Владимир ВИННИКОВ
КАЗАЛОСЬ, НА МГНОВЕНЬЯ…
* * *
Я строил стих — казалось, на мгновенья;
я строил дом — казалось, на века;
но получилась лёгкая строка
прочнее древесины и каменьев,
которым знал я истинную цену
и находил, что та — невысока
для всех, кто расставляет облака,
кто собирает звёзд цветные тени,
кто терпеливо воздвигает стены
воздушных замков, замков из песка,
кого несёт незримая река
в небытие, пока...
пока.
Пока
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
(триптих Натальи Нестеровой)
I.
Голуби, гранаты, виноград
(кислый до того, что сводит скулы)…
Вечереет. Петухи уснули,
реже лают псы из-за оград —
наглухо затянут до утра
узел иерусалимских улиц…
Ложь! — и ночью жалит этот улей,
потому на поясе Петра
не ключи, но меч, укрытый в ножны.
Быть чему — случится непреложно.
В эту ночь предательств и утрат
никого ещё ко сну не клонит,
и открыты всем семи ветрам
рыбы, хлеб, античные колонны…
II.
Рыбы, хлеб, античные колонны —
этот свиток можно не читать:
так Земля стоит на трёх китах,
близится знамение Ионы.
Званых — тьмы.
Что первым быть из них,
что последним…
Вечен вечер тайн!
Всякий Рим приводит к Вавилону,
всякий поникает, кто возник…
Рвутся сети, от улова полны,
и подвластны: люди, время, волны…
Смерть и награждает, и казнит,
разрывая плотские оковы,
как же было не пойти за Ним,
Кто сказал: «Исполнились законы»?
III.
Кто сказал: «Исполнились законы»?
Кто разрушит и воздвигнет храм?
Он уйдёт, опять оставив нам
голод, нищету, болезни, стоны,
слёзы, войны, кровь, грехи и смерть,
чтобы с вечной высоты смотреть,
как мы здесь в ужасных муках тонем —
и не протянуть руки, не вынуть,
не спасти нас всех: не часть, не треть, —
всех, кто прав, и всех, кто виноват…
Бог — един! Где Духу быть и Сыну?
Кто же нам пророчит рай и ад?
Будет время шелестеть осинам,
и отсюда нет пути назад…
IV.
Голуби, гранаты, виноград,
рыбы, хлеб, античные колонны…
Кто сказал: «Исполнились законы,
и отсюда нет пути назад?»
Чудеса, знамения, иконы,
дней тысячелетних дольний ряд…
Всякое дыханье — невпопад,
всякое движенье — словно тонет
в чаше бытия, ещё бездонной,
цепенеет сладкий, древний яд.
За порогом — Гефсиманский сад,
всё цветёт, весенний и влюблённый.
И очами горними глядят
ангелы во время это оно.
ЮНОСТЬ
Может быть, юность закончится,
но не уйдёт никуда:
будто бы домик окончатый,
старый, — стоит у пруда.
Стоит окликнуть по имени —
иней оплавится звёзд.
Сказкою стали любимые,
грустью опавших берёз.
Наглухо дверь заколочена,
и — ни огня, ни следа...
Юность — отечество, отчество! —
где же мы были тогда?
В ЛЕСУ РОДОСЛОВНОМ
А что у меня за душой, кроме этих болот,
да белых ночей, припасённых на чёрные дни,
да старого дома и низкого неба над ним,
в котором незримая птица о вечном поёт?
И что у меня за душа, если только болит
и мучится тем, чего вовсе не в силах понять?
Неужто растёт, будто стайка промокших опят,
На древе, гниющем от корня, от самой земли?
РАК
Quando yo me muerte...
F.-G.Lorca
Когда я умру,
травы изумруд
не станет беднее,
а станет богаче,
и будет всё так,
и не будет иначе,
когда я умру.
Ты это услышишь,
ты это узнаешь,
под самые крыши
поднимутся стаи,
а то, чем ты дышишь,
цвета потеряет,
когда я умру…
НАСЛЕДНИКИ ДОЖДЯ
I.
Осень.
Ночь.
Только пятна размытого света
и мгновенные вспышки дождя.
К современности сразу сквозь сон не дойдя,
я глаза открываю — в семнадцатом веке.
Время — смутное. Капель полёт неизбежен,
безнадёжен: сверкнуть — и исчезнуть во тьме.
Это — ночь.
Это — дождь.
Только видится мне,
это — люди: оружны, и конны, и пеши,
всё летят и летят, устремляясь туда,
где ничто не напомнит о свете и веке,
где шумит за окном дождевая вода,
и с трудом после сна открываются веки.
II.
