ФОРУМ / Игорь ТЮЛЕНЕВ. «ВЕЖЛИВЫМ БЫВАЕТ И ПАЛАЧ…». О пьесе Мартина МакДонаха в Пермском театре «У Моста»
Игорь ТЮЛЕНