ПУБЛИЦИСТИКА / Сергей ПАНЧЕНКОВ. «МОЖНО РАСХОДИТЬСЯ, СМЫСЛ ПОНЯТЕН...». Эссе
Сергей ПАНЧЕНКОВ

Сергей ПАНЧЕНКОВ. «МОЖНО РАСХОДИТЬСЯ, СМЫСЛ ПОНЯТЕН...». Эссе

            

Сергей ПАНЧЕНКОВ

«МОЖНО РАСХОДИТЬСЯ, СМЫСЛ ПОНЯТЕН...»

 

Во время посещения форума «Территория смыслов на Клязьме» Дмитрий Медведев произнёс фразу, которая привлекла внимание всего отечественного интернет-сообщества: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

Так премьер-министр ответил на вопрос участника форума – учителя из Дагестана. Педагог хотел узнать, почему преподаватели получают меньше офицеров силовых ведомств.

Был ли возможен иной ответ? Двадцать пять лет государственная политика формируется лозунгом «Всё – бизнесу! Бизнес – всё!». Если подумать, то ответ Дмитрия Анатольевича – это лекарство от всех социальных болезней в России. Вы работаете в две смены, но оплаты труда не хватает на содержание семьи? – Займитесь предпринимательством! Наука не поддерживается государством? – Становитесь коммерсантом! В стране кризис? – Поможет бизнес! Слова премьер-министра – зеркало моей публикации «СЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ, или КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ», которую несколько месяцев назад опубликовали в газете «День литературы».

Как говорится, что и требовалось доказать.

Рунет на слова Дмитрия Медведева отреагировал в свойственной ему манере – осмеянием. Как пример, запись в новостной ленте Лепры. Под цитатой премьер-министра заголовок «Преподаватель КубГУ ушла в порноиндустрию из-за низкой зарплаты», относящийся к материалу из «LifeNews». На самом деле новость ложная, её опровергла сама «порноактриса». Впрочем, этого Лепра не знает, как и три с половиной миллиона её подписчиков. И хоть обидно за клевету на родной вуз, суть Лепра уловила.

Красноречиво отреагировал на запись выступления премьер-министра YouTube. Тысячи «дизлайков» против нескольких сотен одобривших слова Медведева. А уж какие комментарии…

Вмешательство бизнеса в научную сферу растёт, в то время как влияние государства ослабевает. Способствуют процессу примеры из зарубежья. Крупные корпорации, ориентированные на производство высокотехнологичных товаров и услуг (Google, Microsoft, Apple Inc и прочие), имеют собственные научно-исследовательские институты, вкладывают деньги в образование своих будущих сотрудников. Такой подход имеет свои плюсы, но есть и минусы, главный из них – получают распространение только те технологии, которые приносят прибыль. «Приватизация» научной сферы уничтожит всё, что невыгодно, какую бы пользу ни принесли убыточные открытия. Несмотря на очевидные потери при отказе главенства государства в сфере образования и науки, Дмитрий Анатольевич продолжает подталкивать её в объятия бизнеса.

Если честно, то я за инновации и инвестиции частного капитала в науку, можете забросать меня камнями. Два года назад я был на Робофесте в Сочи, через месяц поеду в Клязьму со своим проектом. Высокотехнологичные разработки – это, безусловно, полезно. Однако в погоне за будущим теряется настоящее с проблемами из прошлого. Например, в моей краснодарской девяносто третьей школе установили интерактивные доски. Круто! А проекторы к ним не докупили… Вместе с тем в СОШ №93 были проблемы с отоплением, в морозные зимы застывала вода в трубах. Вы пробовали писать диктант в варежках? Не круто! А ещё позвольте задать вопрос: зачем нужны ноутбуки в классе труда, когда даже инструментов и стройматериалов для школьников не хватает? Так компьютеры и лежали стопкой на парте, никто ими из-за ненадобности не пользовался. Не знаю, может сейчас в моей школе (к слову, второй по численности в Российской Федерации, в ней обучается почти три тысячи человек) уже восстановили отопление, купили стройматериалы и нашли применение ноутбукам. Знаю точно, что теперь уроки труда называются «Технологией». Инновация… или деградация?! По-моему рано говорить о нанотехнологиях и российских гаджетах, столь любимых нашим премьер-министром, пока базовые потребности школ и университетов не будут удовлетворены.

