Владимир БОНДАРЕНКО. СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ «ТОЧКА СБОРКИ». О литературном фестивале в Крыму
Владимир БОНДАРЕНКО
СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ «ТОЧКА СБОРКИ»
О Международном фестивале русской словесности
И это справедливо, что Севастополь становится одним из главных центров сборки воедино русского сознания, русской культуры, русского государства. Поэтому я никак не мог не поехать на первый Международный фестиваль русской словесности, который проходил с 11 по 15 мая этого года в городе русской славы. По моему мнению, давно бы пора перенести столицу Крыма из Симферополя в Севастополь, всем спокойнее будет. Никто на наш бастион русской славы не смеет полезть. Нет в Севастополе и никаких межнациональных инцидентов.
Да и команда наша, приехавших писателей, подобралась на редкость удачная, ни одного случайного человека, примелькавшегося литературного чиновника или пронырливого графомана. Я уж не знаю, кто помогал формировать главному организатору, представителю губернатора Севастополя Сергею Меняйло и талантливому молодому писателю родом из Севастополя Платону Беседину такую мощную группу ведущих писателей России из разных наших городов. Или Платон сам наделен тонким вкусом и даром организатора, но давно в наших писательских поездках я не встречал столь безукоризненной писательской делегации из самых талантливых литераторов. Пора Платона выдвигать и в руководство нашим Союзом, увы, мало среди русских людей таких ярких организаторов, прирожденных лидеров. Вот Проханов, Поляков, Прилепин, Кердан… А дальше и назвать некого.
«Севастополь выбран не случайно, потому что он действительно является точкой сборки русской цивилизации, культуры. Здесь крестился князь Владимир, отсюда шло слово Кирилла и Мефодия», – сказал Беседин. При этом он отметил, что Севастополь в свое время стал и «точкой разборки, когда от Графской пристани в ноябре 1920 года выдающиеся люди России покидали Отчизну». В этой связи, как считает Беседин, ответом на вопрос, почему в марте 2014 года произошло бескровное возвращение Крыма и Севастополя в Россию, является тот факт, что «Севастополь культурно, ментально и литературно всегда оставался русским». «Здесь, в Севастополе, должны быть сосредоточены мощные культурные инициативы, здесь должна быть экспертная площадка людей, которые любят Отчизну. И мы начинаем это дело», – подчеркнул Беседин. Писатель также считает, что «в какой-то мере наш международный фестиваль способствует легитимизации Крыма и Севастополя в международном пространстве, потому что к нам приехали участники из 7 стран». В рамках фестиваля 13 мая прошел вечер поэзии на летней эстраде Приморского бульвара «Ракушка» и творческий вечер актёра и режиссёра Владимира Меньшова в Севастопольском центре культуры и искусства.
Писатели собрались из семи разных стран, из Франции, Америки, Сербии, Украины, Армении, Узбекистана, и, конечно же, самая большая группа из России. Как заметил на открытии Платон Беседин: «Вот наша инициация чудом. Русская литература – наш аргумент на Страшном суде… Обрести русскость через традицию, через преемственность, через живое Слово. Делать это необходимо, конечно же, в Севастополе…».
Для такой точки сборки русских литературных сил чиновники не годятся, должны быть идеологи, мечтатели, открыватели, организаторы. К счастью, таким и оказался губернатор Севастополя Сергей Меняйло, которому мало восстановления инфраструктуры, возрождения заброшенных заводов, открытия интереснейших музеев. Для духовного возрождения нужна, прежде всего, высокая культура, национальная литература. При нашей встрече Сергей Меняйло сказал: «Подобного фестиваля ещё не было в Крыму и Севастополе. Мы планируем поддерживать данное начинание и далее. Уверены, фестиваль «Точка сборки» станет доброй ежегодной традицией, одной из узнаваемых черт Севастополя…».
