильме Маша эмоционально очень ограничена, проявляет только любопытство и удивление. Она не сопереживает, не сочувствует и даже собственную боль, когда падает, не ощущает. Как биоробот! Она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно. В одной из серий Маша создаёт сложную ситуацию для Деда Мороза – сакрального персонажа для детей, и забавляется этим. Таких примеров можно привести множество.

Больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или несознательно, создали для наших детей героиню, лишенную способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала – принятия, сочувствия, нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать мир, подражая любимым героям. Образ Маши – пример, на который может ориентироваться ребёнок, поэтому родителям стоит внимательно присмотреться к тому образу, который создали авторы и решить для себя, хотят ли они, чтобы их дети принимали мир и общались с ним так, как делает это Маша. А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям. Не секрет, что многие современные мамы отказываются кормить грудью, дабы не испортить фигуру, и отказывают детям во внимании в трёхдневном, трёхмесячном или годовалом возрасте, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. На самом деле у ребёнка кишечные колики или режутся зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе – боль, страх уходят. Но для этого взрослая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, чего на данный момент она не испытывает.

На фоне весёлого, увлекательного действия проявляется суть взаимоотношения взрослого и ребёнка. Что же моделируют создатели мультфильма? Какие отношения они ставят в пример рядовому зрителю?

Показано типичное поведение избалованного ребёнка-эгоиста без ограничений и рамок, для которого родители – инструмент для добычи игрушек, сладостей и развлечений. Девочка стоит на ушах, прыгает на кровати в незнакомом доме, мешает взрослым заниматься делом, требует постоянного внимания. Никакой созидательной деятельности, никакой помощи, никакого уважения... Но самое главное, что взрослые в мультфильме не делают никаких попыток пресечения такого поведения. Медведь потакает ребёнку, даёт сладости, ведётся на мнимые слёзы – не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не воспитывает, и идёт на поводу у маленькой девочки. Это главный вирус мультфильма, замаскированный искромётным юмором.

В чем отличие «Маши и Медведя» от мультфильмов, снятых в советское время? Они воспитывали! Так в ответ на плохое поведение было обязательное наказание: ушёл без спроса в лес гулять – забрала Баба Яга, не послушал сестру – превратился в козлёнка.

Таким образом, «Маша и Медведь» – хороший, профессионально сделанный продукт либерального воспитания подрастающего поколения. Отточенное оружие для убиения нашего будущего. Только если родители это возьмут на заметку и данный мультфильм представят ребёнку как антипример, тогда возможно дети даже с его помощью уяснят основы поведения, морали и этики.

 

Комментарии

Комментарий #3284 03.12.2016 в 12:28

11 ноября 2016 года прошел 9-й Всероссийский фестиваль иронической поэзии. К нему выпущен альманах "Русский смех-16". В альманахе озабоченная Любовь Максимова (Нижний Новгород) опошлила сказку "Три медведя":
"И спит (Маша) на кровати то с мишкой-отцом,
То с юным парнишкой Мишуткой.
Да тихо и скрытно. Не знает никто,
Что Машка - отпетая шлюха".
"Освободенные" поэты покушаются уже на основы нашей культуры - на произведения, призванные воспитывать детей.
Николай Денисов

Комментарий #2247 06.04.2016 в 09:07

Оля, Вы абсолютно правы. На смену Настеньке, пришла Марфушенька-душенька со своим Хочу! Хочу! Хочу. Давно увидел злобность "Машеньки и медведя" - у Машеньки глаза биоробота - пустые. Вы ж написали об этом точно в цель. Не знаю, как можно противостоять перед растлением промышленного масштаба. Где "Варежка", где "Ёжик в тумане"? Влад Черемных