Уход преподавателей в бизнес не решение проблемы. Я сам был репетитором и знаю, что учиться на дому детей вынуждает неэффективность системы образования. Вместо увеличения оклада учителей и подготовки новых кадров Минобрнауки устраивает эксперименты. Школьников мучают, словно лабораторных мышей! В девятом классе я, вместо того чтобы готовиться к экзаменам, с подачи министерских «новаторов» полгода посещал курсы ландшафтного дизайна и учился составлять букеты. Чтобы показать, что государство вроде что-то делает в этом направлении, вводятся то новые формы тестирования, задания к которым даже учителя решить не могут, то переименовываются предметы, то вводятся ненужные учебные дисциплины. Про ЕГЭ лучше промолчу, это тема, о которой говорили, говорят и будут говорить много и долго.

Эх, если бы слова премьер-министра относились только к образованию. Налицо стремление к коммерциализации всех сфер жизни общества. Рассмотрим здравоохранение. Я живу в Краснодаре, и мой дом находится рядом с Краевой Клинической больницей (ККБ) №1 имени профессора С.В. Очаповского. Она представляет собой современное высотное здание, состоящее из нескольких корпусов на территории площадью несколько квадратных километров. Краевая больница имеет собственный медицинский вертолёт, здесь проходят сложнейшие операции, качество обслуживания – словно в Израиле. Естественно, ККБ очень гордятся и демонстрируют её в качестве примера отличной российской медицины. Однако главный врач В.А. Порханов имеет немного иное мнение. Он рассказал, что учреждение обслуживает весь край, так как после развала СССР сельские поликлиники пришли в запустение. Чиновники подсчитали, что вызов медицинского вертолёта стоит 400 тысяч рублей – это выгоднее, чем держать в каждом населённом пункте поликлинику. Но вертолёт работает постоянно и не может обслуживать всех нуждающихся в помощи. Да и не вылетит он за страдающей от жара пенсионеркой с вирусной инфекцией, ей самой придётся ехать до районного центра.

Или другой пример. Несколько недель назад я забирал сестру из роддома. Фасад перинатального центра поражает своим футуристичным дизайном, главный коридор и приёмная невольно напрашиваются в сравнение с лучшими европейскими клиниками. Покинув здание, обхожу его сзади и вижу привычную картину: неоштукатуренные стены из битого кирпича, деревянные окна с мутными стёклами. Такая вот российская медицина. На упрёки в адрес здравоохранения чиновники рекомендуют обращаться в частные клиники. Там нет очередей, улыбчивые проктологи, импортное оборудование, лечат быстро и качественно. Были бы деньги…

Остановимся пока на образовании и здравоохранении как на самых необходимых, я считаю, институтах в государстве. Да и не хватит никакой газеты или телепередачи, чтобы рассказать обо всех проблемах. Своими примерами мне лишь хочется показать, что даже двадцатилетние люди понимают смысл, заложенный в словах Дмитрия Анатольевича, понимают и всё видят.

На наших глазах складывается мозаика кремлёвской программы. Сначала в 1990-е годы производство было передано в частные руки. Причём приватизация нанесла сокрушительный удар по отечественной промышленности, которую до сих пор не удалось восстановить до советского уровня (на примере Краснодара я уже писал об этом). Затем пошли не столь явные, но последовательные процессы, разрушающие социальное государство. Как бы невзначай на телевидении поднимаются темы введения платного образования и здравоохранения. Дескать, всё равно люди «дают на лапу» за оказание качественных услуг. Неожиданно выяснилось, что и дороги в нашей стране отвратительные, потому не мешало бы сделать их платными – для улучшения дорожного полотна, конечно. Заговорили даже о создании частных военных компаний, что, якобы, должно повысить обороноспособность страны. Вот так постепенно под благие намерения маскируется нежелание государства выполнять свои обязательства перед гражданами. Пусть вам не покажется странным, что с темы бизнеса и образования я перешёл к национальным проблемам, касающимся всего общества, всей страны. Это всё звенья одной цепи, высказывание Дмитрия Анатольевича отражает отношение ко всей России.

Такая политика возвращает нас в прошлое, когда услуги частных учителей или врачей могли себе позволить только состоятельные люди. А что делать тем, у кого денег едва хватает на пропитание?

Согласитесь, ведь это удобно для власти – сбросить социальную ответственность на плечи народа. Пусть граждане сами всем себя обеспечивают, сами себе ищут работу, кормят, лечат и учат. Но тогда может родиться революционная мысль: зачем нужно государство, которое ничего не делает?

«Можно расходиться, смысл понятен», – такие слова произнёс Дмитрий Медведев в начале встречи с форумчанами.

 

Комментарии