ПОЛЕМИКА / Андрей КАНАВЩИКОВ. ЕВРОХАЛТУРА НА ЭСТРАДЕ. О конкурсе
Андрей КАНАВЩИКОВ

Андрей КАНАВЩИКОВ. ЕВРОХАЛТУРА НА ЭСТРАДЕ. О конкурсе

 

Андрей КАНАВЩИКОВ

ЕВРОХАЛТУРА НА ЭСТРАДЕ

 

«Евровидение» для современной России – некий тест на политкорректность. На «Евровидение» съездил, словно причастился цивилизованных ценностей.

В любом случае, для иных культурных деятелей России «Евровидение» – это далеко не рядовая попсовая тусовочка с откровенным гейским душком. Иначе почему Россия из кожи вон лезет, чтобы туда попасть и непременно победить, превращая победителей чуть ли не в национальных героев?!

Знакомясь с участниками этого так называемого музыкального действа, кажется, что единственными, пожалуй, вменяемые парнями на этом пиршестве содомии и музыкального примитива были финны из «Лорди». Этого скандинаво-готического клона группы «Кисс». У металлистов из «Лорди» хотя бы с юмором всё было в порядке.

А сейчас Сергей Лазарев только до Швеции доехал, уже отметился в интервью местному гейскому журналу. Зачем ему это надо? Не мог отказаться? Выходит, не мог.

Для того, похоже, и ехал, чтобы в очередной раз к ручке приложиться: «…у нас есть гей-клубы и гей-жизнь в России. Я выступал в больших гей-клубах, я уважаю своих гей-фэнов, они уважают меня. Гей-публика – фантастическая, и я на самом деле дружелюбный к геям человек».

Зачем России такая «музыка» и такая «музыкальная культура»? По своему прямому назначению абсолютно незачем. Зато, похоже, периодическое прохождение теста на «Евровидение» весьма греет некоторых индивидов причастностью к некоей «Европе».

Типа, с самой Меркель на дружеской ноге, и о луврскую колонну плечом почесался.

При этом периодически возникают некие обиды. Как в этом году, когда активно шло надувание песни «You аre the оnly оne» («Ты – единственная»), которую пел Сергей Лазарев.

Песня совершенно заурядная. Интересная разве что своей динамикой да оригинальной сценографией. Впрочем, на какую-либо поэзию она и не претендует. Можно привести небольшой отрывок подстрочника от сетевой лингво-лаборатории «Амальгама»:

Я никогда не сдамся, потому что где-то там есть ты.

Ничто и никто не разлучит нас.

Выкладываюсь на полную, но цели не достигаю.

Я не остановлюсь, держись!

 

Забавно, но эта заурядная попсовая песенка создавалась, как некий международный космический корабль. С большим кругом авторов, консультантов и прочих приглашённых. Текст сработали шведы Джон Баллард и Ральф Чарли, с музыкой отличились Филипп Киркоров и грек Димитрис Контопулос.

Нет, конечно, Лазарев – исполнитель талантливый и обаятельный. Тем более, в ходе номера парень продемонстрировал отличную физическую форму и пластичность.

Однако, были ли изначально какие-либо шансы у той продукции, с которой Лазарев приехал в Швеции? Вряд ли. Сведущим людям всё было ясно ещё 5 марта, когда восторженным фанатам россиянина только представили песню и клип. Ещё за два месяца до «Евровидения», ещё в марте, букмекерские конторы давали Лазареву третье место. Он в конечном результате его и получил!

Засудили или нет Россию? Вопрос непростой. Поскольку Россия изначально согласилась на все правила, изначально признавая право Европы казнить её и миловать. Хотите английский язык песен – пожалуйста. Нужен особый музыкальный формат – будет.

Поэтому с «Евровидения» Россия лишь получает те самые дивиденды, которые и полагаются по вложенным туда акциям. Лакею разрешают радоваться, что он допущен в залу к господам, ещё и третье место дают. Налицо не унижение России, а, наоборот, некоторые признаки теплоты и отеческой заботы.

Могли ведь и двадцатое место дать. А дали третье. Гуляй, рванина!

Теперь в отношении того, что международная группа по созданию песни «You аre the оnly оne» якобы прыгнула выше головы и создала некий шедевр. Не создала, не обольщайтесь.

Если уж на то пошло, то Сусанна Джамаладинова (она же Джамала), представляющая Украину, объективно спела свою песню «1944» на порядок лучше Сергея Лазарева. В её исполнении были не только техника, но ещё и страсть, боль и тот эмоциональный надрыв, на который нельзя было не откликнуться.

Наивно упирать и на некую «ангажированность» жюри. Опять-таки, если не пытаться подгонять собственные выводы под собственную же аргументацию, то песня «1944» выстроена очень тонко и грамотно, и формально она не нарушает правило «Евровидения» о неполитизированности текстов песен.

Вопреки ожиданиям тех, кто песню не слышал, в ней вовсе нет слов «депортация крымских татар». Нет ничего лобового. Там всего лишь общие слова про боль утраты и про насилие, с припевом на крымско-татарском языке (текст приводится с подстрочника той же «Амальгамы»):

Я не смогла провести там свою молодость,

Потому что вы отняли у меня мою землю.

Я не смогла провести там свою молодость,

Потому что вы отняли у меня мою землю. 

 

Сама Джамала в разговоре с пранкером Лексусом призналась, что лозунги здесь были исключены: «Тогда бы она (песня, – А.К.) точно не попала на „Евровидение“, рассматривалась бы как политическая акция. Это не арена для политических лозунгов. Конечно, он там есть, безусловно. Но мы это с вами знаем по секрету. Когда я скажу это громко, они снимут эту песню. Надо быть очень мудрым и аккуратным».

