КРИТИКА / Геннадий СТАРОСТЕНКО. ПОСМОТРИ НА ОТЦОВ НАШИХ, или Космоземие Виктора Лихоносова
Геннадий СТАРОСТЕНКО

Геннадий СТАРОСТЕНКО. ПОСМОТРИ НА ОТЦОВ НАШИХ, или Космоземие Виктора Лихоносова

 

Геннадий СТАРОСТЕНКО  

ПОСМОТРИ НА ОТЦОВ НАШИХ, или

Космоземие Виктора Лихоносова

 

Случается, магия слов в произведении литературы опережает их прямое значение, оттесняя самое авторское мыслеполагание в чувственную сферу. И прозаическая форма становится поэтическим феноменом без всякой огранки из рифмы и размера. Лирическая – вернее лирико-эпическая – проза Виктора Лихоносова и являет один из ярчайших и наиболее чарующих примеров такого доминантного «чувствомыслия».

Но и мысль у Лихоносова сильна – стержневая, неисповедимая (все остальные вторичны), напоенная стремлением связать распадающуюся ткань времен, а в ней и весь русский мир во всей его огромности и разорванности, в одну единую монаду памяти и понимания. Перенести сквозь века от угасшего сердца к живущему шелест предания, стелящийся далеко ветрами по степи. А поводом к тому нередко служит рассказ о судьбах российского юга, о судьбах казачества.

Черпается это стремление из того же источника, что утешал первохристиан, поверивших в воскрешение мёртвых. Его можно найти и у русского философа Фёдорова, искавшего научной возможности всеобщего восстания из небытия и устроения Царства Божия на земле. Идея несбыточная – но для души целительная, а у Лихоносова ещё и пронизанная запахами полыни, берущими начало в несказанности мира и экклезиастовых глубинах бытия. Только у него – не тела надо возвращать из небытия, а душам живущих дать вполне приблизиться к идеалу всеобщей связи и гармонии…

Всё это есть и в его первых рассказах, и в тридцатилетней выдержки романе «Наш маленький Париж» («Наверное, чтобы жизнь казалась полной и долгой, надо впустить в душу ещё ту жизнь, которая была до нас…»), и в повести «Осень в Тамани» – почти полувековой давности. Так пишут те, кого природа одарила особым чувством, кто наделен эпическим видением мира, кому завещаны тревоги Нестора и Гомера.

Отсюда и «летописная тема» Виктора Лихоносова: по страницам его произведений – редкими звёздами по небу – рассеяно простолюдье, наделённое жаждой сообщить окрест о таинствах истории как она им открылась. И более других эта жажда мучит старичьё: одни – мастера разговорного предания, у других ветхие старухи пытаются обобрать чернильницу, зная, что страшнее беды для тех нет. Что любопытно – «несториана» эта присуща более тем, кто в лоне и духе сечевого казачества (хоть и лишённого «Катариной Секундой» былых правомочий – но ведь и спасшегося на Кубани от готовившегося добровольного исхода на Дунай) соединил в себе две мовы. И образовав этот синтез, им уже и спасался, его и вписал себе в священные традиции.

«Я ветхий днями и до того боюсь, до того боюсь ночью, шо не доживу и не прочитаю про ридну картыну сквозь горючие слёзы умиления…». Эти слова кубанского старца из «Маленького Парижа» не могут не тронуть читательской души – даже и глубоко повреждённой сернокислятиной нынешнего «рынка». Сам Лихоносов говорил, что воспринимает мир как чудную, необыкновенную новость. Это слышится в его голосе и ныне.

«Всюду нас провожали, от сердца говорили прощальные слова, и я на всех глядел, всех слушал с растроганным чувством: оглянись! запомни! через минуту не будет… Только что жившее стало былым, прошлым, и от сознания "было, не вернётся" обострялись мысли…». И ведь написаны эти упования были тридцатилетним жизнелюбом – никем иным…

 

Сам я когда-то приметил некое его свойство – Лихоносов словно и близок был к плеяде «деревенщиков», но и деревенщиком его назвать было нельзя. «Станично-хуторянщиком» скорее, если уж на то пошло. И всё же я его назвал про себя «Беловым южным» – напояющий родничок всё тот же, что у Шукшина, Распутина и других из этого числа. И хоть до личного знакомства с писателем и не дошло, но это не беда. Знакомиться нужно не за чаркой, к чему у многих русских сочинителей большая тяга, а за книжкой.

По нынешней хоть и невысокой мерке, мало кто на лирический эпос способен отважиться. Разве что на исторические романы – но то иное дело, вполне наживное, тогда как сказительский дар от природы. В деталях сказитель может и ошибиться или не очень пристально вглядеться в исторический феномен – скажем, поругивая известный правомонархистский союз и полицию. (Например, в описании еврейского погрома столыпинских времен в романе о казачестве. Впрочем, такова была докожиновская традиция, оно ведь только-только открывалось всё.) Но в главном он не ошибётся.

Лихоносов целен в том, что даётся рефреном в одном из его творений, что черпает вдохновение в мономаховых словах: «Посмотри на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей».

Силой своего слова писатель противостоит, сколь может, алчности новых стяжателей. И пусть борьба с ревнителями бесования и обречена на временные поражения, не верить в конечную победу сил добра – не в традициях русского сочинителя.

Это и прежде ощущалось в его созерцающем слоге – ещё в далёкие 60-е: «Но утомили меня речи о мясе и мотоциклах, о холодильниках... И я заскучал. Я уже не могу слушать об этом в таких больших дозах. Как бы ни внимал я неизбежной заботе, которая и меня не обходит стороной, мне скучно, если всё о том же, о том же, о том же...». А сейчас и подавно. Сладкозвучная его лира звенит ветрами социальных бурь. Да и как молчать против лжи человеку, некогда сказавшему: «Бывает, слово или взгляд тронут в тебе патриотическую струну, сверкнёт молния, и вдруг широко видится судьба родного народа».

Не уверен, что писатель продлил бы эти слова и на наше обезвоженное лихолетье. Сегодня этот широкий поток едва не весь ушёл в глубокие рвы и трещины, которыми покрылась русская почва в процессе её денационализации и «отретьемиривания». А где ещё плещется русское слово – то и там подчас замутнено и отравлено подделками, псевдорусскостью, визгливым фанфаронством, тайно породнённым с инфернальной властью. Но в том и сила, в том и достоинство русского писателя Виктора Лихоносова, что слова его заветное. Оно суть символ веры в духовную красоту нации, которая ещё вернётся, спасшись от порабощения мамоной и вселенским враньём. А равно и образчик веры во всеобщее наше спасение в этой красоте.

Комментарии