РЕЦЕНЗИЯ / Дмитрий СУРОВИКИН. СЕВЕРНАЯ МЕТА ЮГА. Обзор журнала «ДОН», №4-6, 2016
Дмитрий СУРОВИКИН

Дмитрий СУРОВИКИН. СЕВЕРНАЯ МЕТА ЮГА. Обзор журнала «ДОН», №4-6, 2016

 

Дмитрий СУРОВИКИН

СЕВЕРНАЯ МЕТА ЮГА

Обзор журнала «ДОН», №4-6, 2016

 

На этот раз в номере представлено творчество литераторов далёкой от Дона, но традиционно сближенной на журнальных страницах с писателями иных российских мест Воркуты.

Есть точки и подалее, но трудно сыскать другое такое место, чей гений был бы так жизнестоек и одухотворён. И когда небеса озаряет тревожная красота, как не думать об этом? Полярное сияние святит Воркуту.

Просится в душу образ опоясывающей небо огненной арки, по которой боги сходят на землю. Почему бы не счесть таковым путь вдохновения, что одинаково даётся свыше и русскому классику, и известному пока лишь в воркутинских палестинах литератору?

Мог ли «Дон», осваивая литературное пространство державы, пройти мимо дальней северной меты на её карте? Мысль представить авторов из Воркуты – как живущих там, так равно и живших прежде – пришла главному редактору Виктору Петрову в связи с северным выпуском журнала «Дон» (№1-3, 2015), знакомившего российского читателя с писателями Республики Коми. И вот – перед читателем свод творений воркутинцев, собранный и составленный по просьбе редакции их землячкой Натальей Радостевой.

Белый снежник, солнца бубен медный,

Нарт горячий след.

Каждый день живётся как последний

На изломе лет.

И маршрут расписан как по нотам –

За верстой верста.

Лемва, Грубею, Кечпель, Надота –

Вольные места.

 

Эти по-северному скупые, мускулистые строки принадлежат Николаю Герасимову, чья подборка открывает воркутинский блок.

Высшие смыслы ищёт Андрей Попов, когда «без лишних восклицаний» обращается к каждому из нас:

Не читай газеты, человече,

Постоянный нервный разнобой,

Уличную торопливость речи…

Пусть они волнуются тобой.

...Что тебе расхристанное слово,

Времени каприз и перифраз?..

Почитай печального Иова.

Бог идёт. Проходит мимо нас.

 

Распахнут и образен поэтический мир той же Натальи Радостевой:

От важных деяний –

До страстных желаний,

От пашен, от чёрных грачей –

Раздвинь занавески дымов и сияний

Моих заполярных ночей!

 

Стихотворными подборками заявлены также Елена Шевелёва, Наталья Цитронова, Радмила Енуленко, Анастасия Малдрик, Татьяна Мороз, Вячеслав Ирин, Николай Кузьмин, Дмитрий Сиротин, Марк Каганцов и Елена Сидорова. Эти авторы интересны каждый по-своему, а все вместе дают представление о творческих возможностях далёкого от литературных центров Заполярья.

Циклом северных рассказов «Живое дыхание» представлен Дмитрий Стахорский. Вот образец его прозы: «И однажды в пригнетённый пасмурный день низко над тундрой шла гусиная стая, вышла точно на палатки и шарахнулась, было, с испуганным гоготом, и эти – свои, «отрядные» – ответили, и те, вольные, услышали и увидели их, и сделали круг, и тогда не утерпели, поднялись в воздух и эти, привыкшие к людям, и встроились в стаю, и ушли с ними, растворились в тумане над южным бугром. И зэки смотрели им вслед, пока не растворились они».

Психологически верен рассказ Владимира Сумарокова «Когда он сидит, мир качается», при чтении которого невольно вспоминается аксёновский «Маленький кит, лакировщик действительности», хотя время и реалии другие. Архивные изыскания «Сколько лет Воркуте?» предлагает Анатолий Попов. Молодой автор Наталья Стасина, оставаясь наедине с природой, впечатляется картинами северных мест в цикле этюдов «Притяжение красоты».

