ДАЛЁКОЕ - БЛИЗКОЕ / Владимир БОНДАРЕНКО. «МОЯ БЕЗБОЖНАЯ РОССИЯ». Глава из книги «Игорь Северянин»
Владимир БОНДАРЕНКО

Владимир БОНДАРЕНКО. «МОЯ БЕЗБОЖНАЯ РОССИЯ». Глава из книги «Игорь Северянин»

 

Владимир БОНДАРЕНКО

«МОЯ БЕЗБОЖНАЯ РОССИЯ»

Глава из книги «Игорь Северянин»

 

Редко у какого поэта виден такой чёткий разрыв в творчестве, как у Игоря Северянина. Вот уж верно, революция разорвала его пополам. Если символом его первого декадансно-эпатажно-куртизаночного периода стал знаменитый сборник стихов «Громокипящий кубок» 1913 года, то символом второго, напоенного таинствами природы, тонкой лирикой, щемящей болью за Россию, стал сборник стихов «Классические розы», вышедший в Белграде в 1931 году. Что происходило в душе поэта, навсегда останется загадкой, ибо дело не в революции как таковой, и не в эмиграции.

Поражает само место нового жительства, мало ли было у нас знаменитых эмигрантов в ту пору: Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Иван Бунин, Георгий Адамович, Давид Бурлюк, да и города им под стать: Прага, Берлин, Париж, Нью-Йорк, на худой конец Шанхай и Харбин. А тут даже не Ревель, ставший Таллином, а глухая северная эстонская деревушка Тойла. И ведь ездил же первые годы эмиграции Игорь Северянин на гастроли в эти самые шумные города, мог и остаться. Не пожелал.

Вместе со своими старыми эпатажными стихамион возненавидел и большие города, даже Таллин казался ему огромным.

Изменились и стихи. Осталась прежняя легкость стиха, но его как бы пересадили на классическую почву. Осталась прежняя небрежность стиха, ранее прикрываемая эпатажностью, футуристичностью строк, теперь она стала бросаться в глаза. Но и её мы прощаем серьёзностью тем, немалой их трагичностью.

Игорь Северянин, когда-то начинавший крутым русским патриотом, воспевавшим императорский флот в русско-японскую войну 1905 года, пройдя свой эпатажно-футуристический период, возвращается уже в эмиграции в родную русскую гавань. Такого поэта в нынешней России практически не знают. Хотя ещё в 1921 году в прибалтийской газете «Виленское слово» критик Д.Бохан писал:

«И.Северянину не чужды чисто русские мотивы… Заграницей он научился сильнее прежнеяго любить свою бедную Родину… Лучшия поэзы освящены любовью к Родине. Он воспевает даже "Икру и водку" добраго стараго времени… Он ничего не стесняется – и ничего не боится…

Николаевская белка, царская красноголовка

Наша знатная казёнка – что сравниться может с ней?

С монопольной русской хмельной? Выливалась в горло, ловка,

К ней икра была закуской, лучше всех и всех вкусней!..

 

Это – не каждый напишет. Но ему можно, ибо он Игорь Северянин. Только ему возможно простить стихотворение "Ванг и Абианна", стоящее на той границе, за которою следует 1001 статья… Только силою художественнаго дарования он избежал тона, за который мог быть обвинён в порнографии. Это дивное стихотворение – греческая скульптура, не знающая стыда, ибо прекрасное – безстыдно. Новая книга стихов И.Северянина – вклад в русскую поэзию. Талант его развивается. Мы имеем новаго, талантливаго, до мозга костей русскаго поэта».

Так получилось, что этот переродившийся русский поэт, к тому же не отличающийся антисоветскостью, не был интересен ни эмигрантам, ни деятелям советской культуры. Разве что такие же, как сам Северянин, тоскующие по России мастера, верно угадывали суть нового Северянина. К примеру, Марина Цветаева писала ему в неотосланном письме:

«Начну с того, что это сказано Вам в письме только потому, что не может быть сказано всем в статье. А не может – потому, что в эмиграции поэзия на задворках – раз, все места разобраны – два; там-то о стихах пишет Адамович и никто более, там-то – другой «ович» и никто более, и так далее. Только двоим не оказалось места: правде и поэту.

