Андрей КАНАВЩИКОВ. 200 СПАРТАНСКИХ БОЛЕЛЬЩИКОВ. Эссе
Андрей КАНАВЩИКОВ
200 СПАРТАНСКИХ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Говорить об игре сборной России по футболу – сизифов труд. Наша команда славна тем, что она опровергает любые прогнозы, и непостоянна, словно круги на воде.
Можно разве что напомнить слова полузащитника Дениса Глушакова про «кочковатое поле», которое повлияло на «комбинационный футбол» России в игре со Словакией. Или слова другого оригинала, недалеко ушедшего от Дениса, депутата Верховной рады Украины Борислава Березы в «Фейсбуке» про защитника «Шахтёра» Ярослава Ракицкого, который не пел гимн и тем самым подтолкнул сборную Украины к двум поражениям подряд:
«Может и хороший защитник Ракицкий, но в сборной Украины по футболу должны играть не только граждане де-юре, но и де-факто. А тело, отказывающееся петь гимн сборной на официальных матчах, по факту не гражданин. Мне не нужны победы ценой предательства. Сепары в сборной недопустимы... Наши парни погибали с гимном на устах. И если кто-то не будет исполнять гимн Украины на поле, то эта принципиальная проститутка должна остаться за бортом сборной».
Во как, оказывается, всё просто!
Но всё это можно и нужно лишь напомнить, да и завершить спортивную сторону. Не углубляясь далеко в тему развязывающихся некстати шнурков, неспетных гимнов и прочих катаклизмов.
Поскольку чемпионат Европы 2016 года при любых итоговых результатах обречён войти в историю совсем не своими спортивными составляющими. Главные схватки здесь произошли не на зелёных полях французских газонов, а в полутьме переулков и в потной толпе фанатов, идущих стенка на стенку.
Любопытно, что, как и 70 лет назад, нарыв прорвался в стычке англичан с русскими. Игроки московского «Динамо» в том незабвенном 1945-м одержали верх над командами «Арсенал», «Кардифф» и свели вничью матчи с «Челси» и «Рейнджерс». При этом якобы должна была торжествовать дружба и некая народная дипломатия.
В реальности же на британских трибунах и вокруг них поднялся невиданный всплеск национализма и национальной нетерпимости. Джордж Оруэлл в статье «Спортивный дух» по горячим следам отмечал, что «если этот визит как-то повлиял на англо-советские отношения, то он мог только сделать их хуже, чем раньше».
Также Оруэлл констатировал: «Я всегда удивляюсь, когда слышу, что спорт создаёт добрую волю между народами, и что если бы народы мира смогли встречаться друг с другом на соревнованиях по футболу или крикету, они бы не захотели встретиться на поле боя. Ведь даже если не знать конкретных примеров (как Олимпийские игры 1936 года), то общим правилом является превращение международных спортивных состязаний в оргии ненависти».
Статья Оруэлла на пространстве в 6881 печатный знак буквально поставила диагноз так называемому большому спорту и конкретно футболу. Ни до, ни после него механизм взращивания бытовой ненависти городских обывателей не был показан столь однозначно и честно.
«Первый большой футбольный матч, который был сыгран в Испании около пятнадцати лет назад, – писал Джордж Оруэлл, – превратился в неконтролируемый бунт. Как только появляются сильные чувства соперничества, то понятие игры по правилам всегда исчезает. Люди хотят видеть свою сторону победителями, а другую сторону поверженной, и они забывают, что победа, одержанная путём обмана или путём вмешательства толпы, бессмысленна. (…) Серьёзный спорт не имеет ничего общего с честной игрой. Он связан с ненавистью, завистью, хвастливостью, игнорированием всех правил и садистским удовольствием, как если бы люди были свидетелями насилия: другими словами, это война минус стрельба».
Сказано с некоторой гиперболизацией проблем, но Оруэллу не откажешь в наблюдательности и откровенности. Поскольку его правоту подтвердили не чьи-то личные ахи и охи, а сам ход истории.