Словом, ничего чрезвычайного на «Евровидении-2016» не произошло. Россия приложилась к ручке гей-Европы в вассальском поцелуе. И не вина Европы, что Украина и поцеловала хозяина крепче, и спела объективно лучше.

Причём, победа Джамалы чрезвычайно выгодна именно России. Тем, что в 2017 году нацистскому киевскому заповеднику в центре Европы придётся по максимуму раскрыться.

Представьте только: приезжают этакие рафинированные, огламуренные шведы, а им там зигу под нос, стилизованную свастику батальона «Азов» и речёвку «Бандера приде, порядок наведе». Им там – новомодные учебники о том, что Украина древнее самой древней Греции. И много чего другого интересного.

Реально победа Джамалы на «Евровидении» – политическое фиаско режима Турчинова-Порошенко. Под европейскими софитами этот нацистский заповедник сдуется, как детский воздушный шарик, до того он по-гитлеровски пещерен и нарочит.

Думается, что когда чисто физиологическая радость от победы пройдёт, то киевский режим сам по-тихому порекомендует Джамале сменить гражданство и переехать в Крым. Пока ещё можно выскользнуть из мышеловки, рискующей вот-вот захлопнуться. Как сказал 16 мая вице-премьер правительства Крыма Георгий Мурадов: «Я подчеркиваю, что Крым всегда будет рад выступлению Джамалы, это её Родина. (…) …ей осталось провести небольшие мероприятия, связанные со сменой гражданства, приехать на Родину и выступать у себя».

Словом, никаких сенсаций. Никакой особой интриги. «Евровидение» есть лишь то, что оно есть и ни на миллиметр больше. Всего лишь культурная ставка всемирного хана новой Золотой Орды, куда местные князьки периодически наведываются за получением очередных ханских ярлыков. Банальная, будничная феодальная зависимость.

Интереснее другое, что же должна ещё сделать Европа, чтобы Россия перестала бегать за благословением в логово бородатых женщин? Уж и так Россию опустят и этак, и петь на английском заставят, а мы всё у окошечка раздаточного толпимся. Ну, дайте, пожалуйста, дяденьки и тётеньки, нам первое место… Сплошное «же не манж па сис жур».

И почему-то никто так и не догадается взять Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели» и прочитать там, как правильно следует относиться ко всему музыкальному западному продукту: «Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся  якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик».

Если перевести официальный язык на нормальный русский, то выйдет, что композитор Мурадели с тогдашними Киркоровыми и Лазаревыми очень хотел бы поехать на «Евровидение» и приобщиться к «общецивилизационным ценностям», но не вышло. «Маразм буржуазной культуры» остался без советской подпорки и советского обожания.

Причём, если кто-то думает, что вопросы музыкальной грамотности людей волновали только ЦК ВКП(б), то не всё так просто.

Цитата из типичной заметки 1948 года типичной областной газеты «Великолукская правда» под названием «Халтура на эстраде»: «Вместо интересных концертов, построенных на музыкальном наследии русских композиторов прошлого века и творчеством ведущих советских композиторов-песенников, КЭБ (концертно-эстрадное бюро, – А.К.) занялся «доходными» концертами с низкосортным и безыдейным репертуаром. (…) Есть в концертно-эстрадном бюро артистка Борисова, обладающая приятным и сильным голосом. Но что она поёт?

Ты рябая, я рябой,

Поцелуемся с тобой,

Пусть люди любуются,

Как рябые целуются.

 

(…) 21 февраля этого года та же Борисова со сцены клуба имени Ленина преподнесла такое «откровение»:

Не любите офицеров

Они все женатые…

 

Это вирши из репертуара Руслановой, заслуженно и справедливо раскритикованной за безыдейность и пошлость…».

Забавно, но многие определения из 1948 года вполне успешно можно переадресовать в век нынешний. По адресу нынешних доходных (уже без кавычек) концертов с низкосортным и безыдейным содержанием. С соответствующими текстами и соответствующей музыкальной культурой.

А если уже совсем начистоту, то в «Евровидении-2016» не победила ни Джамала, ни Лазарев, как думает часть российской аудитории. Там реально не победил никто. Поскольку не для музыки всё задумано и не тем ценно.

Показательна песня Иветы Мукучян, представлявшей Армению, – «LoveWave» («Волна любви»). Энергичная, страстная композиция, профессионально и артистично поданная, осталась, тем не менее, за бортом призового пьедестала:

Ты-ы-ы-ы

Доказываешь, что нам всё под силу, если это делается из любви.

Ты-ы-ы-ы

Запускаешь волну любви, и моё сердце выстукивает ба-ба-да-бу-уоу-о-о.

                                                                                             (Перевод «Амальгамы»)

Ивета во время первого полуфинала развернула флаг Нагорного Карабаха, однако о её поступке как о политической демонстрации в отличие от Джамалы почти никто не говорит. С чего бы так? И, вообще, бывает ли неполитизированное искусство?

Ба-ба-да-бу-уоу-о-о… То-то и оно.

Комментарии

Комментарий #2649 03.06.2016 в 09:07

Идеология - штука достаточно суровая. Поэтому насчёт "зря" не всё так просто обстоит. Сначала нам Мурадели жалко, потом Русланову, потом ещё кого-то третьего и вот уже вся конструкция зашаталась и рассыпалась, как СССР.
"Просто невыдающаяся"? Увы, не просто.

Комментарий #2612 26.05.2016 в 19:47

Небанально, хлестко. Но критика ПРОСТО невыдающейся оперы Мурадели приведена зря.

Комментарий #2609 25.05.2016 в 06:24

Аплодирую! Давно пора отхлестать холуйство и присыпать солью.