От лица правды и поэзии приветствую Вас, дорогой.

От всего сердца своего и от всего сердца вчерашнего зала – благодарю Вас, дорогой.

Вы вышли. Подымаете лицо – молодое. Опускаете – печать лет. Но – поэту не суждено опущенного! – разве что никем не видимый наклон к тетради! – всё: и негодование, и восторг, и слушание дали далей! – вздымает, заносит голову. В моей памяти – и в памяти вчерашнего зала – Вы останетесь молодым.

Ваш зал... Зал – с Вами вместе двадцатилетних... Себя пришли смотреть: свою молодость: себя – тогда, свою последнюю – как раз ещё успели! – молодость, любовь...

В этом зале были те, которых я ни до, ни после никогда ни в одном литературном зале не видала и не увижу. Все пришли. Привидения пришли, притащились. Призраки явились – поглядеть на себя. Послушать – себя.

Вы – Вы же были только той, прорицательницей, Саулу показавшей Самуила...

Это был итог. Двадцатилетия. (Какого!) Ни у кого, может быть, так не билось сердце, как у меня, ибо другие (все) слушали свою молодость, свои двадцать лет (тогда!). Кроме меня. Я ставила ставку на силу поэта. Кто перетянет – он или время! И перетянул он: Вы.

Среди стольких призраков, сплошных привидений – Вы один были – жизнь: двадцать лет спустя.

Ваш словарь: справа и слева шёпот: – не он!

Ваше чтение: справа и слева шепот: – не поэт!

Вы выросли, вы стали простым. Вы стали поэтом больших линий и больших вещей, Вы открыли то, что отродясь Вам было приоткрыто – природу, Вы, наконец, разнарядили её...

И вот конец первого отделения, в котором лучшие строки:

И сосны, мачты будущего флота...

– ведь это и о нас с Вами, о поэтах, – эти строки.

Сонеты. Я не критик и нынче – меньше, чем всегда. Прекрасен Ваш Лермонтов – из-под крыла, прекрасен Брюсов... Прекрасен Есенин – «благоговейный хулиган» – может, забываю – прекрасна Ваша любовь: поэта – к поэту (ибо множественного числа – нет, всегда – единственное)... (прим.: Речь идёт о сонетах И.Северянина, которые автор впоследствии включил в книгу «Медальоны» (Белград, 1934)).

И то, те... «Соната Шопена», «Нелли», «Каретка куртизанки» – и другие, целая прорвавшаяся плотина... Ваша молодость.

И – последнее. Заброс головы, полузакрытые глаза, дуга усмешки и – напев, тот самый, тот, ради которого... тот напев – нам – как кость – или как цветок... – Хотели? нате! – в уже встающий – уже стоящий – разом вставший – зал.

Призраки песен – призракам зала.

Конец февраля 1931 г.»

 

Такое письмо от такого мастера выше сотен критических разборов. Но массовый читатель помнил лишь про “Ананасы в шампанском” и “Громокипящий кубок” и на его “Классические розы” внимания почти не обращал. Разве что Пётр Пильский, эмигрантский критик из Риги, обратил внимание на глубинные перемены в творчестве поэта: “Сейчас Игорь Северянин – поселянин (“Классические розы”). Город им проклят… Отталкивает и вся Европа (“рассудочно-чёрствая”)… Петербургский период Игоря Северянина давно отцвёл, увял и умер, и городских обольщений нет. Появилась жажда простоты, свежести, просторов земли”.

Впрочем, обратимся к самой книге “Классические розы”. Начинается книга, вышедшая в Белграде, с посвящения Её Величеству Королеве Югославии Марии:

Однажды в нашей северной газете

Я вас увидел с удочкой в руках, –

И вспыхнуло сочувствие в поэте

К Жене Монарха в солнечных краях.

 

И вот с тех пор, исполнена напева,

Меня чарует всё одна мечта.

Стоит в дворцовом парке Королева,

Забрасывая удочку с моста.

