КРИТИКА / Владимир БОНДАРЕНКО. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ. О прозе Влада Ривлина
Владимир БОНДАРЕНКО

Владимир БОНДАРЕНКО. НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ. О прозе Влада Ривлина

 

Владимир БОНДАРЕНКО

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

О прозе Влада Ривлина

 

Прочитал сразу три книги современного израильского писателя Влада Ривлина: «Палестинские рассказы», «Неудобный русский» и «Здесь слишком жарко». Прекрасная проза, прежде всего его военные рассказы и повести. Сразу видно, что это не художественные фантазии, не зарисовки журналиста, побывавшего на войне, а проза, пропитанная потом и кровью реального участника событий. Я бы не постеснялся сравнить её с такими книгами, как «Три товарища» Эриха Мария Ремарка или «Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя. Такое же фронтовое братство и такое же неприятие самой войны, отторжение от неё. Да и предисловие к одной из книг написал такой же фронтовик-десантник, наш общий с Ривлиным друг Изя Шамир: «Это жесткая проза, следующая в кильватере «Жёлтого времени» Давида Гроссмана и других документальных израильских рассказов об оккупации. Она будет интересна русскому читателю, который мало сталкивался с израильской разоблачительной прозой и зачастую черпает свои представления об израильском прошлом и настоящем из израильского же официоза».

Влад Ривлин своим боевым прошлым заслужил право написать самую горькую правду об этой войне. Как считает сам писатель: «При написании повестей и новелл, вошедших в эту книгу, мною двигало прежде всего стремление разрушить негативные стереотипы и сблизить два враждующих братских народа. Для меня важно было показать, что израильтяне – это не только оккупанты, а палестинцы – не только террористы. И те, и другие – прежде всего люди…».

Думаю, и нашим русским читателям станет близок Омри Шварцман, почти автобиографический герой повести «Дневник капитана Шварцмана», участник самых жестоких боев, постепенно понимающий и бессмысленность, и ненужность арабо-израильской войны, спасающий мирных арабов от жестокого с ними обращения.

Влад Ривлин родился на Украине в 1965 году, учился на историческом факультете МГУ, работал в школе, в начале перестройки уехал в Израиль, поначалу работал в кибуце, на стройке, получил второе компьютерное образование, служил в армии.

Его публицистические материалы по истории и политике регулярно выходили в израильских и зарубежных СМИ. Проза печаталась в российских журналах «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», "Университет Культуры". Стихотворные миниатюры – в газете Союза писателей Болгарии "Словото Днес". Рассказ «Повезло старухе, повезло!» отмечен премией литературного конкурса «Золотое перо Руси 2010». Живёт в Тель-Авиве.

Свою антивоенную прозу опубликовать в Израиле не смог, с 2010 года печатается в России и Болгарии. Сейчас входит в число самых активных сторонников арабо-израильского примирения и построения единого Палестинского государства.

По книгам Ривлина становится понятной и сложная судьба всех русских евреев, переехавших на свою историческую родину, и уже ставших для всех местных на всю жизнь – окончательно русскими. Как говорит один из героев его рассказа «Здесь слишком жарко»:

«Здесь жарко! Слишком жарко! – всё время повторял Слава. – Можно привыкнуть, приспособиться, смириться... Но полюбить – нельзя!.. Здесь всё слишком чужое, и никогда оно не станет для нас родным. Жизнь проходит тут бесцельно. У меня такое чувство, как будто я и не жил все эти годы... И всё время эта бессмысленная война! Снаружи и внутри! Ты не живёшь, а выживаешь. Если сейчас войны нет, то потом она всё равно обязательно будет. Там ты враг, а здесь ты чужой. Одна радость, что все евреи. Но что мне радости от того, что тут все евреи...».

Вчитываясь в прозу Влада Ривлина начинаешь сопереживаешь и погибшим арабам, и погибшим евреям, и задаешь себе вопрос: а зачем они гибнут? Но ведь этот вопрос можно отнести ко всем бессмысленным военным конфликтам на земле, ко всей жизни человеческой за всю историю. Для чего мы все живём? Для чего убиваем друг друга? Вот поэтому и строят отцы погибших араба и еврея общий детский сад на общей земле.

