Валентин КУРБАТОВ. «ПОД БРЕМЕНЕМ ПОЗНАНЬЯ И СОМНЕНЬЯ». Заметки о русской поэзии
Валентин КУРБАТОВ
«ПОД БРЕМЕНЕМ ПОЗНАНЬЯ И СОМНЕНЬЯ»
Получил письмо от своего крестника и замечательного поэта М. Я посылал ему случайно попавшую мне на глаза в плюшкинской кладовой интернета фотографию, где он снят с товарищами у Союза писателей СССР (ну, а раз СССР, значит, уже лет тридцать назад). Я знал с этой фотографии троих и числил их в параллельных вселенных, не ведая об их знакомстве, а, может, и дружестве. Одного из них – Миши Поздняева – уже и нет на белом свете. «Мой» М. живет в Белоруссии, другой товарищ с фотографии на Дальнем востоке – сведи-ка их на одной карточке и в одном сознании. Письмо было грустно:
«…все были эгоистами… Трепачи себялюбивые, хотели пролезть вперед, но стали никем, ни одного гения или даже крепкого таланта, голоса поколения. Жаль. Никто никому ногтя не протянул. Такие добрые и одинокие люди пытались составить поколение и опору, да не очень вышло.
Как ни странно, всех вывело в люди горбачевское время, а после развала Союза всё потерялись.
Были собачьи бега. Ну, а мы те самые псы. Вот только ни одного настоящего лидера, и ничего вразумительного как ГОЛОСА ЭПОХИ. Так себе. Отличались только степенью начитанности.
А сегодня из того поколения все просто выживают, печатают всякие компиляционные книжки.
Такое странное поколение ТАК И НЕ ВЫСКАЗАВШИХСЯ. Все – дружка от дружки подальше – из-за какого-то соперничества и неприязни».
Легко было сразу закивать. Я вон тоже в последние годы всё ждал прорыва на Пушкинском празднике поэзии в Михайловском. А оканчивался Праздник, и опять было видно – нет, не прорвались. Нарочно вот сейчас сниму с полки книжки, остающиеся у меня после Праздника, как после отлива – не надо специально в библиотеку идти – по одной-то полке всё виднее. Первым даже и до того, как к полке повернешься, вспомнится покойный Гена Кононов из своих, псковских. Напишет в стихах свою обычную биографию, где всё как у всех:
Вот диплом мой и паспорт.
Возьми, полистай не спеша.
Все живых я живее.
И свет мой не сгинет во мраке.
Я не бомж, господа.
Говорят, у меня есть душа.
Я плачу за жильё,
Состою в профсоюзе и браке.
А закончит с острой горечью:
Все сложилось о`кей
на пути моём мягко-пологом,
но – при этаком счастье – боюсь,
не смогу подтвердить своего бытия
после смерти пред Господом Богом.
И вот поколение-то! – словно через плечо ему из других лет заглянет и подхватит строку Борис Скотневский из Тольятти: «Всё о`кей. Успеху – выше крыши. Лишь душа опять на самом дне». А перейдет Борис через улицу и услышит от своего товарища Виктора Стрельца: «Времена иные на коне – конкурентно улыбаются оне». А их третий товарищ из того же Тольятти, Владимир Мисюк, объяснит и причину:
Умер Тряпкин. И Решетов умер.
Удавился пацан по фамилии Рыжий.
Кушнер – star; Кублановский в Париже.
Актуальной поэзии жижа
Наползает во всю ширину.
Как зло и верно – «актуальной поэзии жижа». Если бы подхватить тем же Геной Кононовым, сказалось бы «сохраняясь в пределах освоенной роли без боли» и как приговор «Чёрной свечкой сгорает мое поколение, как вода утекают года».
Не вышло «поколения». «Не высказавшиеся». Одна «степень начитанности». Хоть в столбик выписывай:
Когда бесправие царит
И зло угрюмо дышит в лица,
Боящийся не говорит,
А говорящий не боится.
Но есть и хуже времена –
Всеговорения как цели.
Такой свободе грош цена,
Как и словам на самом деле.
(Виктор Кирюшин)
О, сколько книг, о, сколько книг,
Стоящих чередой безликой,
Не песнь, а безголосый крик
В сравненье с книгой той великой.
(Леонид Дранько-Мойсюк)
За страницей страница,
За строкою строка.
Только букв вереница,
Только плоскость листа
(Елена Тахо-Годи)
Нас уже не найти. Мы спешим раствориться в полночьи,
Позабыв в темноте и себя, и дорогу, и свет.
(Станислав Шрамко)
А наша боль – фигня:
Игра смягчает краски.
Нам не прожить и дня
Без этой нашей маски…
(Андрей Бессонов)
Куда ни глянь – повсюду словеса,
Они роятся в воздухе и в дыме.
Они звенят, тревожа небеса
Неверными октавами своими
…О, сколько их! – и скверных, и святых
Я выводил подобно Моисею
Из тьмы черновиков, из запятых
В свободную, как рукопись Расею
(Александр Хабаров)
Из разных концов «Расеи» и разных лет и судьбы, а будто соседи по общежитию.
* * *
И тут я ловлю себя на «приёме». Вижу, что тороплюсь подтвердить правоту своего товарища, что да, изговорились, но не выговорились, что кто не печальник, тот иронист, кто не иронист, тот притворщик. А голоса поколения нет. Умны, усталы, неприязненны к времени. Хоть повторяй за Лермонтовым:
Печально я гляжу на наше поколенье,
его грядущее иль пусто, иль темно.
Под бременем познанья и сомненья
в бездействии состарится оно.
Вот и они – в бездействии, потому что неплодный ум, хотя бы и в послушной форме (а форма большинству легка) – всё только слова, слова, слова…
А потом оглядываюсь, о каком поколении писал Михаил Юрьевич, кто эти «наши», томящиеся «под бременем познанья и сомненья» и ахаю: да ведь это Пушкин, Баратынский, Языков, Веневитинов, Батюшков… И, смутившись, бросаюсь перечитывать отложенные, было, книги. И, счастливый, с легким сердцем опровергаю себя. Выговорились! Выговорились! Да ещё как! Разве что не порознь. Это в целом времени целен и поэт, и он – зеркало во всё небо. А когда вместо времени рассыпанный пазл, то и поэты вдребезги. Но, сложи эти осколки и увидишь, что и расколотая жизнь – всё жизнь. И все отражения сложатся в неприглядную картину суетного дня, где эта внешняя «невыговоренность» и «отсутствие голоса поколения» и есть честное и вразумляющее свидетельство, что не поэты, а время сыпется «под бременем познанья и сомненья».
Вот тут бы и привести примеры, как складывается небо из осколков зеркал. Да тут та тонкость, что зло и поражение легко подтвердить эффектной цитатой, а добро и правду надо подтверждать всем стихотворением. Злу довольно фрагмента, добро ищет контекста. И иногда, грешный человек, думаю иногда на том же Пушкинском празднике: да отчего они читают по стиху – по два: что тут успеешь разглядеть? Не вернее ли было бы позвать двух-трех поэтов да научиться слушать (к сожалению, это золотое качество уходит сегодня в слушателе – некогда ему, всё подавай тотчас с первой строки!) и скоро мы бы с удивлением увидели, что мы не оставлены Богом и поэзией. Что Муза – всё терпеливая русская баба и не бросает своих бегающих за временем детей, а поперёк им договаривает свою правду до конца. Мы-то можем бегать и отговариваться нехваткой времени, а Муза – всё дочь русской вечности, а не утренних новостей.
Мы потому и не узнали «выговорившееся» время, что ждали от него прежней формы, а оно пришло неузнанным.
Тут будь моя воля, я взял да и поместил всю книгу «Лазарева суббота» улетевшего из жизни Миши Поздняева, который улыбается со старой фотографии, словно говорит: «Вот сейчас вы услышите родное время», и читает свою блестящую комическую державинской хватки «Оду на 35-ю годовщину послания В.В. Жириновского Л.И. Брежневу»:
Лукавая толпа, ну кто, скажи на милость,
в те годы Л.И.Брежневу писал!
Ну, честный Сахаров, ну, Солженицын храбрый,
ну, Евтушенко, не пойми какой.
Но что по тем листам, как по паркету шваброй,
водило Жириновского рукой?
Он ведал: всяк скворец на том сидит сучочке,
кой выделил ему Творец,
но прав поэт (из пятой снизу строчки)
скворец в России больше, чем скворец.
И тут посреди комизма и озорства мелькнёт нежданно дорогая, как признание, нечаянная проговорка:
…Не повелитель мух, не персонаж из Брэма,
не штопальщик небес, не вешний звукоплёт, –
скворец в России типа как эмблема
не важно что поёт, а важно, что поёт.
Вот-вот! Уже одно то, что «поёт», как ни тщится время лишить русского скворца его голоса, – есть чудо и торжество. Смеётся русский поэт, а дела не забывает и не страшится искреннего слова и посреди буффонного текста – по опыту русской поэзии знает – оно не потеряется, как в его «Балладе о памятнике поэту Ерёменко на Лубянке»:
Нас не надо жалеть. Жалеть никого не надо –
дикарей, декабристов, ди Каприо между льдин,
даже мамонтов; но когда вымерзает стадо,
все же должен остаться в музее хотя б один.
Они знали себе цену и, смеясь, раз уж время по совету «основоположника» предпочитало прощаться с прошлым смеясь, делали своё дело честно, как в его, поздняевской «Элегии о том, что он был «последним хорошим советским поэтом»:
Я последний хороший советский поэт
(написал в НЛО Кулаков).
Я поскребыш, осадок, подонок, послед,
я посол из страны дураков…
…Я последний хороший советский балет,
я последний троллейбус и звёздный билет,
бочкотара, последний звонок.
…Мой последний читатель! Шампанским залей
и заешь бомарше свой зевок.
Потому что совок я по крови своей,
и поймёт меня только совок.
Да и те, кого я цитировал в комментарии к письму об «эгоистах» и «себялюбивых трепачах», если из контекста-то не выдёргивать, какой живой и подлинной стороной повернутся. Вон Борис Скотневский после «Все о`кей. Успеху выше крыши, лишь душа опять на самом дне» как обнимет это же время, когда придёт в сумерках одинокий час прямого взгляда на жизнь:
Пускай оно пройдёт, как дым, –
Я счастлив временем своим…
Поскольку в нём родные люди,
Мой воздух и моя вода,
Мои хоть счастье, хоть беда, –
А больше их нигде не будет,
Не будет больше никогда.
И всяким – грешным и святым
Я счастлив временем моим.
Как просто, как «бедно», но ведь мы наедине-то с собой и не «поэты» и «себялюбивые трепачи», а живые беззащитные люди, которые меряют жизнь не поэзией своей и других, а простым утром и днём, а они – день-то и утро и при Экклезиасте, и при Жириновском, при Сафо и Марине Кудимовой те же. И как вслушаешься открытым сердцем, так и забудешь о «соперничестве и неприязни» и сразу видишь пронзительную единичность каждого мгновения и само собою тем же Скотневским и выговорится:
Но время так отчаянно сквозит,
Что жизнь непоправима и прекрасна.
Да и зачем непременно искать одежды «по времени» – придет нужда наденешь и то, что Катулл нашивал и чего Херасков не стыдился, потому что жизнь не так тороплива, как мы, грешные – иногда старое-то платье и милее, и роднее. Наденешь, и словно времени-то и нет, а стоит на дворе эта самая желанная вечность.
Я ищу нового слога,
Как ищут новой любви.
Но старые рифмы сильны,
Как прежнего чувства оковы.
И старые ритмы звучат,
Как голос знакомый и нежный.
И трудно не бросить взгляд
На прошлое – пусть безнадежный.
(Елена Тахо-Годи).
Не безнадежный он, не безнадежный, а, может, напротив, в иные времена самый надежный и есть, потому что вернее беготни удерживает сердце – форма-то ведь не только одежда, она – сердце времени.
Нам не хватает сетчатого зрения стрекоз, чтобы увидеть сад поэзии «невыговорившихся» лет. Это не поэты, это мы мечемся между тревогой утра и покоем вечера, между здоровой вечностью прежней истории и эгоистической однодневностью нынешней. А время без свидетелей не остаётся. И пусть история не надеется, что она обманула нас информационным безумием, обиходом ежедневных убийств, всеобщим переселением народов – поэт, как пушкинский Пимен в одинокой келье «донос ужасный пишет»: «И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».
Мы и Его, Создателя всяческих, пытаемся приручить и сделать бизнес-проектом, но сама же поэзия и не даёт, потому что она – Его дитя и «отроки благочестивые в пещи» и «Даниил во рву львином» не устанут свидетельствовать об Истине и ставить будильник на «вечность».
Это, может быть, самая живая из ветвей нынешнего «древа познания», ставшего «древом жизни» – христианская поэзия. И не внешностью христианская, не прямо Божьим именем, а самим дыханием, тишиной преображенного слова, простого и глубокого, как троеперстие. Разогните Станислава Минакова:
К осени человек понимает, как быстротечен смех,
Как лаконично время, но жаловаться – кому?
К осени человек понимает, может быть, паче всех,
Что телегу тянуть с другими, а умирать – одному.
Или его же:
Поставь на полочку, где Осип и Никола,
Осенний томик мой: я там стоять хочу.
Мне около двоих родны словес оковы,
Где – колоколом течь, приколоту к лучу.
Реченья их – речны, свечение – угодно
Тому, Кто чин даёт журчале-словарю,
Коль-ежли иордань жива, хотя подлёдна,
Тогда и я, гордясь, глаголю-говорю.
Откройте его товарища Юрия Кабанкова:
Что с нами сталось? Отчего так споро,
Так легкодумно лишены Твоей опоры
не причащаемые хлебом и вином?
Куда же мне теперь, скажи на милость!
Как птаха зимняя, душа моя кормилась,
Доверчивая, под твоим окном.
Морозный день стоял, как ангел, на пороге,
Хрипели грудью лесовозные дороги,
А сердце бедное спало – небесным сном…
Достойна Промысла высокая забава!
