СОБЫТИЕ / Андрей КАНАВЩИКОВ. ПОЭЗИЯ В РОССИИ ВСЕГДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭЗИЯ. О фестивале «Словенское поле - 2016».
Андрей КАНАВЩИКОВ

Андрей КАНАВЩИКОВ. ПОЭЗИЯ В РОССИИ ВСЕГДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭЗИЯ. О фестивале «Словенское поле - 2016».

 

Андрей КАНАВЩИКОВ

ПОЭЗИЯ В РОССИИ ВСЕГДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭЗИЯ

О фестивале «Словенское поле  2016».

 

В Пушкинских горах, Изборске и Пскове 29-31 июля прошёл VI поэтический фестиваль «Словенское поле». Он собрал более 80 поэтов из самых различных уголков России, Белоруссии, Эстонии и Финляндии. Вот некоторые из географических ориентиров только по нашей стране: Петрозаводск и Челябинская область, Казань и Тула, Калининград и Смоленск, Калуга и Вологда…

«Ты помнишь, как всё начиналось?». А начиналось всё достаточно буднично. Без оркестров и чепчиков в воздух.

Просто в 2008 году авторы и издатели московского журнала «Поэзия. 21 век» во главе с Андреем Краденовым при поддержке музея-заповедника «Изборск» решили почитать стихи на природе и пообщаться на исторической земле Трувора, стихов Пушкина и пейзажей Рериха.

Второе дыхание в поэтический фестиваль «Словенское поле» вдохнуло 1150-летие Изборска, которое отмечалось в 2012 году. К организаторам, помимо Андрея Краденова и музея-заповедника «Изборск», прибавились Псковское региональное отделение Союза писателей, Государственный комитет Псковской области по культуре, псковская библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина.

Тогда уже окончательно стало ясно, что встречами от случая к случаю обойтись не получится, и фестиваль стал ежегодным. В 2013 году состоялось проведение в его рамках историко-поэтического конкурса.

 

Лавры как дополнение

Казалось бы, стихи. Кому они сейчас нужны? Однако, ни пишущих, ни читающих, ни слушающих меньше не становится даже в самый лютый кризис и разгул санкций. Только в конкурсной программе «Словенского поля – 2016» со 198 стихами заявилось 67 авторов.

В номинации «Профи» среди членов профессиональных писательских союзов первое место жюри отдало Олегу Мошникову (Петрозаводск), второе – Любови Колесник (Ржев), третье – Олегу Сешко (Витебск).

В открытой номинации случился невольный бенефис Великих Лук. У Юрия Ишкова (Великие Луки) – первое место, у Ольги Флярковской-Левкиной (Москва), кстати, дочери того самого композитора Александра Георгиевича Флярковского, – второе, у Игоря Кабанова (Кировск Ленинградской области) и Светланы Размыслович (Великие Луки) – третье.

Молодые поэты России и зарубежья в возрасте от 16 до 27 лет при желании соревновались в номинации «Словенские ключи». Победа в которой была тем более желательна, так как в этом году автоматически открывала двери в финал лермонтовского фестиваля «Мцыри» (Москва). Здесь тройку лидеров составили Дарья Ильгова  (Москва), Екатерина Юдина (Калининград) и Дина Дабришюте (Псков).

Но самое парадоксальное заключалось в том, что многие известные и просто хорошие авторы ехали на «Словенское поле» просто для того, чтобы приехать. Для того, чтобы просто увидеть своими глазами впервые или в очередной раз то Русское Изначалие, что создало Россию. Совершенно не заморачиваясь с конкурсами и лаврами. Создавая дополнительное доказательство истинности происходящего и поэзии в её наичистейшем виде.

Это ощущение сродни ирреальному, когда человек вроде бы уже победил (вторично дипломы одинакового достоинства в конкурсе фестиваля не вручаются), а всё равно едет сюда снова. Или когда едет, но на конкурс не заявляется.

Странно? Нет. Для тех, кто видел бойницы и камни оплота Трувора, ручьи, бьющие прямо из скал, кто вдохнул воздух русского порубежья и натянул тетиву боевого лука среди зелёных лугов, помнящих следы ливонской конницы – не странно.

 

Сила в Правде

Не зря, открывая в Изборске конкурсную программу, председатель Псковской писательской организации Игорь Смолькин сказал в своём приветствии участникам слова, серьёзно выводящие разговор на качественно новый уровень прочтения даже самых обыденных вещей:

«Дорогие друзья, вот и преодолел наш фестиваль свой первый юбилей – в прошлом году ему исполнилось пять лет – и шагнул, что называется, в большую жизнь. Я помню тот самый, открывший счет, фестиваль 2008 года. Собралось  тогда в Изборской Крепости не более двадцати человек – поэтов из Петербурга и Москвы… А теперь здесь представлена вся Россия и  даже ближнее зарубежье.

Но самое главное, что собираемся мы, быть может, в самом благодатном месте России, но, по крайней мере, уж точно в её историческом и метафизическом центре. В Старом Изборске. «Отсюда есть пошла Земля Русская» – и это не метафора, это историческая данность, сквозь тысячелетнюю крепь которой ещё доносится шум вспенивающих воду вёсел на ладьях Трувора, бряцанье кольчуг и мечей, пение молитв… А куда же без них? Русская сила в Правде, а Правда – это Бог. Всё Им стояло, стоит и стоять будет. Не случайно сказано в Писании: «Аще не Господь сохранит град, всуе бодрствует страж». И еще: «Если Бог с нами, то кто против нас?». Эти, и другие, подобные им, истины были начертаны в сердце каждого русского человека, будь он князь, воин, священник или простолюдин. Так что не только высота, толщь и сила оружия воинов делала эти стены непреодолимыми, но, главным образом, молитвы изборян, духовные подвиги наших православных дедов и прадедов.

Я хочу пожелать вам, чтобы и ваше поэтическое служение было сродни духовному подвигу, чтобы проистекало оно от чистоты сердечной и от глубины душевной, чтобы преисполнено было любовью к ближнему и родной нашей стране, а всё остальное приложится!».

С такового вот почти молитвенного обращения Игоря Смолькина и шагнул VI фестиваль «Словенское поле» в свою поэтическую стихию. И самое символическое, что подобные слова звучали вполне органично во всём этом трёхдневном действе с экскурсиями, разговорами и стихами, стихами, стихами…

 

За историческую память

Сходные мотивы звучали и в приветствии заместителя председателя Общероссийской общественной организации писателей «Общероссийское Литературное сообщество», лауреата Всероссийской литературной премии имени Державина, заслуженного работника культуры России Юрия Коноплянникова. Который сам хотя и приехать не смог, но сердечное послание организаторам направил:

«Дорогие друзья, дорогие коллеги – участники поэтического фестиваля «Словенское поле – 2016»!

Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием вашего замечательного праздника поэтов!

Вы приехали на фестиваль и окунулись в седую древность земли русской – Изборск, Псков.

Здесь проживали великие славянские племена – словены и кривичи. Знаменательно, что в формировании Московского государства именно они, это ядро русской нации, сыграли решающую роль.

Где собираются поэты, там всегда праздник и не может быть по-другому. Поэты умеют возвысить слово так, что потом вся культура, литература и искусство равняются на них.

Хотелось бы, чтобы на Псковском поэтическом фестивале «Словенское поле – 2016» всё так и было, чтобы он стал постоянным и обрёл формат равный «Изборскому клубу».

Славяне стали собираться, делиться своими достижениями, радостями и огорчениями, как в России, так и за её пределами. Это здорово. Это хорошо. Это правильно. Ибо в единстве – наша сила.

Да и нет более благородной задачи, кроме той, что стоит перед нами, – восстановление исторической памяти.

От всей души желаю участникам, гостям, организаторам Псковского поэтического фестиваля «Словенское поле – 2016» крепкого здоровья, плодотворной работы и творческих успехов!

С праздником, дорогие друзья!».

 

Зажигая созвездие

Прозвучало ещё одно точное слово – праздник. Поскольку поэзия превращала в сакральное событие само это время и пространство, вызывая из глубин звуков самые глубинные смыслы.

Постоянный друг и помощник фестиваля, директор Псковского колледжа искусств имени Римского-Корсакова Зинаида Иванова, на чьей территории в заключительный день состоялось награждение победителей конкурса,  отметила:

«Такой фестиваль, как ваш, вправе рассчитывать на самую большую поддержку и власти и общественности, и личную поддержку людей, которые понимают его значимость.