«Я попытался глазами своих героев увидеть бесконечное противостояние не как войну между евреями и арабами, а как противостояние между людьми, которые говорят на разных языках, исповедуют разные религии, но независимо от всего этого им свойственны благородство и низость, мужество и малодушие, ненависть и естественное стремление творить добро. Взгляды на жизнь главного героя отражают мнение очень и очень многих израильских солдат и офицеров», – пишет Влад Ривлин.

Всё написанное прочувствовано, пережито самим автором за последние двадцать пять лет. Его любимый герой капитан Омри погиб на войне, но записи дневниковые (как это часто бывает в русской литературе, вспомним лермонтовского «Героя нашего времени») попадают в руки писателя. И уже писатель Влад Ривлин спрашивает и себя и других:

«Что заставляло его каждый раз рисковать собственной жизнью? Почему он делал то, что было ему не по душе?.. Он ненавидел эту войну, считал её несправедливой и, тем не менее, каждый раз послушно отправлялся в зону боевых действий. Пытаясь это понять, я снова и снова читал его дневник, но выводы решил не делать. Поэтому все записи сохранил в том виде, в каком оставил их мой покойный друг. Пусть читатель, которого заинтересует судьба этого человека и та жизнь, которой мы живём здесь, сам сделает для себя выводы…».

Сам Влад Ривлин эти выводы для себя сделал давно, и активно выступает в израильской и мировой печати с критикой Израиля и мирового сионизма. Стал защитником всего советского. «Призываю всех, кому дороги идеалы великой страны СССР, уничтоженной нашими врагами, объединиться с тем, чтобы в дальнейшем предать суду всех виновных в развале Советского Союза» это цитата из последних его статей.

Не боится он спорить и на темы Холокоста. «Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы. Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно, последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства их коллеги из какой-нибудь другой страны увязывали с теми или иными выгодами для своего государства?».

В конце концов, Ривлин заслужил свое право на независимое мнение. Кто с ним может поспорить? Разве что боевые товарищи, сослуживцы, но они, насколько я знаю, в большинстве своём тоже не сторонники продолжения войн. Недаром даже боевого генерала, героя войн, лидера Израиля, убил правый еврейский националист за его миролюбивую политику. Надо самому пройти такой путь, чтобы быть уверенным в своей правоте.

«По образованию я историк, пишет Влад Ривлин, закончил университет ещё до распада СССР. В 1991 году эмигрировал в Израиль. Здесь в моём сознании произошла радикальная переоценка ценностей. Конечно же, не в течение одного дня и даже не одного года. То, что воспринималось мною как истина в последней инстанции – все сионистские догмы и либеральные клише, – оказалось жалкой пропагандой, которая, как яд, разрушала наше сознание и семью. Приход к Православию и духовное возвращение к России спасли меня и дали стимул к творчеству. А в остальном, я – это то, что я пишу».

А пишет он замечательно, никакой риторики и дидактики, живые человеческие образы.

Благодаря его прозе я прочувствовал, каково быть русским в Израиле. Даже русским евреем. «Весь этот сброд считал себя вправе третировать нас только за то, что мы "русские". Ни в одном самом кошмарном сне я не мог себе представить, что недалекие и малограмотные раввины подвергнут нашу семью столь унизительным проверкам на еврейство! Мы и представить себе не могли, что подобное варварство могло существовать где-то ещё, кроме Третьего Рейха! Ненависть и зависть местного сброда друг к другу и к окружающим, их чувство ничем не обоснованного превосходства и ненасытная жажда к стяжательству на фоне хамства и убогой колониальной архитектуры, превратили нашу жизнь в ад, но, вместе с тем, произвели переворот в нашем сознании».

Он много и тяжело работал бок о бок с местными арабами, получая такие же гроши. Общность судьбы и дала возможность понять суть противостояния. В конце концов, вместе с еврейскими спекулянтами их нещадно эксплуатировали и арабские магнаты. Война лишь обогащает местные элиты и отвлекает внимание граждан от реальных проблем. Не даёт объединиться всем вместе, и арабам и евреям.

