РЕЦЕНЗИЯ / Анастасия ПОЛТОРАЦКАЯ. ЛУКОМОРСКИЙ ДЕТЕКТИВ. О «Лукоморском детективе для взрослых и детей» Александра Тутова
Анастасия ПОЛТОРАЦКАЯ

Анастасия ПОЛТОРАЦКАЯ. ЛУКОМОРСКИЙ ДЕТЕКТИВ. О «Лукоморском детективе для взрослых и детей» Александра Тутова

 

Анастасия ПОЛТОРАЦКАЯ

ЛУКОМОРСКИЙ ДЕТЕКТИВ

О «Лукоморском детективе для взрослых и детей» Александра Тутова

 

Современный архангельский писатель Александр Тутов создал оригинальный образец северного текста, адресованный одновременно как юным, так и взрослым читателям; произведение называется «Потапыч и Миша» и имеет подзаголовок «Лукоморский детектив для детей и взрослых».

Это произведение оригинально во многих отношениях, прежде всего, в жанровом. Эпитет «лукоморский», характеризуя геокультурное пространство повествования, несёт многомерную семантику.

Обозначенный самим автором в подзаголовке жанр – «детектив», отчасти получивший определение сказочного благодаря эпитету, характеризует лишь внешнюю архитектонику повествования, созданную с учётом причинно-следственных связей. Собственно предметно-содержательный план произведения Тутова строится на основе синтеза переосмысленных и обретающих оригинальную интерпретацию различных сюжетов, мотивов и образов народных и авторских сказок, причём как отечественных, так и зарубежных.

Тутов конструирует художественную реальность, совмещая в ней жанр детектива, народной и авторской сказок (волшебной и сатирической, причём как отечественных, так и зарубежных), приключенческой фантастической повести, а также включает элементы (мотивы и образы) героического эпоса и загадки. Границы между названными жанрами размываются, но при этом сохраняется органическое единство произведения. Тутов наделяет собственной интерпретацией различные сказочные сюжеты, мотивы и образы. Эту авторскую – «лукоморскую» – трактовку знаменует само геосакральное место событий повествования – Лукоморье, имеющее сказочную литературную историю.

В литературном наследии некоторых предшественников Тутова – Степана Писахова, Бориса Шергина, Михаила Пришвина – тоже имеются произведения, носящие переходный, пограничный жанровый характер. Прежде всего речь идёт о своеобразном синтезе сказки и реальности. Так, к примеру, Пришвин, описывая путешествие по Русскому Северу, объединяет сказку, реальность и сатиру.

У Тутова сказка пронизана сатирической аллегорией и обретает реалистичные интерпретации. У Пришвина в качестве сюжетообразующего выступает мотив пути; у Тутова сюжетообразующий – мотив поиска справедливости.

Тутов использует принцип постмодернистского плюрализма, а также руководствуется некоторыми приёмами эстетики постмодернизма, такими как: эклектика, интертекстуальность, деконструкция сказочных сюжетов, смысловая многозначность, игра, ирония и др.

Создавая художественное целое, объединённое детективным сюжетом, Тутов населяет своё произведение самыми разными персонажами. В его образной системе фигурируют сказочные, фантастические, мифологические, исторические, литературные, кинематографические и реальные персонажи.

Наряду с персонажами, имеющими литературное прошлое, главными героями в произведении Тутова являются авторские вымышленные представители животного мира.

В художественной системе присутствуют и как бы «вторичные» образы лиц, чьи роли в ходе задуманной «двойной игры» примеряют на себя персонажи Тутова, апеллируя к героям литературных произведений и кинофильмов: Шерлок Холмс, Доктор Ватсон, Штирлиц…

При построении художественного мира Тутов широко использует различные виды интертекстов. В «Лукоморском детективе» наряду с вышеназванными имеют место аллюзии из басен («Волк и Ягнёнок» Ивана Андреевича Крылова), из песен (о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень…», из песни Владимира Высоцкого о капитане «Капитан, никогда ты не станешь майором…»), а также детской песенки «Вместе весело шагать по просторам…»; не раз цитируется комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»; звучат поговорки («топает, как медведь»; «ломится, как медведь»); упоминается Конан Дойл, Честертон, Фаберже; печатные издания – реальные (журнал «Мурзилка») и вымышленные («Самая настоящая правда»).

В качестве интертекстов в произведении Тутова присутствует цитация таких сказочных мотивов и образов, как: избушка на курьих ножках, ступа как средство передвижения, чёрный кот – обязательный помощник Бабы Яги, «зелено вино», яйцо – хранилище смерти Кощея Бессмертного, а также мотив колдовства, крика петуха, меловой линии, волшебных средств.

Отмеченные приёмы постмодернизма автор использует при построении сюжета: единого текста с участием героев с разной литературной историей. Отдельные эпизоды отсылают к их предыстории, художественно переосмысленной Тутовым (например, история Курочки Рябы, снесшей отнюдь не золотое яичко, а получившей его в результате подмены, или история взаимоотношений трёх поросят с Серым Волком).

В отдельных эпизодах автор «дописывает» сказку, владея определённой информационной составляющей (например, используя мотив смерти Кощея Бессмертного, как известно, хранившейся в яйце, Тутов развивает сюжет с похищением этого яйца из Лукоморского музея). Автор также обращается к языковой игре: так, в его произведении появляются герои-«двойники»: ювелир царя Гороха – Фаберджек («двойник» упоминающегося мастера Фаберже) и др.

В отличие от большинства представителей отечественного постмодернизма, Тутов прибегает к литературной эклектике как к художественному приёму, сохраняя при этом живой образ, а не симулякр, а также богатое идейное и этико-философское содержание.

Проблема нравственного выбора в борьбе Добра и Зла, идея справедливости как высшей ценности, приоритет общественного блага над частным являются ключевыми составляющими этико-философского плана в произведении Тутова. Автор активно обращается к иронии и сатире, что придаёт его «детективу» актуальный и злободневный характер. События, происходящие в «Сказочном лесу», проецируются на современность. Используя жанровый синтез, тяготеющий к детективно-сказочному началу, Тутов создаёт художественную модель современности конца ХХ – начала XXI веков. В «сказке» фигурируют: «лесной народ», лесной криминал, законодательный орган в виде «Лесной Лукоморской Думы», судебные инстанции; тюрьма, мафиозная структура, потерпевшие, «Лесной уголовный кодекс»; герои былин – богатыри представляют «богатырский спецназ», имеют воинские звания и служат на «богатырской заставе», а Соловей-разбойник, оправдывая свою литературную предысторию, имеет репутацию «злостного террориста лесных дорог».

Повествование строится таким образом, что в нём присутствует двойная мотивировка: «реалистичная» и волшебная; при этом волшебная служит в качестве художественного средства. Испытания, через которые проходят герои, происходят как реальными, так и сказочными способами (хитросплетённая интрига, похищение Золотого Яйца из музея, штурм избы участкового Михайло Потапыча с применением колдовства и др.).

Согласно авторскому замыслу, произведение имеет сложную композиционную структуру, образованную при помощи сюжетных кругов, «расходящихся» в сторону увеличения по мере поступления информации к главным героям.

В отличие от писателя-постмодерниста, Тутов сохраняет строгую логику в отдельных сюжетах, объединённых в общий сюжет повествования.

Особое внимание заслуживает образ бабы Яги. Она – «хранительница границы между Добром и Злом», наделённая сообразительностью и волшебными чарами.

Примечательно, что в сказочном мире «Лукоморского детектива», вследствие действий героев, нередко происходит разрушение фантастической составляющей и замена её составляющей реалистичной, что, в принципе, нарушает законы сказочного жанра, согласно которым, в сказке всегда возможно то, что невозможно в жизни. Подвергая сказочную реальность анализу и «проверке» «реалистичными способами», Тутов фактически «выворачивает сказку наизнанку».

Отметим ещё одну важную особенность произведения Тутова. В нём прослеживается оригинальное литературное явление: постмодернизм проникает в сказку. Автор использует обнажение приёма: «Но ведь какой настоящий мир – такой и сказочный. Увы, даже сказка страдает от того, что происходит в нашем мире <…>. Наш мир свои порядки и на сказочный мир проецирует».

Литературным новаторством Тутова является не только переосмысливание образов некоторых героев (Бабы Яги, Серого Волка) и традиционных сказочных сюжетов (как, например, сюжета о Курочке Рябе), но объединение многих сказочных героев, традиционно имевших сомнительную репутацию отрицательных (Серый Волк, Кощей Бессмертный), встающих на сторону Добра, объединяющихся в борьбе с силами Зла, воплощением которых оказывается, в том числе, внешний враг Лукоморья, олицетворённый в образах заморских монстров, гоблинов, вампиров и прочей нечисти.

Подведём краткий итог. Как видно из проведённого анализа, жанр авторской сказки (на примере творчества Тутова) претерпевает художественную трансформацию, в ходе которой обнаруживает способность к развитию и обновлению с учётом изменяющейся реальности – как в художественном отношении, так и в этико-философском. В своём произведении Тутов репрезентирует нравственно-патриотическую позицию, в основе которой лежат гуманистические идеалы добра и справедливости.

 

Комментарии