Я вижу, как год от года растёт число участников, расширяется география фестиваля и могу только заверить вас в том, что и в нынешней своей работе мой родной колледж искусств всегда будет готов принять вас. Сейчас – середина лета и колледж совершенно пустой, но мы уже с Андреем Геннадьевичем Бениаминовым (непосредственный куратор фестиваля от Псковской организации СП России, – А.К.) говорили о том, что пора вам выходить на уровень сессионных встреч. Когда есть одна летняя встреча, а другая проходит в другое время года.

И тогда мы, весь большой творческий коллектив преподавателей и студентов колледжа, с большим удовольствием будем слушать стихи, знакомиться с вами, и я уверена: мы сможем украсить фестиваль хорошей художественной составляющей. Всем творческих успехов, вдохновения, новых стихов, новых книг, дальнейшего развития фестиваля!».

Зинаида Николаевна в сфере культуры работает давно, человек опытный и просто так вежливые слова говорить не будет.

Наконец, вопрос истинности может быть выражен даже вот этим ощущением неназываемости. Как поделилась великолучанка Светлана Размыслович:

«Огромное спасибо всем участникам, гостям, организаторам фестиваля за ту атмосферу, которую вы здесь создали. Такой атмосферы я не встречала ещё нигде и никогда.

Пожалуй, эмоции и не могут звучать логичнее. Хорошо просто потому, что хорошо. А если можешь объяснить, то, видимо, уже что-то не так и хорошо. Как с любовью. Если знаешь, за что полюбил, то вряд ли любишь».

Говорил и Юрий Ишков:

«Я вчера сказал нашим друзьям, с чем они категорически согласились, что организаторы фестиваля сделали всё, чтобы над Словенским поэтическим полем зажглись звёзды. По-моему, над Словенским поэтическим полем зажигается созвездие. И каково же трудно жюри выбирать! Знаете, услышал столько красивых стихов, столько оригинального, столько образов! Спасибо вам всем за это удивительное чувство поэзии, это – Россия!

Сказал и завершил свою мысль стихами-победителями:

И понять не смогут иноземцы,

Яблоневым запахом дыша,

Что такое Божья искра в сердце,

Русский дух и русская душа.

 

Диктуют глаголы

Объяснил участникам фестиваля самих себя, в том числе, Валентин Курбатов. Известный литературный критик обратился к «Словенскому полю – 2016» с развёрнутым словом, чтобы не дай Бог не сбивался никто под мелкими недоразумениями с главного, истинного:

««Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», поэт и правда может быть беспечен и «не дорожить любовию народной». Но приходит неизбежный исторический час, когда, если поэт живое и любящее дитя времени, он, открыв дверь, находит на пороге «шестикрылого Серафима» и понимает, что его надо встретить «отверзтой грудью», чтобы Серафиму было куда «вложить угль, пылающий огнём».

Когда наш Изборский поэтический праздник только замышлялся, за нашей спиной ещё не стоял Крест на Сшибке, как Икона Русской Земли, принявшей в свои братские объятия земли святого благоверного князя Александра Невского и детдомовского воина Александра Матросова, земли турецкого Галлиполи, где умирала армия Врангеля, и китайские земли Харбина, куда уходили оставшиеся в живых воины адмирала Колчака, земли ленинградского блокадного Пискаревского кладбища и земли парижского кладбища Сент-Женевьев де Буа, где лежат славные белые дроздовцы и деникинцы, земли Куликова поля и Поля под Прохоровкой, земли Ганиной Ямы, где сожжены известью кости несчастной царской семьи, виноватой только в том, что она – царская, и горсть земли от Кремлевской стены, где покоится прах Сталина. Изборская земля приняла и упокоила их под Крестом, чтобы история больше не теряла рассудка и не рвала материнское сердце Родины…

И не было ещё Изборского клуба, собравшего лучшие умы Армии и Церкви, политической мысли и духовного напряжения.

Но, значит, мысль наша тогда, при рождении Поэтического праздника, была верна, и мы надеялись, что поэзия под взглядом этих высоких небес, дальних полей и чистых Словенских (Славянских – смотрите, как они рядом Словене от Слова и Славяне от Славы, которая, оказывается, ходит рядом со Словом) ключей, видевших Рюрика и Трувора, под взглядом здешних птиц и трав, ветров и облаков начнёт собирать здесь русское сердце для настоящего Господня служения, к которому и призвано русское Слово.