В своих рассказах и повестях Влад Ривлин и пишет об общей несправедливости, о выживании в этой немилосердной жизни. В один ряд становятся живые образы и израильского солдата, и бедняка-араба, и не нужного никому русского эмигранта. Он и на самом деле в Израиле стал сегодня, пожалуй, самым «неудобным русским».

Интересные сюжеты рассказов, сильные характеры, чёткая идея. Герой остается один на один с экстремальными ситуациями, со смертью, и никто не скажет, кто в этой схватке победит. После чеченских войн у нас тоже появилась подобная проза, и Александра Проханова «Чеченский блюз», и Захара Прилепина «Патологии»… Жаль, не появилось подобных писателей на нынешней Украине, боятся посмотреть правде в глаза.

На мой взгляд, Влад Ривлин – один из сильнейших русскоязычных писателей нашего времени.

Будем надеяться, что из военного писателя он перейдет вместе с мирной жизнью в другой разряд литераторов. Пора обратить на него внимание и нашим ведущим издательствам, хотя, думаю, либералам, засевшим в наших СМИ, его проза будет неугодна, чересчур скандальна, не та трактовка войны. Впрочем, либералы могли бы и сами отправиться в Израиль и повоевать в израильской армии, может, и на них нашло бы прозрение? Пришло бы понимание того, как трудно жить десятилетиями в обстановке непрекращающейся войны и не падать духом.

Закончу свои заметки о яркой и самобытной прозе Влада Ривлина вновь отрывком из его собственных размышлений о прожитых годах:

«С первых дней своего пребывания в Израиле я был поражён силой ненависти к нам, царившей в израильском обществе. Навсегда мне запомнилось, с каким презрением и злорадством произносились здесь слова "Русия" и "русим".

А ведь сколько было говорено об антисемитизме до отъезда! "Здесь нас будут ненавидеть всегда, а вот в Израиле…". В Союзе мне приходилось сталкиваться с проявлениями антисемитизма, но так, как в Израиле, меня ещё нигде не ненавидели! Помню, как в раввинате молодой раввин в течение часа с пристрастием иезуита допрашивал меня, пытаясь выявить обман в моих ответах и добыть доказательства моего нееврейства: «Кто может подтвердить твое еврейство? Как звали твою бабушку со стороны матери? Что написано на могиле твоей прабабушки?»…

Лично мне помогли выжить образование и опыт работы, полученные в СССР, где меня учили не только специальности. В первую очередь меня учили самостоятельно мыслить, развивали во мне критическое чутьё, готовили из меня учёного, а не ремесленника...

Мне очень повезло в том, что я учился в СССР. Таких учителей как в Союзе, которые вкладывали в свой труд не только собственное время и опыт, но и душу, я, увы, в Израиле не встречал. Новая действительность стала для меня толчком к переосмыслению моих взглядов на жизнь. Особую роль в этом сыграла работа с палестинскими арабами…

И хотя за время своей жизни в Израиле я полюбил мудрость древнего иврита, самобытную ивритскую культуру – уникальное явление, оставшееся, к сожалению, незамеченным даже многими из самих уроженцев страны, не устаю восхищаться удивительной природой и историей этой древней земли, и многие события в повседневной жизни я воспринимаю неравнодушно, либо с радостью, либо с досадой, выражая своё возмущение или одобрение, потому что это уже моё, тем не менее я не намерен отказываться от того, чему меня учили и воспитывали во мне с детства.

Поэтому я осознаю себя не просто евреем, а советским евреем – потомком тех, кто строил и защищал великую страну – Советский Союз. Причём сначала советским, а потом уже евреем.

В общем, действительность всё расставила по своим местам».