Вот уже и намечается сеть литературных точек сборки воедино русской литературы: Яснополянские писательские встречи, ежегодно проводимые Владимиром Толстым, «Национальный бестселлер», организованный Виктором Топоровым в Петербурге, иркутский фестиваль «Сияние России» – дни русской духовности и культуры. Главная его часть – встречи с выдающимися писателями, деятелями культуры России. У истоков Дней в 1994 году стояли Валентин Распутин, русский певец из Австралии Алексей Шахматов, архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим… Теперь к этим центрам добавился и ежегодный Севастопольский фестиваль «Точка сборки». Как заметил на этих встречах Анатолий Ким, если нужна точка сборки, значит, была и большая разборка. Да ещё какая! Чуть сам Севастополь, город русской воинской славы, не потеряли. Но всё же почему точка сборки – Севастополь? «Потому, – говорит наш живой классик Анатолий Ким, – что мы сейчас находимся в вернувшем своё русское достоинство Севастополе, что нам зесь хорошо, и мы чувствуем свою правоту, … потому что настало время всё своё вновь собирать…».
Кроме Анатолия Кима из Москвы прилетели известные прозаики Юрий Козлов, Алексей Варламов, Дмитрий Лекух, Владислав Отрошенко, Александр Снегирев, Юрий Нечипоренко, драматург Нина Садур, поэты Марина Кудимова, Игорь Караулов, критики и литературоведы Александр Люсый, Алексей Козырев. Я представлял на этом Международном фестивале и Изборский клуб, и Союз писателей России, и газету “Завтра”, да и самого себя – тоже литературного критика.
Из Петербурга прилетели самые маститые прозаики Павел Крусанов и Герман Садулаев, Сербию представлял публицист и киновед, прозаик Владимир Коларич, из Украины, из самих Черкасс, добралась до Севастополя сквозь тернии к звёздам поэтесса Елена Буевич. Привезла и стихи, посвящённые Крыму. Елена считает: “Фестиваль уникальный. Такого ещё не было, чтобы в Крым приехали настолько точно подобранные большие писатели, серьёзные, которые сегодня делают литературу. Получила приглашение быть участником. Конечно, обрадовалась. В Крыму давно не была. У меня даже стихотворение есть, где я описываю – а вдруг никогда не попаду в Крым».
Из Узбекистана прилетел русскоязычный поэт Рифат Гумеров. Там, же в Крыму, общительный и дружелюбный Рифат написал:
Стихи читаю звёздам, задумчивому морю –
Волной аплодисменты к ногам кидает море…
В закатном полумраке волна мне ноги лижет,
Плывет луна, как рыба, своей дорожкой рыжей…
Самые смелые и на самом деле каждое утро отправлялись плавать на море: Алексей Варламов, Юрий Козлов, бесстрашная Нина Садур.
Из Франции на фестиваль русской словесности пригласили известного слависта, профессора, хранителя культурного наследия Зарубежной России Рене Герра. Мне было неловко перед ним, в предыдущем номере газеты я опубликовал статью его давнего оппонента с резкой критикой в адрес Герра. К тому же я не вникал в подробности их противостояния. Пришлось извиняться.
Тем более, что я был рад, ведь французский профессор Герра не побоялся приехать в Крым и даже выступить в защиту русского Крыма. "Трудно сказать, 95% или 98% во Франции считает, что это возвращение. Оно закономерно, потому что любой маломальски просвещенный человек понимает, что Крым и Севастополь – это часть русской культуры. Ваш президент исправил ошибки трех своих предшественников. Смешно утверждать, что Крым не русский, есть сотни тому доказательств", – уверенно заявил глава Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции, Рене Герра. Какие после этого у нас могут быть споры?
"Я не считаю себя героем, потому что приехал сюда. Я просто свободный человек и давно мечтал посетить Крым. Полуостров пропитан русской культурой, которой я служу 45 лет", – отметил французский славист. Ему интересен был Крым и Севастополь ещё и потому, что именно отсюда от причалов отходили последние корабли с русской эмиграцией, уплывали его любимые Иван Шмелев и Борис Зайцев. Платон Беседин, вручая Рене Герра первую литературную премию фестиваля, провел параллель: мол, Севастополь в своё время стал «точкой разборки, когда от Графской пристани в ноябре 1920 года выдающиеся люди России покидали Отчизну». Сейчас же наследники и ученики тех выдающихся людей возвращаются в Крым. Вот поэтому и бесспорно, что «Севастополь культурно, ментально и литературно всегда оставался русским».
Из Армении на фестиваль приехал известный русскоязычный прозаик, поэт, журналист и издатель Рубен Ишханян.
Русскую литературу США представлял в Севастополе Юрий Георгиевич Милославский, с которым мы когда-то общались в Нью-Йорке, позже я печатал его рассказы и очерки в нашей газете. Когда-то Иосиф Бродский писал о его прозе: “Словно написано не пером, а вырезано бритвой”. Вот так же остро он пишет о севастопольской цивилизации, о роли города в русской словесности, о необходимости нашего фестиваля: “И здесь в Крыму, как мы полагаем, должно бы начаться, а может быть, уже началось? – возрождение русской словесности. Этому, как мы надеемся, послужит и наш фестиваль. Возрождение традиций русской литературы невозможно вне соборного начала, так чтобы разделение на “лагеря” и направления не стало помехой традиционному для нашей словесности иерархическому подходу к литературе… Пора уж приступить к восстановлению утраченного и собиранию уцелевшего. Больше ждать нечего”.
Специальным гостем фестиваля со своей программой был известный всему миру режиссер и актер Владимир Меньшов, один из немногих русских “оскароносцев”.
Этот фестиваль был крайне нужен и всем русским писателям, и самим севастопольцам, ибо несомненно служил для дальнейшей легитимизации русского Крыма и Севастополя в глазах всего мира. Пусть на этот фестиваль не желали приезжать ни Людмила Улицкая, ни Дмитрий Быков, ни Борис Акунин. Нам и не нужны были эти всем надоевшие русофобы. Не нужны нам и звёзды “Евровидения” с их отказом от признания русского Крыма. Пора нам самим жить по своим законам, строить свою цивилизацию.
И начинать русскую сборку лучше всего с Севастополя. Здесь, в таинстве Крещения Великого Князя Владимира, в трудах св.братьев Кирилла и Мефодия, зародилась Русская Цивилизация. Здесь, на этих местах, в последний раз собралась вся Семья последнего Русского Царя-Страстотерпца (именно в мае 2016 г. исполняется 100-летие этого последнего посещения Крыма и Севастополя Царской Семьёй). Думаю, в связи с этим юбилеем посещения Крыма Царской Семьей связан вынос портрета Императора на акции “Бессмертный полк” легендарным прокурором Крыма Натальей Поклонской. Здесь, в этом городе каждый камень помнит всю историю, все три обороны.
Естественно, в работе фестиваля приняли участие почти все литераторы и Севастополя, и Крыма. Читали свои стихи, обсуждали все проблемы Севастополя, вспоминали про попытку украинизации русского города. В рамках фестиваля было проведено несколько круглых столов по проблемам современной литературы, о роли Крыма в русской культуре, об общности смыслов Крыма и России. Писатели встречались со своими читателями в библиотеках, школах, на предприятиях. Иным, в том числе и мне, посчастливилось выступать на кораблях Черноморского флота. Анатолий Ким выступал на крейсере “Москва”, я с Юрой Козловым и Ниной Садур на крейсере “Азов”, только что вернувшемся от берегов Сирии.
Даже американский русский писатель Юрий Милославский был поражен уровнем собравшихся писателей. «Здесь концентрация маститых писателей выше среднего. Здесь, можно сказать, находятся живые классики, литературные имена федерального значения», – сказал, открывая встречу, состоявшуюся в читальном зале Центральной городской библиотеки им Льва Толстого сопрезидент фестиваля, русский прозаик, поэт, историк литературы Юрий Милославский. Хотя сам литературный процесс в России онназвал паралитературным, задавленным коммерцией. «В 1991 году произошла катастрофа. Эрозии постепенно подвергалось всё русское литературное хозяйство, обозначился структурный дефект. Всё было «прихватизировано». Исчезла литературная борьба – её затмила борьба за материальные ресурсы. Исчез институт критики, зато появилась целая плеяда платных авторов. Если раньше русская литература занимала особое место в русском сознании, то теперь она стала частью рынка геополитических услуг. А в результате не у дел оказался русский читатель…».
Я позволили себе на том же круглом столе в Центральной библиотеке поспорить с Милославским. Есть, конечно же, у нас и паралитература, массовая литература, но не о них же спорят писатели. Они вообще вне процесса. А настоящим писателям, серьезной литературе хоть и сложно, но она есть и определяет процесс: те же Александр Проханов, Анатолий Ким, Владимир Личутин, Юрий Поляков, Юрий Козлов, Павел Крусанов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Платон Беседин… Перечень можно продолжать дого. Есть и критика литературная, но нет такого внимания к ней.
«Фестивали как событийные мероприятия хороши, но их нужно объединять в одну систему. Нужно, чтобы один стал продолжением другого. Например, тема кинофестиваля «Золотой витязь» – славянская культура. Я попал на него, когда он ещё не получил севастопольской прописки, и там присутствовали другие виды искусства и даже элементы спорта. Цель одна – развитие патриотического воспитания и любви к истории. Тогда это и будет настоящей точкой сборки», – сказал Сергей Меняйло.
В дискуссии выступил и писатель Дмитрий Лекух: «Трагедия литературного процесса – проблема ценовой доступности книги. Литература должна быть доступной! В девяностые годы, было верно замечено, приватизировал кто что мог. Кому повезло больше – нефтяные вышки, а кто-то – скрепки, другие – то, что мы подразумеваем здесь под литературным процессом. Я заметил, что как только государство уходит от чего-либо, на этом месте в силу вступают другие законы, в том числе бандитские. Надо говорить о национализации литературы».
Нина Сидур (российский драматург, прозаик и сценарист, член Союза писателей СССР, лауреат премии журнала «Знамя». – Авт.) добавила: «Я думаю, что идеология в области культуры есть, но это – либеральный постмодернизм. Внедрены новые технологии, свою работу делает пиар. Как бы мы ни спасали литературу сегодня, надо понимать, что идет цивилизационный слом, наступила эпоха интернета. Что будет дальше?».
Открытые круглые столы «Современный русский литературный процесс: с начала 90-х ХХ века до наших дней», «Место и роль Севастополя и Крыма в русской культуре – вчера и сегодня», «Русская литература и её изучение в Крыму и за пределами России», «Что с нами происходит? – на стыке истории и культуры», а также Итоговый круглый стол собрали в ЦГБ им. Толстого людей неравнодушных к отечественной культуре, продолжению лучших традиций русской литературы, решению актуальных проблем современных литературных процессов.
Запоминающимися и яркими были персональные авторские вечера и встречи с известными литераторами в библиотеках-филиалах Централизованной библиотечной системы для взрослых.
В библиотеке-филиале № 39 (с. Орлиное) на встречу с читателями приехали прозаик, поэт, историк литературы Юрий Милославский, сербский писатель Владимир Коларич, журналист, переводчик современных польских и сербских авторов Елена Буевич, культуролог, краевед, публицист, автор концепции крымского текста Александр Люсый.
С членами клуба «Диалог» в библиотеке-филиале № 28 (п. Сахарная Головка) общались петербургские писатели Герман Садулаев, Павел Крусанов, московский поэт Игорь Караулов, которые задели новый формат подобных встреч не столько отвечая на вопросы читателей библиотеки, сколько задавая их. Гостей фестиваля интересовало, что читают в Севастополе, из каких источников узнают о новинках российской литературы.
В библиотеке-филиале № 16 (Инкерман) состоялась встреча с доктором филологических наук Парижского университета, собирателем, хранителем и исследователем культурного наследия зарубежной России Рене Герра и поэтом, прозаиком, переводчиком, литературоведом, культурологом Мариной Кудимовой. Библиотека-филиал № 11 им. Станюковича встречала Владимира Бондаренко, Юрия Козлова, Алексея Козырева. Балаклавцы пришли в библиотеку-филиал № 21 им. Куприна на встречу с Владиславом Отрошенко и Александром Снегирёвым.
На фестивале объявили о создании ежегодной Таврической Литературной премии «За подлинный вклад в сохранение и возрождение традиций русской словесности». 14 мая 2016 года, в день закрытия фестиваля, были объявлены её первые лауреаты. Ими стали великий русский писатель Юрий Васильевич Бондарев и французский славист Рене Герра. К сожалению, Юрий Васильевич приехать не смог, передавал свою благодарность и самые лучшие пожелания фестивалю. Рене Герра премию вручал председатель оргкомитета Платон Беседин.