Что-то в жизни нашей не так:
поражения, отступления…
ни побед уже, ни атак,
и вожди у нас — будто пленные.
Расстелена ночь на столе —
свёрнута в серый рассвет…
Брызги летят по земле
светлым чеканом монет.
Дождь, бесконечный дождь
всё заполняет собой —
наш долгожданный вождь,
наш неизбежный бой.
Шепчет о них с небес
медленная вода.
Мы оставляем себе
всё, что смогли отдать.
ИСХОД
Россия — что песочные часы,
и снова перевёрнута вверх дном,
и в доме, до недавнего — родном,
не разобрать, чей дух, отец и сын.
Всё сыплется и сыплется песок…
Но чья же терпеливая рука
который век касается часов,
и чьи же очи смотрят в нас — пока?
КИТАЙ-ГОРОД
У стены пятнадцатого века,
вросшей в землю сотни лет назад,
снова дети, старики, калеки,
словно бы на паперти, стоят.
Им бросают мелочь и бумажки,
но в глаза позору своему
не глядят, спешат стыдливо дальше,
запрещая сердцу и уму
видеть их картонные скрижали:
«Поля Куликова. 8 лет.
Мама умирла. А папы нет.
С братиком ночуим на вокзале.
Братику Сиреже скоро 6.
Памагите. Очинь хочем есть».
Дети есть хотят. Расти. И выжить —
даже в этой безнадежной тьме.
С каждым часом подступает ближе
их расплата тем, кто, в ложь и смерть
душу запродавши, веселится.
«Мене! Текел! Фарес!» на стене.
Красит кровь останкинские листья,
слышен тихий разговор теней:
«Сквозь огонь, и воду, и по трубам
брошены до срока в мир иной,
мы у вас — навеки за спиной,
хоть вы и прошли по нашим трупам.
Вот где наше Поле Куликово —
наша дочка, Поля Куликова.
Наша правда обернётся сталью.
Ваша сила расточится в чад...».
«За Непрядвой лебеди кричали,
и опять, опять они кричат!»
1994
ОКОЛИЦА
Их немного, доживших до старости,
перемеривших жизни пути…
«Прокати нас, Петруша, на тракторе,
До околицы нас прокати…»
За околицей – беды да напасти:
ни поспать, ни присесть, ни вздохнуть,
Горе горькое, жизнь бессчастная —
вечный бой, да терпенье, да труд.
Эх, святая, родная, проклятая,
не гляди, где закат, где восход!
Видишь, катит Петруша на тракторе?
До околицы он довезёт.
ДЕВОЧКА-ОСЕНЬ
Девочка в красном пальто и берете
медленно движется мимо деревьев,
мимо — опавшего золота листьев,
мимо — сгоревшего вороха истин,
запаха дыма,
в белесую просинь —
мимо и мимо
с букетиком астр,
с бледно-лиловым холодным букетом,
девочка в красном пальто и берете,
девочка-осень…
Дальше — зима.
* * *
Что поделать? Конечно, Россия…
Всё ко времени в ней происходит:
кожу снимет, солью посыплет,
где — по разуму, где — по плоти.
Плохо? Плохо…
Да что поделать?
Землю чёрную снег оденет —
белый-белый.
Словно ангел своими крылами
неприметно её укроет,
словно спящую дочку — мама:
где — по духу, а где — по крови…
НА ЗАКАТЕ
Так мало от жизни осталось…
Это, наверное, старость —
пойти на перрон к электричке
и сесть у окна, и не видеть
пейзажи евангельской притчи,
куда не войти и не выйти,
мелькание ближнего мира
и мягкую грусть удаленья
далёких домов и деревьев,
растущих, быть может, не мимо.
В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Деревья — чернь и серебро.
Берёзы — серебро без черни.
Но не вернуть былую верность,
не распрямиться в полный рост,
не выдохнуть шершавый дым
и не вдохнуть морозный воздух…
Нет, ничего ещё не поздно,
но путь уже — исповедим,
и относительно добро,
и встали звёзды между терний,
хранящих чернь и серебро,
творящих серебро из черни.
* * *
А.Ф.
Уши проколоты — серьги.
Вены исколоты — иглы.
Души расколоты — деньги.
Так вы хотели
выглядеть?
Где они, ражие русские,
русые звери,
орущие
не «Хлеба и зрелищ!» —
«Оружия!»,
видящие врага,
чтущие «Символ веры»,
что автомат АК?
Да, крепкий бы поэт состоялся в России, но Владимир - человек Долга. Он почти два десятилетия там, где КПД от него - максимальный.
"Исход" - ох, какой сильный вопрос поставлен! Раскрыть бы! А "Китай-город, а "Околица" - не пройти мимо!