И не зря мы думали поставить поэтов на урезе Поля над Городищенским озером, чтобы они слышали дыхание земли и неба и чтобы и сами земля и небо слышали своё имя и бережнее обнимали нас.

Здесь и лирика должна была быть исповедна, и сатира грозна, и гражданская поэзия мужественна и ободряюща.

Здесь должны были сойтись, как в земле под Крестом на Сшибке, музы Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, Ахматовой и Есенина, Блока и Твардовского, Гумилева и Рубцова, Георгия Иванова и Юрия Кузнецова – разных, несводимых, но небесно единых в любви к свободе и Слову, – внучки тех сложивших наше сердце муз, которые уже нынче диктуют свои глаголы и ждут той же власти и силы от новых поэтов России.

Пока мы только выходим в этот обязывающий путь, но дай нам Бог помнить об этом каждую минуту пребывания здесь и уезжать в свои земли детьми единой силы и памяти, Братством, которое держало бы нас и не пускало мысль к ожесточению, слово к обмелению, а совесть к согласию с неправдой.

А там уж «угль, пылающий огнём» подскажет Слово, и Россия обнимет нас, а Бог благословит».

 

Аура атмосферы

Успех «Словенского поля» заключается, пожалуй, и в анонимном принципе судейства. Когда сделано всё, чтобы состязались именно стихи, а не имена.

Уточняет Андрей Бениаминов:

«Заявки приходят ко мне, но я сам в жюри не участвую. Убираю все данные об авторе. Если посвящается кому-то, то оставляю лишь такое посвящение, чтобы автора нельзя было идентифицировать.

После этого заявке, подборке стихов присуждается номер и направляется судьям. Судьи ставят оценки от «1» до «9». Плюс у них у каждого есть в каждой номинации по одному баллу, который они могут добавить наиболее понравившимся автору.

Короче, судьи не знают до самого последнего момента, за кого голосуют, держа напряжённую интригу».

Добавляет привлекательности фестивалю также складывающаяся дружба с аналогичными (или почти аналогичными) мероприятиями. Например, с «Мгинскими мостами».

Но всё-таки определяющим является именно то неназываемое, принципиально неформулируемое ощущение того, как здесь «хорошо».

Выпускница Литинститута Дарья Ильгова обозначила Псковщину как «волшебное место»:

«Дорогие друзья, спасибо вам за ту атмосферу, которая царила на этом фестивале, на этом празднике и спасибо псковской земле, которая из года в год собирает старых друзей, помогает нам обрести новых».

С юной девушкой был солидарен и не совсем юный, известный смоленский писатель и журналист Владимир Королёв:

«Смоленская поэтическая аура. Мы ей всегда гордились и будем гордиться. Твардовский, Исаковский, Рыленков… Друзья, но та аура, которую создаёт ваш фестиваль, эта аура стала соперницей смоленской ауре».

Вот так. Ни больше, ни меньше!

А самым кратким пожелал быть Владимир Павлов, перекидывая мосты от Трувора на Восток:

«Самые краткие поэты – наверное, японцы.

Однако, вопреки ожиданиям зала, ни хокку, ни хайку (как правильнее называть одиночное трёхстишие, в отличие от хокку, предполагающего продолжение) читать не стал. Просто поинтересовался:

«Вы знаете, как по-японски звучит «любовь»? – «Ай». И вот теперь попробуйте расшифровать известные строчки нашего великого поэта…

Поэтому всем творческих высот и «ай»! Потому что без «ай» не будет хороших стихов!».

 

Россия, поэзия

Впрочем, сводить всё к некоему обаянию места или даже к поэтическому уровню участников фестиваля было был слишком поспешным и неполным. «Словенское поле» своей востребованностью и любовью показало в очередной раз, что от поэзии, тем более в России, отмахиваться нельзя.

Поэзия в России всегда больше, чем поэзия. В отличие от поэтов, которых Евгений Евтушенко торопливо поменял местами с поэзией.

Хотя от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Это вам даже Анна Махно (не псевдоним! – А.К.) скажет, ученица Великолукской гимназии, ещё одна из великолукских участниц «Словенского поля – 2016».

 

Комментарии