Валерий СДОБНЯКОВ. ХРАНИТЕЛЬ СВИТКА ВРЕМЕНИ. К 70-летию художника и поэта Виктора Калинина
Валерий СДОБНЯКОВ
ХРАНИТЕЛЬ СВИТКА ВРЕМЕНИ
К 70-летию художника и поэта Виктора Калинина
Обычно говоря о писателе «художник» мы подразумеваем, что он создал глубокий художественный образ в каком-либо произведении. Но я хочу рассказать о человеке, являющемся художником сразу в нескольких творческих смыслах. Это член Президиума Российской академии художеств и член Союза писателей России Виктор Григорьевич Калинин, который в эти дни отмечает свой замечательный юбилей. Калинин – художник, живописец с мировым именем. Его картины находятся в лучших собраниях России – Третьяковской галерее и Русском музее, а также во многих региональных музеях страны, а ещё в музеях Германии, Польши, Словакии, США…
За свои достижения Виктор Григорьевич награждён Золотой медалью Российской академии художеств. Но с нижегородской землёй он связан навечно тем, что именно здесь учился в Горьковском художественном училище с 1962 по 1965 гг. Потому со своими работами Калинин много раз принимал участие в выставках, проходивших в Нижнем Новгороде. Но я, хоть и очарован творчеством этого выдающегося мастера, в этой статье хочу поговорить о его не менее талантливых стихах.
Виктор Калинин автор нескольких книг, где опубликованы его поэтические произведения. В работе со словом он предстает и как глубокий философ-созерцатель, и как размышляющий, неравнодушный историк, но главным образом, как талантливый живописец:
Оступиться в синичий свист,
Уложиться в собачий лай,
На обласканный светом лист
Поселить прошлой жизни рай.
Рай забот и ночных тревог,
Рай стыда за неловкий жест –
Изнуряющий рай дорог,
Уводящих из райских мест.
Это строки художника, пытающегося на холсте передать сложную полифонию чувств и переживаний. Это строки творца, в своих стихах «не попрошайничающего у вечности», хранящего «свитка времени», ловящего «искры потухающих звездных костров», пытающегося оседлать «клейменых временем коней» и видящего, что «в глыбы облаков вмурован ветер».
Да, это замечательная поэзия, выросшая из живописи, где через созерцание окружающего мира художник слова открывает нам, читателям, нечто непривычное, ранее не замечаемое, не осознаваемое в будничной суете. Не замечаемое и не постигаемое в обыденности. В этом и есть чудо творчества – как поэзии, так и живописи. В этом и чудо пережитого, наполненного чувством слова, и восхитительный образный зрительный ряд. Когда же эти два чуда сливаются воедино, то мы, слушая ли стихи, рассматривая ли картины, открываем в себе неведомые, недосягаемые ранее миры:
Высот господствующих кобальт,
И умбры выспавшейся выпас.
Звезды серебряная проба
На глади озера укрылась.
И слоя красочного осыпь
Дорогу к лесу перекрыла.
Как будто – ночь, как будто – осень,
Как будто ЭТО с нами было.
И стихи, и живопись у Калинина абсолютно созвучны друг другу.
Есть у Виктора Григорьевича большой цикл стихов «Посвящение Ирине». Хотя произведения из него и обращены жене, а значит самому близкому и родному человеку, но это не стихи о любви в привычном, обывательском понимании. Тут происходит особый «разговор с музой» без всяких сантиментов. Тут всё важно, взывает к думам о вечном. Калинин не умеет пустословить:
Пароконная тяга отпущенных сроков пуглива.
Параллельная жизнь, увядшая жизнь плодоносит.
На гончарном кругу Бытия стынет лунная глина,
А горшечник усталый уносит её и уносит.
«Горшечник усталый», «Как будто ЭТО с нами было». А, может быть, и правда было, раз душа откликается и сердце волнуется от неких, то ли воспоминаний прошлого, то ли предчувствий будущего? Ведь всё в мире уже когда-то было… и всё будет, всё повторится – любовь и ненависть, восхищение и разочарование.
Виктор Григорьевич Калинин черпает вдохновение именно из этих вечных глубин мироздания. Но и глубина человеческой души, её творческого потенциала никем не измерена, нами не познана. А значит и открытия ею произведённые не имеют предела.