Вторая тетрадь журнала открывается стихотворным циклом Юрия Беликова «Одна шестая» – конечно, это образ размаха наших земель. И поэт не иначе как только под таким углом зрения видит окружающий мир.

Я представил, что Россия, как гармонь со мной взята,

я услышал сквозь мехов свистящий вздох,

как бегут по-на две стороны Уральского хребта

запыхавшиеся пальцы поездов.

Давит-давит-давит-давит на басы свои Сибирь,

и, по кнопочкам до струйки нисходя,

там, за Псковом дарит-дарит откровения сивилл,

голося в тумане, родина дождя.

Ты, одна шестая суши, расскажи, о чём звучишь?

То ли милостыню просишь, то ль сама

тем, что лезешь Богу в уши, ты частям остатним, ишь,

чудо-музыку вливаешь задарма?

 

Всем известная как поэт Марина Кудимова вынесла на читательский суд свой рассказ «Помор, amor». Это проза высшего порядка, построенная на сопоставлении абсолютно разных женских сущностей. Безупречен язык повествования.

Собственно поэтическая рубрика, кроме Юрия Беликова из Перми, обозначена ещё тремя авторами-москвичами.

Сергей Арутюнов во время оно бывал в Ростове-на-Дону и, проходя мимо редакции журнала «Дон», возможно, представлял свою публикацию на его страницах. И вот она – «Вечно трава зелена»! Слог резкий, душа кровоточит:

Враньё, что за юность вторую отдашь

Последнее, лишь бы не дать слабину.

Те годы изгадил нам Ельцин-алкаш,

От этой вины не отмыться ему.

... И пахли рассветы сплошной тошнотой,

Бесились уродцы в своём Эн-Ти-Ви,

А мы по грязи в Гудермес и Шатой,

А нам – первопутков дожди-октябри.

 

Современное письмо Натальи Лясковской ветвится от древа русского стиха или даже славянской традиции в целом. Впитавшая культуры родственных народов, она органична в своём стремлении к горним, божественным сферам. Молитвенно звучат строки:

А мы всё стремимся с бессмертием слиться…

о, жизнь моя птица, упрямая птица,

не рухни же,

Русская Рух!

 

Уже казалось бы всё давно сказано-пересказано на извечные темы, ан нет, Валентина Ерофеева находит своё незаёмное слово, например, в подборке «Соучастье счастья». Её строчки про ожидание уже не забыть:

И разнося встревоженные волны

Угаснувшей в бессилье тишины.

Терпеньем ожиданье полно.

И миражи достоинства полны.

 

Циклами рассказов предстают воронежец Виктор Никитин («Белое на белом») и москвичка Елена Тулушева («Соседи»). И если в первом случае мы имеем дело с психологически выверенным повествованием, то тексты Тулушевой – тексты молодого автора, тем не менее уже не обделённого вниманием критики. Да и в журнале «Дон» её аттестует прозаик Роман Сенчин.

Более чем убедительны следующие три публикации об известным писателях и их творчестве. Достаточно будет назвать эти работы, чтобы к ним проявился интерес.

«Я убит подо Ржевом: религиозные смыслы». Виктория Кузнецова из Твери прочитывает по-новому знаменитое стихотворение Твардовского.

«Правда Будулая – правда Калинина». Эссе Виктора Петрова к 100-летию воистину народного писателя А.В. Калинина.

Под рубрикой «Звать меня Кузнецов» откровение Лады Одинцовой «Третий Рим мировой поэзии» о своих встречах с поэтом Юрием Кузнецовым.

К 125-летию М.А. Булгакова приурочен материал ставропольчанина Николая Блохина «Младший брат Елены Булгаковой».

Исторический экскурс ««Родео» для польской королевы» Арсения Богатырёва из Тольятти воскрешает забытый дипломатический скандал XVII века.

Завершает журнал под рубрикой «Увы и ах!» очерк литературных нравов Виктора Петрова «Мерзлота Валерии Салтановой».

...Между тем на начало номера вынесен портретный лик молодой северянки, закутанной по погоде. Именно так можно уберечь женскую красоту в нещадный мороз за Полярным Кругом. И только широко распахнутые глаза рассказывают, взыскуют...

Комментарии