И, в страхе цепенея, как собака,
Уста молитвою не смею утруждать,
Но стыдно как о, Всенебесный Боже,
Сей обреченности – когда мороз по коже, –
На плоть мою взгляни: сплошной наждак!
Из бездны к небесам Твоим взываю:
Да прекратится мысль моя живая!
Сие безумием прилично упреждать.
И напоследок ещё из Светланы Кековой:
Кончается осень, как жизнь в разорённой стране,
и к сердцу вплотную зимы подступает блокада,
и виден загадочный всадник верхом на коне
на фоне заката.
И всадника тень, и его боевого коня
не Гоголь придумал, мечтая о юной невесте,
но так возвращается в мир, убивая меня,
закон воздаяния, страшное таинство мести.
И всякое слово, конечно, приносит плоды,
собой заполняя пространство от храма до свалки…
А Гоголь сшивает стеклянное платье воды,
поскольку жалеет погибшую душу русалки.
Как, начав «за упокой», не кончить «за здравие»! Как же мы богаты всеми оттенками жизни, какие узнали тонкости о человеке, как стали бережны к сердцу и Богу. Словно всё на площади жили, а очнулись в простой тишине родного дома. Оказывается, можно и так выйти к читателю со своим сердцем и будто только со своей единичной печалью и любовью, а другое сердце метнется навстречу. Значит, можно? Значит, я не одинок в своей такой «необщественной» простоте?
Ну, и чтобы уж окончательно смутить читателя последней открытостью – «проза в столбик», как зовёт свои стихи Светлана Василенко. Напечатаю её в строку (раз проза!) – столбиком она от этого быть не перестанет:
«На еврейском кладбище У могилы мужа Стою одна. Все знают, кроме меня, Дуры, Что сегодня живому сюда нельзя: Суббота. Сиротская могила. На памятник нет денег. Денег нет ни на что: Ни на жизнь, ни на смерть. На сапоги тоже нет. Ты же знаешь, Марк, Нашу с тобой жизнь: Еле дотягивали до получки. Разговариваю с тобой. Ворох новостей. Жалуюсь на сына. Он всё со своей Машей. Марк, я опять влюбилась На старости лет тут в одного. Ты привык. Ты рассеянно слушаешь меня, Лёжа, Словно на диване, Незряче глядя. На свой небесный футбол. Невпопад переспрашивая – как его зовут? Саша? Горячась: – За это надо давать Красную карточку Или назначать пенальти! И я вдруг ясно понимаю, что Ты такой же, Ничуть не изменился. И нам хорошо, Как раньше, Просто молчать Друг с другом Здесь на еврейском кладбище, Когда живым сюда нельзя. Суббота».
Понимаю, что «подставляюсь» с таким, уж очень «нетребовательным» отношением к поэзии, где ни пушкинского «Пока свободою горим», ни мандельштамовского «Наши речи за пару шагов не слышны», ни кузнецовского «Времена прошли – словно не были. Мы пройдем насквозь – не задержимся. Ничего от нас не останется. Что останется – будет лишнее». А всё-таки остаюсь при своём. Не всё на трибуне стоять, не всё Музе на баррикады со знаменем лететь, а иногда, пока времена «отдыхают», надо и дома побыть.
Слава Богу, что «не выговорились». Выговариваемся. Глядим, чего в душе накопилось в твердые времена. Простое всё, человеческое, но ведь наше же. Может, не «голос» а только шёпот, но не чужой, а нашего поколения. Значит, длимся. Живём.
Псков
Не надо так уж отказывать Светлане Василенко в поэзии, даже если для вас это - "проза в столбик".
Не надо упрощать. Поэзия и интересна широтою охвата своего.
Это не злоба. Это горечь — от прозы в столбик.
Да ладно злобу вам сливать, комментатор 2608. Русская поэзия настолько богата и разнообразна, что даже живой, радостно любующийся ею слог Валентина Курбатова не сможет охватить всю ширь её и глубь. А вы - "без Поэзии". Это не критика, сударь, а элементарное критикантство с вашей стороны. А Курбатову - браво! Он один из немногих критиков, любовно и тщательно относящихся к исследуемому материалу.
Поэма о русской поэзии — без Поэзии. Какая-то убогая колоколенка господина Курбатова.
Назрела эта попытка возвращения от поэзии формы к поэзии содержания. Если в наше безвременье это возможно: ни спрашивать, ни слушать некому...
Пойми тут — кто поэт, когда кругом печатается бред!
А в какие времена поэтов слушали? Нет таких...
Согласен, поколение "выговорилось". Только, боюсь, по большому счету его не услышали. Так что это, скорее, "поколение неуслышанных".
Давно такая музыка не звучала, любовно выписанная. ПОЭМА о русской ПОЭЗИИ! Браво, Маэстро!