Блистательная игра советских футболистов в 1945 году привела не к симпатиям между СССР и Британией, но породила лишь ответное зло, которое вылилось, в том числе, в фултонскую речь Черчилля и холодную войну.
Наконец, даже само турне московского «Динамо» оперативно было сокращено, чтобы не умножать футбольный траур на островах. В частности, организаторы отменили матч с «Астон Виллой», на который уже были отпечатаны билеты.
И вот опять Россия и Англия. Опять так называемый футбол, якобы спорт мира и взаимопонимания. Нравы только с 1945-го стали попроще.
В результате на провокации и оскорбления русские болельщики всё-таки ответили. Заметьте: именно ответили, а не сами кого-то избили. Массированный вал ненависти к России, к русским и лично Путину упёрся в русские кулаки.
Истерия нагнеталась долго и старательно. Во-первых, смешивая с грязью сам российский спорт, ставя между ним и допингом знак равенства. Поднимая российских игроков в 6.30 предматчевого утра спящими с кроватей, чтобы взять очередную допинг-пробу.
Врач сборной России Эдуард Безуглов на базе в Круасси-сюр-Сен обмолвился с досадой, что у сборной России взяли аж 44 допинг-пробы при том, что англичане не сдали их ни одной.
Во-вторых, демонизации подверглась как наша футбольная сборная, так и болельщики. Русские и Россия охотно и сразу объявлялись виноватыми даже без приведения каких-либо доказательств.
Без труда можно перечислить десятки подтасовок и откровенной лжи. То фотографии сербских болельщиков во французской прессе идут под заголовком, не нуждающимся в переводе – «Hooligans, le peril russe». То видео драки фанатов турецких клубов «Фенербахче» и «Галатасарай» 2014 года в социальных сетях объявляется дракой русских со словаками.
Любое хулиганское телодвижение на Евро-2016 с какой-то маниакальной готовностью тут же приписывается русским. Так, перед матчем в Лилле полиция задержала автомобиль с российскими номерами, нагруженный бейсбольными битами. И только позже выяснилось, что имеется в виду автомобиль гражданина Украины.
Представитель Департамента консульской службы МИД Украины Ореста Старак объяснила: «Во время одного из обысков в городе Лилль в автомобиле с российскими номерами было найдено большое количество бейсбольных бит, которые французским законодательством расцениваются как холодное оружие».
Англосаксонский мир в большинстве случаев даже не делает сейчас вид, что пытается различать сербов, украинцев, русских и всех остальных, кто пишет кириллицей. Они для них все на одно лицо. Все ненавидимы, все чужды и все «hooligans».
Дошло до того, что наших болельщиков, вообще, объявили представителями спецслужб, выполняющих некое задание Путина. Естественно, без каких-либо доказательств.
А взять дичайшую историю с захватом 14 июня в пригороде Канна автобуса с русскими болельщиками, к которым французские силовики априори отнеслись, как к погромщикам. Причём, министр иностранных дел Сергей Лавров в Госдуме рассказал, что об этом эпизоде наши дипломаты узнали только из соцсетей.
«Французы повели себя вопреки всем обязательствам по Венской конвенции», – сказал Лавров. Тогда же министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро получил устный протест.
Однако, всякие протесты и апелляции к логике хороши, когда есть готовность услышать другую сторону. Русских на Евро-2016 не слышали изначально.
Некие силы, кажется, делали всё возможное, чтобы, наоборот, всеми средствами разозлить русских и при этом сделать их крайними.
Взять хотя бы ситуацию в Лилле, когда английские фанаты сорвали российский флаг с крыши ресторана (флаг был вывешен не русскими, что принципиально для понимания режиссуры эпизода!) и осквернили его. Все западные телеканалы, как завороженные, дублировали возмущённую реакцию россиян. Не самую дипломатичную реакцию. С комментариями на тему варваров, дикарей и всего остального, как они прекрасно умеют.
Наверное, только ТАСС в тот же день проинформировало, что в действительности глумление над российским флагом не было какой-то пьяной случайностью. Французская полиция, которая фактически разрешила англичанам глумиться над российской символикой, тогда же ни больше, ни меньше запретила нашим болельщикам разворачивать свои флаги. Дословно:
«Мы хотели попеть наши песни, как это делают англичане. К нам подошли полицейские, отобрали флаги, взяли паспорта. Сказали нам, что не смогут нас защитить. На наше замечание, что мы в Европе и хотим петь песни с нашими флагами, нам сказали, что Франция – это не Европа. Почему это можно делать британцам, а нам нет? Полицейские переписали наши данные, вскоре вернули флаги и паспорта. Но при этом сказали, чтобы с флагами они нас больше не видели».
С самого начала чемпионата Россию намеренно провоцировали. Что было 11 июня в Марселе, когда Англия и Россия разошлись со счётом 1:1 и более 30 человек получили ранения?
Были российские и английские фанаты, не разделённые никем и ничем, кроме прохода на трибуне. Их словно приглашали к драке, словно подталкивали: посмотрите, как это легко. Тогда как обычной практикой безопасности является надёжное разведение фанатов по разным трибунам, чего организаторами намеренно сделано не было.
Когда же спичка вспыхнула и драки состоялись, градус ненависти к русским и России только поднялся. Французский полицейский прямо на запись заявил: «После Марселя мы объявили России войну. Теперь любой человек, вызывающий у нас подозрения, скорее всего, будет тут же досмотрен и с большой вероятностью депортирован из страны».
Англии, да и любой другой стране, война французскими полицейскими при этом не объявляется!
Ещё одна аналогия. На матче Англия – Россия наши болельщики зажгли два файера и по совокупности с драками получили от УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) штраф в 150 тыс. евро и отложенную дисквалификацию сборной. При этом во время матча Чехия – Хорватия хорватские болельщики бросили на поле несколько файеров, опять-таки подрались, но УЕФА лимит принципиальности, похоже, исчерпал.
А взять сроки, уготованной местной фемидой для россиян. Директор по работе с болельщиками московского футбольного клуба «Локомотив» Алексей Ерунов получил 2 года (обвинение требовало 2,5 года), исполнительный директор фан-клуба тульского «Арсенала» Сергей Горбачёв – 1,5 года, руководитель фан-клуба московского «Динамо» Николай Морозов – 1 год. Сроки выглядят совершенно запредельными именно потому, что противоположная сторона изначально выгораживается.
А ведь англичане громили Марсель, начиная с 9 июня. И французская полиция лишь стыдливо обходила погромщиков стороной, изредка взбадривая пьяные толпы с островов слезоточивым газом.
Но потом приехали русские. Посмотрели на весь этот дурной бред. На перевёрнутые машины, на горы битого стекла. Посмотрели на перепуганных французских обывателей, которым англосаксы реально мешали поглощать свои круассаны под чтение свежего номера «Шарли Эбдо».
А так как для русских справедливость всегда является главной добродетелью, которая выше даже закона, то британских хамов стали наказывать. Наказывать так, как они того понимают. Кулаками.
Лидер английских болельщиков неспроста жаловался прессе, что русские целенаправленно били англичан, нападая только на них. Не договаривая, впрочем, почему это происходит.
Русские же просто посчитали важным восстановить на улицах французских городов справедливость. Они, как русская армия 100 лет назад, ничего не требуя взамен, грудью встали перед силами хамства и невежества, перед силами распада и ненависти.
«Русский Легион Чести» называли французы в Первую мировую войну русских солдат 1-й и 3-й особой пехотных бригад Русского экспедиционного корпуса, которые высадились в апреле 1916 года в портах Марселя и Бреста. За свободу Францию тогда было убито, ранено и пропало без вести 70 офицеров и 4472 солдата.
Российские болельщики на Евро-2016 выступили верными наследниками «Русского Легиона Чести». Да, наши били. Но, отвечая на оскорбления и угрозы. Да, буянили, но по отношению к буянам. Да, не были ангелочками, но, как говорил врач сборной Эдуард Безуглов: «Когда мы ехали на стадион, видели, как наш автобус встречали английские фанаты. И я не могу сказать, что это джентльмены в 25 поколении».
Путин на пленарном заседании Петербургского экономического форума удивился численным характеристикам сторон: «Известен случай, с чего начался чемпионат – драка российских болельщиков с английскими. Ну, безобразие полное. Я, правда, не понимаю, как 200 наших болельщиков смогли отметелить там несколько тысяч англичан».
Однако, статистика – дело условное, особенно когда наши бились за правое дело. Чудо-богатыри Суворова и не такую статистику опровергали. Глава Всероссийской организации болельщиков Александр Шпрыгин рассказал «Спорт-Экпрессу»:
«Англичане строят из себя жертв – мол, русские чемпионы по боксу нас ушатали, а мы, несчастные пивные животы. Но в Марселе не было топ-составов русских фанатов, была солянка из разных городов, многие из 90-х просто тряхнули стариной. Потому что расстроились – англичане то на одну группу в 10 человек напали, то на другую. Пришли и выяснили отношения».
И не верить Шпрыгину нет оснований. Жизнь в России, вообще, слишком экстремальна, чтобы мерить её англосаксонскими аршинами.
В любом случае, английская болельщицкая гегемония закончилась. Казавшиеся доселе непобедимыми и наводящими страх на добропорядочных обывателей всей Европы британцы получили серьёзный бой.
Конечно же, в чистом виде радоваться тут нечему и гордиться особенно нечем. Но это факт, что после Марселя и Лилля околофутбольная среда становится другой. И в ней становится просто опасно причинять неудобства другим людям. Болельщики под русскими кулаками помаленьку прозревают и начинают изгонять войну в стилистике Оруэлла из футбола.
Характерно выглядят даже ролики, которые российские болельщики выкладывали в социальные сети. Выкладывали, пусть даже потенциально накручивали себе уголовные сроки. Не прятал лица и Азамат Садыков, который зажёг файер на матче со Словакией.
Зато оппоненты России свои лица прячут куда как прытко. Доходит до анекдотов. Так, РИА «Новости» сообщало, что в 2014 году Хайо Зеппельт, главный закопёрщик допинговых скандалов с российскими спортсменами, был обнаружен в аэропорту Шереметьево с накладной бородой, которая постоянно отклеивалась.
Что герр Зеппельт прятал – до сих пор не ясно. Но то, что русские предпочли ничего не прятать и не прятаться – очевидно. Вплоть до тюремных сроков. Слово Шпрыгину: «Сами себе ведь сделали уголовные дела – сделали себе гоупрошки, разместили видео в инстаграммах и ютубах! Это же потом стало основанием для обвинений в суде».
Даже из своих драк российские болельщики сделали образцово-показательные уроки для беспредельщиков всех национальностей.
Станет ли произошедшее на Евро-2016 устойчивым уроком для британцев и разных прочих спортивных хулиганов, посмотрим. В любом случае, Россия, наевшаяся войнами за свою историю, ясно дала понять, что войн в спорте допускать не намерена. Даже если Джордж Оруэлл и прав.
Ну, это планида наша. Нам суждено в этом мире, который не терпит инаких, может быть, вечно рассчитываться за свою особлИвость. Мы странные. Запачкались от этого мира хамством, беспардонностью (не раз было натыкано в глаза) и сохранили святую ненависть к той же беспардонности и хамству. А ещё не приемлем (в основе своей) содомизма и, верю, никогда не примем. Пусть там на Евровидении и прочих тусовках кто-то перед ними расшаркивается, скажем: мы вас не уполномочивали. И они, эти тусовки ваши - они не наши. И если по всему этому мы не европейцы - то и тачка всего нехорошего на вас. И помните, Содом и Гоморра погибли.