ПУБЛИЦИСТИКА / Владимир ЗЫКОВ. МОЁ ПОКОЛЕНИЕ. Эссе
Владимир ЗЫКОВ

Владимир ЗЫКОВ. МОЁ ПОКОЛЕНИЕ. Эссе

 

Владимир ЗЫКОВ

МОЁ ПОКОЛЕНИЕ

 

Всё дальше и дальше в историю уходят грозные годы Великой Отечественной войны, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Но как бы далеко вперёд не ушла наша Родина, оглядываясь назад, она никогда не будет в обиде на наше поколение – мальчишек и девчонок сороковых годов.

Тяжёлой, суровой была наша молодость. У многих из нас за несколько дней до войны проходили выпускные вечера по случаю окончания средней школы. 20 июня 1941 года он был и в моей школе в селе Островское Костромской области. Мы прощались с детством.  Много говорили о будущем. Одни мечтали стать агрономами, сельскими механизаторами, другие – сельскими врачами, учителями. Перед нами открывались широкие горизонты.

Но страшное слово «война», облетевшее страну утром 22 июня 1941 года, перечеркнуло все наши планы, разрушило наши надежды. Рано закончилась юность у нашего поколения. Война взвалила на хрупкие плечи ребят груз тяжких испытаний, поставила лицом к лицу со смертельной опасностью. В самое пекло войны были поставлены мои сверстники, и много их сгорело в её ненасытной пасти.

У Юлии Друниной есть небольшое стихотворение, которое называется «Три процента». В эпиграфе к нему сказано, что по статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения в живых осталось 3 процента. Получается, что из каждой сотни мальчишек не вернулись 97!

Такая же участь постигла и ребят 1925 года рождения, причём их призвали в армию более юными, чем нас. Моему брату 21 декабря 1942 года исполнилось 17 лет, а в начале января 1943 года, во время зимних каникул, не дав закончить десятый класс, он и его одноклассники были призваны на военную службу. Нужно было готовить кадры для новых сражений, в частности для Курской битвы, которая для многих из них оказалась первой и последней.

Аналогичная доля выпала и нашим сверстницам-девчонкам, которым пришлось воевать. Они не понаслышке, не по книжкам, а на собственном опыте знают, что такое промёрзлые окопы, грязь, холод, что такое фронтовые вши. Честь им, хвала и низкий поклон за честно выполненный воинский долг в тяжёлую для нашей Родины годину.

Так же, как и мальчишки, они погибали. У нас на батарее была всего лишь одна девушка – Валя Никифорова, 1924 года рождения, призванная в армию в Астрахани. Она являлась санинструктором, то есть сестрой милосердия, как называли их в дореволюционной армии. Валя погибла в июле 1943 года на моих глазах. А ведь ей в ту пору ещё не исполнилось 19 лет. Похоронили мы её прямо на батарее на окраине села Куйбышево Ростовской области, где в то время наш 488-й миномётный полк воевал на Миус-фронте.

Мы стараемся не забывать наших павших героев войны, но порой не задумываемся над тем, сколько же лет им было в то время, в каком возрасте они совершили геройские подвиги, сложили свои головы на полях сражений. А ведь многим из них не было и 20 лет. Совсем юными погибли Герои Советского Союза Александр Матросов (1924-1943), мой земляк костромич Юрий Смирнов (1925-1944), Олег Кошевой (1925-1943) и многие, многие другие. А Герой Советского Союза белорусский партизан Володя Куриленко даже не дожил семи месяцев до своего совершеннолетия.

Молодое поколение 40-х годов часто называют героическим. Но в мирной жизни эти парни и девчата были простыми и скромными. В них лишь очень сильно было развито чувство долга, и больше всего на свете они любили Родину-мать. Они с чувством высокой ответственности воспринимали слова популярной в довоенные годы песни: «Когда страна быть прикажет героем, из нас героем становится любой». И когда пробил их час, они действительно встали грудью на защиту своей страны. Это ведь о них в одной старой песне поётся: «Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой».

В годы войны было выбито целое поколение, цвет нации. Миллионам молодых людей не удалось осуществить свою мечту, не суждено было полюбить и стать любимым, почувствовать дыхание своих детей. Они многое не успели. И в то же время в свои 18-20 лет сделали столько, чего хватило бы на много поколений.

Справедливая память – это единственное, что им досталось. Без прошлого нет будущего. Наша молодёжь, будущие поколения должны знать о патриотических делах своих отцов, матерей в войне с фашисткой Германией, какой ценой добыта мирная жизнь и какие уроки из этого надо извлечь для настоящей и будущей жизни. Никто не должен оставаться забытым из тех, кто пал смертью храбрых на поле боя, кто отдал жизнь за свою Родину.

Но память – это малая часть неоплатного долга страны перед павшими. Не менее важно помнить и о ветеранах, которые живут рядом с нами. Чем дальше бежит время, отделяющее нас от войны, тем меньше и меньше становится их, стариков с протезами вместо рук и ног, с глубокими шрамами на теле, осколками металла, глубоко вгрызшимися в живую плоть. И тем бережнее нужно относиться к каждому из них. Вспоминать о них не только по торжественным датам, а повсеместно делом, поступками проявлять нестареющую признательность к людям, честно исполнившим свой воинский долг.

Как в своё время говорил маршал Георгий Константинович Жуков, не забывайте о них в сутолоке жизни. Помните, редкий из воевавших не ранен. Но почти все они лежали в промёрзлых окопах, случалось, помногу дней не видели горячей пищи, помногу ночей не спали. Это было во времена их молодости. Тогда казалось – всё нипочём. И действительно, всё выносил человек. А сегодня старые раны заговорили, здоровье шалит. Бывший солдат не будет вам жаловаться – не та закваска характера. Будьте сами предупредительны. Относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за всё, что они сделали для страны и народа в 1941-1945 годах. Их осталось так мало из трёх уцелевших процентов.

Вновь прошлого кинолента

Раскручена предо мной –

Всего только три процента

Мальчишек пришло домой.

 

Комментарии

Комментарий #2325 24.04.2016 в 20:19

Извините. Спасибо Вам. Влад Черемных

Комментарий #2322 24.04.2016 в 18:33

Да, было выбито самое светлое поколение! Если б они были живы! Если бы. И всё таки я верю! ... У конце концов пошлая нажива просто скучна. Черемных Влад.

вадим кулинченко 20.04.2016 в 11:41

Единственно, что можно сказать на это эссе - нам жестокое досталось детство и печальная старость! А все наши выступления на защиту ветеранов - это глас вопиющего в пустыне. Обидно!!!