В своей ответном слове французский славист заявил: «Для меня важно, что данная премия вручена именно здесь, в Севастополе. Это знак судьбы, а я верю в предопределения. Кто бы мог подумать, что так случится? Я даже не мог мечтать об этом! Таврическая премия – совершенно особая для меня награда. Отсюда, с Графской пристани, состоялся Великий Исход, и во многом благодаря ему я стал славистом. Мне привили любовь к русскому языку, к русской культуре белые эмигранты. Для меня огромная радость и честь быть здесь. Я благодарен устроителям фестиваля, благодарен губернатору Севастополя Сергею Меняйло, без поддержки которого фестиваль бы не состоялся. Настоящим праздником для меня стало пребывание в Севастополе, последнем очаге культуры Серебряного века».
Каждый день был загружен до предела, по три-четыре круглых стола, встречи в библиотеках, дискуссии, творческие вечера, выступления на кораблях Черноморского флота, на крейсерах «Азов» и «Москва», недавно вернувшихся из Средиземного моря.
"Первый результат фестиваля уже есть: международная изоляция прорвана. Сначала к нам приедут люди искусства, потом политики, а потом и бизнес. "Точка сборки" – это точка нашего международного признания. Мы убеждены: через несколько лет санкции рассыплются, потому что мировое сообщество не сможет оставлять в стороне великие культурные ценности, которые защищают севастопольцы и крымчане", – сказал журналистам советник губернатора Севастополя Вадим Колесниченко.
Кроме этого нас свозили в Балаклаву, в Военно-исторический музей, расположенный на ещё недавно крупнейшей и секретнейшей базе подводных лодок, на знаменитую тридцать пятую батарею, один из центров обороны Севастополя. Да и сам город был для нас как уникальный музей русской славы: Графская пристань, Памятник затонувшим кораблям, Приморский бульвар, Владимирский собор с усыпальницами четырех великих адмиралов – Лазарева, Корнилова, Нахимова и Истомина. Съездили мы и в Херсонес, откуда начиналась сама Россия, где принял крещение святой князь Владимир Красное солнышко. Осмотрели и древние античные развалины остатков Римской империи.
В один из дней фестиваля нас всех принимал губернатор города Сергей Меняйло. Состоялся обстоятельный разговор, в котором приняли участие организатор фестиваля Платон Беседин, критик Владимир Бондаренко, детский писатель Юрий Нечипоренко (г. Москва), Рифат Гумеров (Узбекистан), Юрий Козлов (главный редактор журнала «Роман-газета») и другие известные писатели, публицисты, филологи, издатели и деятели культуры.
Участники фестиваля «Севастополь. Точка сборки» поблагодарили губернатора Сергея Меняйло и севастопольцев за поддержку проекта, направленного на возрождение лучших традиций отечественной литературы. По их мнению, Севастополь должен стать местом притяжения для всех, кто готов внести вклад в развитие русской литературы, которая обязана способствовать возрождению и укреплению наших традиционных ценностей, патриотизма, народной мудрости.
Конструктивный диалог участников встречи показал заинтересованность руководства города в сохранении литературных традиций, всесторонней популяризации чтения как неотъемлемой составляющей развития личности, высоких идей гражданственности. Сергей Иванович Меняйло отметил: «Язык, история, культура – то, что во все времена было основой силы России», и заверил в поддержке созидательной культурной инициативы, выразив уверенность, что фестиваль «Точка сборки» «станет доброй ежегодной традицией, одной из узнаваемых черт Севастополя».
Уверен, Севастополь с неизбежностью станет не только нашим военно-морским центром, но и одним из центров русской культуры. И пусть кое-кто из либеральных писателей наших побоится ехать в русский Крым и русский Севастополь, нечего им там делать, но для нашей национальной русской литературы это и на самом деле будет точка сборки новых сил, новых шедевров. Я бы и объединенный съезд всех наших писателей провел в Севастополе, а кто не захочет поехать, пусть окажется вне нашего писательского сообщества. Да ещё бы и все премии, ордена и медали вручал в этой нашей третьей столице. Как чистилище для грешников. Не прошел – выходи…
Вспомним слова адмирала Корнилова, сказанные им перед смертью от пушечного ядра: «Отстаивайте же Севастополь!..».
Отстоим!