 

Комментарии

Комментарий #3049 01.10.2016 в 17:55

Гость # 2968, Вы абсолютно неправы. Влад Ривлин всей душой болеет за еврейский народ. Просто он адекватно видит войну - это всегда боль и трагедии с двух сторон, так он войну и показывает. В войне нет правых и виноватых, есть воюющая верхушка, которой ничего не грозит и которая играет в солдатиков, а есть - народ, который вынужден воевать, погибать и страдать. Война - это трагедия, которая не имеет национальности. Об этом и пишет Влад Ривлин.
Ну и логику простую включите. Кто по-Вашему сам-то Влад Ривлин по национальности и Шамир кто по национальности?
Просто тяжело видимо признать в том, что продолжение военного конфликта несет горе и смерти, и - да, солдаты с обеих сторон его приносят.

Комментарий #2968 08.09.2016 в 13:45

Автор ненавидит евреев и любит арабов. Недаром и друг у него соответствующий - Изя Шамир.
Еврей-антисемит - самое омерзительно извращение из всех существующих.

Комментарий #2942 28.08.2016 в 16:32

Творчество Влада Ривлина чрезвычайно неоднозначно, он словно не определился за "белых он или за синих", перефразируя известную фразу из фильма "Почти смешная история"...
Он, я так понимаю, из России уехал, но в Израиле тоже свое место не нашел.
То есть этот писатель и его книги - это образец постулата "там хорошо, где нас нет". То что автор подавлен своим положением, действительно просматривается в книгах или автор притворяется и гонится за скандальностью? я не могу определиться.
При том, что литературный дар у товарища однозначно имеется, только тратит он его непонятно на что. Нельзя постоянно читателя мучать одной и той же темой и эмоцией. Должно быть разнообразие.
То что наш мир несовершенен мы уже поняли.

Комментарий #2734 20.06.2016 в 22:53

Вы абслютно правы, Гость # 2729! Прозу Влада Ривлина нужно воспринимать гораздо шире. И проблемы-то там глобальные выстраиваются через неё.

Комментарий #2729 19.06.2016 в 14:27

Я читала книги Ривлина и не рассматривала бы книги Ривлина так однобоко.
Дело в том, что социальные проблемы, которые в них поднимаются касаются не только Израиля и не являются чисто страновыми или национальными. Здесь на мой взгляд глубже. Это общемировые проблемы нашего современного общества. В статье написано: "Она будет интересна русскому читателю, который мало сталкивался с израильской разоблачительной прозой и зачастую черпает свои представления об израильском прошлом и настоящем из израильского же официоза»." Да, будет интересно, но не потому что там разоблачают конкретно Израиль, а потому что вскрывают общемировые проблемы. Ибо сами по себе внутренние проблемы Израиля, чисто Израиля, непонятно каким образом вообще должны заинтересовать русского читателя, который в Израиле, например, не проживает... Ибо тогда бы это были чисто местячковые проблемы.
Поэтому считают что неверно привязывают прозу Влада Ривлина к одной стране, как писатель он намного глубже

Комментарий #2660 05.06.2016 в 10:25

Спасибо автору Владимиру Бондаренко!
Благодаря вам становятся известны имена талантливых авторов.
Прочитал все три книги.
"Здесь слишком жарко" целиком посвящена трагедии советской интеллигенции в роковые девяностые.
Это был глобальный процесс, акция по уничтожению всего советского.
Израиль оказался частью этого процесса истребления всего советского.
Боль и безысходность того времени переданы очень реалистично. В каждом рассказе проявляется сам автор.
Он подавлен, порой в отчаянии, но продолжает мыслить и сохраняет своё восприятие. А значит, не сдается!
Несмотря на дух безысходности самой книги , в авторе я почувствовал некую твердь, которую никому не дано разбить.
Прежней жизни нет и будущего у него тоже нет. Но есть сила оставаться самим собой.
"Неудобный русский" воспринимается как продолжение первой книги.
Ее главные герои уже совсем другие люди.
Они одиноки, непонятны и неудобны для окружающих. Но каждый из них бросает вызов жестокой действительности капитализма.
Наш вечный сорок первый год в истории и в судьбе.
Мы снова и снова переживаем переживаем его. Но за ним придет сорок третий и победный сорок пятый.
В девяносто первом мы потерпели ещё более страшное поражение, чем в сорок первом. Потому этот раз предателей оказалось гораздо больше.
И когда казалось, что Святой Руси нашей больше не быть, наступил перелом.
Главные битвы за Великую Россию ещё впереди.
Но в сознании людей этот перелом уже произошёл.
И вот читая "Неудобный русский" я лишний раз в этом убедился.
Палестинские рассказы" вещь сильная.
Но по-моему, автор большой романтик насчет этой темы.
Всё гораздо прозаичнее и жёстче.Мир и войну там делают большие деньги.
Правда образы сильные. Но сразу ощущаешь: писал наш, русский.
Ривлин ещё очень далек от полного раскрытия своего потенциала.
Так мне кажется.
Ему следует более кропотливо работать над текстом как средством художественного выражения.
Масштабность замысла и оригинальность сюжета это ещё не всё.
Но мне бы хотелось видеть побольше таких "выкрестов" как Израиль Шамир и Влад Ривлин.
Может и мир бы наступил быстрее и у них, там, и у нас.