 

Отдана дань уважения принимающей поэта стороне, и затем начинается главная тема и книги, и всей поздней поэзии Северянина, тема России, погибающей, возрождающейся, вечно великой и вечно ожидаемой. Сначала уже ставшие классическими в русской поэзии “Классические розы”:

В те времена, когда роились грёзы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

 

Прошли лета, и всюду льются слёзы...

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

Как хороши, как свежи были розы

Воспоминаний о минувшем дне!

 

Но дни идут – уже стихают грозы,

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы

Моей страной мне брошенные в гроб!

 

Последние две строфы выгравированы на памятнике на могиле поэта. Как правило, там стоят и постоянно обновляемые букеты свежих роз. Думаю, и страна Россия на юбилей поэта в 2017 году озаботится о розах и о памяти своего национального поэта. Да и стихи из “Классических роз” будут звучать и по радио, и по телевидению. И наконец, Россия узнает не выдумщика небывалой изысканности, а ещё одного своего национального поэта, которым гордиться можно наравне с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Есениным. Каждый шкоьник должен знать наизусть эти строчки:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам...

 

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать...

 

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

 

И казалось, вся вечная история России и русского народа проходит перед нами. Все её смуты и поражения, все беды и воскрешения. Чувствуется в этих стихах та искренность, которой не бывало в его причудливых грёзофарсах. Он становится по-настоящему народен и хрестоматиен. И нет никакой фальши, никакого лицемерия, да и никакой парадности. Есть своя правота, своя словесная изобретательность, своя стойкость.

На восток, туда, к горам Урала,

Разбросалась странная страна,

Что не раз, казалось, умирала,

Как любовь, как солнце, как весна.

 

И когда народ смолкал сурово

И, осиротелый, слеп от слёз,

Божьей волей воскресала снова,

Как весна, как солнце, как Христос!

 

Разве не так? Разве не вымирали и не воскресали мы Божьей волей? Да, поэту видно и наше неистребимое варварство, наряду со стойкостью и верой, поэт и сам погружён в точно такой же русский хаос, который извечно царит в России, но он уже свыше знает, что слезами горю не поможешь, что каждому из нас свою Россию нужно заслужить.

Ты потерял свою Россию.

Противоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?

Нет? Так умолкни: увела

Тебя судьба не без причины

В края неласковой чужбины.

Что толку охать и тужить –

Россию нужно заслужить!

 

Вот его ответ всем тем, кто оправдывает свою эмиграцию неким посланием. Сам поэт вроде бы даже не эмигрант, а дачник поневоле, считает и себя виновным во всех бедах России.

В этом сборнике любое стихотворение – знаковое. Поэт то надеется на скорые перемены и возвращение домой:

И будет вскоре весенний день,

И мы поедем домой в Россию:

Ты шляпу шёлковую надень:

Ты в ней особенно красива:

 

И будет праздник: большой-большой,

Каких и не было, пожалуй,

С тех пор, как создан весь шар земной,

Такой смешной и обветшалый:

 

И ты прошепчешь: "Мы не во сне?.."

Тебя со смехом ущипну я

И зарыдаю, молясь весне

И землю русскую целуя!

                                             (1925)

То обращается к москвичам с призывом к скорым переменам. Пожалуй, эти перемены в поэтическом творчестве Сеерянина чем-то близки переменам в творчестве Владимира Маяковского. Да и политичность сборника “Классические розы” никак не меньше политичности книги Маяковского.

Москва вчера не понимала,

Но завтра, верь, поймёт Москва:

Родиться Русским – слишком мало,

Чтоб русские иметь права:

 

И, вспомнив душу предков, встанет,

От слова к делу перейдя,

И гнев в народных душах грянет,

Как гром живящего дождя.

 

И сломит гнёт, как гнёт ломала

Уже не раз повстанцев рать:

Родиться Русским – слишком мало:

Им надо быть, им надо стать!

                                                               (1925)

Оставаясь поэтом, Игорь Северянин превращается в гражданина, в патриота России. Этого никак не могли понять ни его былые поклонницы, претендовавшие на изысканность вкуса, не могут понять и нынешние ценители “тонкой поэзии”, отбрасывающие “Классические розы” за пределы литературы. Для либеральной публики этот сборник чересчур переполнен словом “русский”.

Я мечтаю, что Небо от бед

Избавленье даст русскому краю.

Оттого, что я – русский поэт,

Оттого я по-русски мечтаю!

 

Игорь Северянин и в былые времена любил давать отпор, не чурался острого слова, но будучи в эмиграции, и при этом, вне эмигрантского круга, он был абсолютно свободен в своих высказываниях. Он беспощаден и в своих выступлениях в Таллине, Риге, Белграде, Варшаве, Париже, предпочитая отдавать свою любовь северной природе и любимым женщинам, а также покинутой России. Для самой эмиграции у него любви не хватает. Чем превращаться во второстепенного европейца, он предпочитает мечтать о будущей России.

И как близки эти мечты нам, сегодняшним жителям третьего тысячелетия. Будто сегодня стихи написаны.

Вот подождите Россия воспрянет,

Снова воспрянет и на ноги встанет.

Впредь её Запад уже не обманет

Цивилизацией дутой своей:

 

Встанет Россия, да, встанет Россия,

Очи раскроет свои голубые,

Речи начнёт говорить огневые, –

Мир преклонится тогда перед ней!

 

Встанет Россия – все споры рассудит:

Встанет Россия – народности сгрудит:

И уж у Запада больше не будет

Брать от негодной культуры росток.

 

А вдохновенно и религиозно,

Пламенно веря и мысля серьёзно,

В недрах своих непреложностью грозной

Станет выращивать новый цветок:

 

Время настанет – Россия воспрянет,

Правда воспрянет, неправда отстанет,

Мир ей восторженно славу возгрянет, –

Родина Солнца – Восток!

 

При этом не надо считать поэта неким мечтательным фантазёром, или “большевизаном”, как его обзывали в белогвардейской прессе. Он и к событиям на родине относился по-разному, что-то принимая, что-то резко отвергая. Прежде всего, разрушение святых обителей и имперских памятников, явно осуждал безбожие новой России, надеясь на народное благоразумие.

Я чувствую, близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.

 

И спросят избранники – русские люди –

У всех обвиняемых русских людей,

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркий культуры отчизны своей.

 

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя...

И скажут они: "Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя...".

 

И судьи умолкнут с печалью любовной,

Поверив себя в неизбежный черёд,

И спросят: "Но кто же зачинщик виновный?".

И будет ответ: "Виноват весь народ.

 

Он думал о счастье отчизны любимой,

Он шёл на жестокость во имя Любви...".

И судьи воскликнут: "Народ подсудимый!

Ты нам не подсуден: мы – братья твои!

 

Мы часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,

Наивный, стремящийся вечно вперёд,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье, великий народ!".

 

Не знаю, как читателям, но мне кажутся эти строчки поэта просто пророческими. И кого судить за все наши великие и малые несчастья и ХХ века, и века нынешнего? Евреев, чечен, эстонцев, или всё же самих себя, и не судить даже, а преодолевать все напасти и обманы и идти дальше вечно вперёд!

Бывают дни: я ненавижу

Свою отчизну мать свою.

Бывают дни: её нет ближе,

Всем существом её пою.

 

Всё, всё в ней противоречиво,

Двулико, двоедушно в ней,

И, дева, верящая в диво

Надземное, – всего земней:

 

Как снег-миндаль. Миндальны зимы.

Гармошка – и колокола.

Дни дымчаты. Прозрачны дымы.

И вороны – и сокола.

 

Слом Иверской часовни. Китеж.

И ругань-мать, и ласка-мать:

А вы-то тщитесь, вы хотите

Ширококрайнюю объять!

 

Я – русский сам, и что я знаю?

Я падаю. Я в небо рвусь.

Я сам себя не понимаю,

А сам я – вылитая Русь!

                                              (Ночь под 30-й год)

Поэт и ненавидит и восхищается всем тем, что происходит у него на родине. Даже не принимая многого, он не желает ей зла. Так же поступали все лучшие и искренние русские эмигранты, от генерала Деникина и Ивана Бунина, пьющих за победу русского оружия в Великой Отечественной войне, до Марины Цветаевой и Алексея Ремизова, Владимира Набокова и Андрея Белого.

По другую сторону были те, кто давно уже возненавидел всё русское, и с радостью присоединился к нацистской армии. Нет, даже в первые годы эмиграции, когда ещё в памяти были все жестокие деяния, в 1924 году он писал о своей России:

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

Её равнины снеговые,

Её цыгане кочевые, –

Ах, им ли радость не дана?

Её порывы огневые,

Её мечты передовые,

Её писатели живые,

Постигшие её до дна!

Её разбойники святые,

Её полеты голубые

И наше солнце и луна!

И эти земли неземные,

И эти бунты удалые,

И вся их, вся их глубина!

И соловьи её ночные,

И ночи пламно-ледяные,

И браги древние хмельные,

И кубки, полные вина!

И тройки бешено-степные,

И эти спицы расписные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И наши бабы избяные,

И сарафаны их цветные,

И голоса девиц грудные,

Такие русские, родные

И молодые, как весна,

И разливные, как волна,

И песни, песни разрывные,

Какими наша грудь полна,

И вся она, и вся она –

Моя ползучая Россия,

Крылатая моя страна!

 

Пусть простят меня и читатели и редакторы за столь обильное цитирование, но такого Северянина ещё мало кто знает, такого Северянина не преподают в школах и институтах, такого русского Северянина держат и сейчас где-то на обочине. А я хотел бы, чтобы все вслух читали о его безбожной, но столь любимой им России, чтобы через такие стихи учились любить свою Родину.

Есть в этом воистину классическом сборнике Северянина стихи и о любви, о природе, об озёрах и реках, о рыбах и птичках, есть стихи о святынях, монастырях, храмах, монашках. Пожалуй, это вторая важная тема сборника – Божественная. Но как отделить Любовь от Божественного? Вот я и закончу разговор о моей любимой книге моего любимого поэта стихотворением, тоже достаточно широко известным. Стихотворением, которым и заканчивается книга “Классические розы”:

Соловьи монастырского сада,

Как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада

И что эта отрада в любви:

И цветы монастырского луга

С лаской, свойственной только цветам,

Говорят, что одна есть заслуга:

Прикоснуться к любимым устам:

 

Монастырского леса озёра,

Переполненные голубым,

Говорят, нет лазурнее взора,

Как у тех, кто влюблён и любим:

                                                         (1927)

И чего стоят после приведённых мною стихов разгневанные строчки Георгия Адамовича, восторгавшегося прежним северянинским словесным “фонтаном”, и крайне недовольного надеждами поэта на то, что “Россия воспрянет”? Один из парижских столпов эмиграции недоволен тем, что у Северянина недостаточно нытья. Это ведь об Адамовиче писала поэту Марина Цветаева, гневно заявлявшая, что у того нет места ни правде, ни поэту.

 

Хотелось бы процитировать из этой книги и стихи о любви, о Достоевском, о природе, и одно стихотворение лучше другого. Разве вы не почувствуете очарования даже в таком этюде о сне:

Мне удивительный вчера приснился сон:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.

И слезы капали. И вился русый локон.

 

Может, он и впрямь нашёл себя в тихой эстонской Тойле? На рыбной ловле? За чтением стихов и книг своих товарищей? Кстати, из современников любил читать столь же классических Ивана Шмелёва, Бориса Зайцева, Ивана Бунина. Я подолгу засиживался в тойласком домике Северянина, обходил пешком все его окрестности, хотел понять, чем жил поэт. С тех пор и в Тойле, и в Усть-Нарве не так уж много изменилось, и на реке Россонь так же ловят рыбу. Северная эстонская глушь. Здесь прожить более 20 лет мог только поэт, и впрямь, отчуждённый от шумной жизни. Весь мыслями в России. Вот уже из завершающих стихов 1939 года:

Не предавал тебя ни мыслью, ни душой,

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой:

А если в чуждый край физически ушёл,

Давно уж понял я, как то нехорошо…

 

И ведь никто его не винит, никаких шумных протестов, даже наоборот, к нему приезжает на машине в Тойла сам посол Советского Союза Фёдор Раскольников. Уже после присоединения Эстонии к Союзу опять же, к тойласкому отшельнику у советских властей никаких претнзий, приезжают журналисты из «Правды» и «Известий», начинают печатать советские журналы. Может, за это непротивление властям его и нынче так недолюбливают либеральные круги? Ведь все их кумиры не хотели понимать, что нехорошо творцам уходить в чуждые края? Как откровенно Игорь Северянин признаётся, что и «без нас» новая Россия успешно строится.