Комментарий #2655 04.06.2016 в 16:32

"Впечатляющий" ответ! А весь мир остальной, видимо, только и знает, что пользуется вашими "гениальными открытиями", сложив благостно ручки и ничего не делая.
Закрыли тему. Скучно, сударыня, общаться с вами. Это с умным человеком (как обозначенные вами "выкресты") есть о чём и поспорить и просто поговорить. Но не с вами. Набирайтесь ума и - главное - душу выращивайте, вытаскивайте её из младенческого состояния. Если вообще есть на это хоть минимальная способность. Успехов!

Комментарий #2654 04.06.2016 в 13:14

Мы привносили и привносим технологии и науку
Мы построили процветающее государство на месте мертвой пустыни. Мы хотим мира. Но его не желают наши враги.
Ненависть продиктованная завистью веками преследует наш народ.
Но мы выстоим и на этот раз.
Таких отщепенцев и предателей как Ривлин и Шамир у нас единицы. Ривлин это вообще никакой не писатель. Социально несостоявшийся злобный неудачник. Все мои родственники и знакомые прекрасно устроены в Израиле. И мы тоже очень любим Израиль, эту благодатную страну. К сожалению, мы с мужем не можем там жить по состоянию здоровья.

Комментарий #2653 04.06.2016 в 07:57

Это для вас они - "выкресты", а для нас - принявшие христианство, православные честные прозаики и публицисты, пытающиеся привнести в мир гармонию уважения к человеку вообще. А что привносите в мир вы?

Комментарий #2651 03.06.2016 в 18:25

Учитесь писать у Алины Фаркаш! http://www.jewish.ru/columnists/2016/06/news994334126.php
Вот настоящая израильская писательница!
А ваши Шамир с Ривлиным примитивные писаки.
Оба ещё и выкресты ко всему.

Комментарий #2626 31.05.2016 в 09:39

КОММЕНТАТОРУ 2596.
Цитирую вас: "А вы, как тут не старайтесь, его у нас в Израиле всё равно никто читать не будет!". Ну, Америку открыли! У вас в Израиле не только Ривлина читать не будут, но и всё настоящее с бывшей вашей Родины - России - тоже вряд ли заинтересует вас. Во всяком случае, многих. "Чукча - не читатель, чукча - писатель!..".

Комментарий #2596 21.05.2016 в 09:12

Это какой же такой лохотрон, а?
Ривлина приютили в Израиле, дали корзину абсорбцми- живи!
И вместо благодарности, он пишет непонятно что!
А вы, как тут не старайтесь, его у нас в Израиле всё равно никто читать не будет!
У нас есть настоящие писатели, не уровня вашему Ривлину!

Комментарий #2595 21.05.2016 в 09:01

Ну что сказать?... жертвой этих сионистских лохотронщиков становятся люди чувствительные и горячие, с одной стороны радеющие за правду, а с другой - недостаточно усердные в поисках истины....

Николай Николаев 21.05.2016 в 06:42

Прекрасная критическая статья, объективно и всесторонне отражающая самобытное творчество писателя Влада Ривлина. Знаком с творчеством В. Ривлина по литературному сайту Проза ру. Полностью согласен с автором статьи: Влад Ривлин талантливый писатель, уже сказавший своё слово в литературе.