А он может лишь грустить и иронизировать. «Иронизирующее дитя» – сам себя назвал он.

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлёт в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой

Он – в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.

 

Он терпеть не мог чужеродную себе тематику, и поэтому писал всегда о том, о чём сам хотел, хорошо или плохо, но сам. Резко отказавшись от всех маскарадов и изысков молодости, он в Тойле стал самим собой – истинным северянином, тоскующим по родному русскому Северу.

Эстонская Тойла была близка ему не только северным духом, но и водой, морем. Он с детства помнил рассказы близких о дальних морях:

Морские волки

За картами и за вином

Рассказывали о своём

Скитании по свету. Толки

Об их скитаньях до меня

Дошли, и жизнь воды, маня

Собой, навек меня прельстила.

Моя фантазия гостила

С тех пор нередко на морях.

И, может быть, они – предтечи

Моей любви к воде.

 

Рекам, озёрам, морям посвящены десятки его стихотворений. Он связывал эстонскую Россонь с череповецкой Судой.

Россонь – река совсем особая,

Чудотворящая река:

Лишь воду я её испробую –

Любая даль не далека.

И грёзы ломкие и хрусткие

Влекут к волнующему сну:

Я снова вижу реки русские –

Нелазу, Суду и Шексну

И брови хмурые, суровые

Вдруг проясняются, когда

Поймёшь: Россонь слита с Наровою,

И всюду русская вода!

 

Он воспевал и в Эстонии русские форелевые реки, запомнившиеся ему с детства. Он и жил в Тойла как в своём череповецком лесу, чувствуя в Нарове и Россони близость к его Суде и Шексне. Недаром очень метко Андрей Вознесенский сравнил его с форелью:

«Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной».

А жесточайшие приступы тоски по родине, связанные и с тотальным одиночеством, с нищетой, с чувством, что ты никому не нужен, повторялись:

От гордого чувства, чуть странного,

Бывает так горько подчас,

Россия построена заново

Другими, не нами, без нас.

Уж ладно ли, худо ль построена,

Однако построена всё ж:

Сильна ты без нашего воина,

Не наши ты песни поёшь.

И вот мы остались без родины.

И вид наш и жалок и пуст,

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

 

В рукописях поэта остался набросок незавершённого стихотворения:

Во мне всё русское соединилось:

Религиозность, тоска, мятеж,

Жестокость, пошлость, порок и жалость,

И безнадёжность, и свет надежд. 

 

Комментарии

Комментарий #2902 07.08.2016 в 21:02

Добрый вечер!
Ещё раз насладился известным русским поэтом.
Изучаю творчество поэта Фёдора Сологуба.
Всем известно, что двух поэтов - Сологуба и Северяниа связывали
тёплые, дружеские, уважительные отношения. В подтверждение чего - их стихи-посвящения друг другу:
СОЛОГУБ
Неуловимо солнце, как дракон.
Животворящие лучи смертельны.
Что ж, что поля ржаны и коростельны? -
Снег выпадет. Вот солнечный закон.

Поэт постиг его, и знает он,
Что наши дни до ужаса предельны,
Что нежностью мучительною хмельны
Земная радость краткая и стон.

Как дряхлый триолет им омоложен!
Как мягко вынут из глубоких ножен
Узором яда затканный клинок!

И не трагично ль утомлённым векам
Смежиться перед хамствуюшим веком,
Что мелким бесом вертится у ног?..
Игорь Северянин
1926

Вера Золотова 14.07.2016 в 13:51

Какая глубокая, познавательная глава из книги о ИГОРЕ СЕВЕРЯНИНЕ! Какие разные приведены стихи поэта. Но как значимо, образно каждое стихотворение, отражающее и времена разодранной царской РОССИИ, да и пророческие в распаде СССР. ОГРОМНОЕ, СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ!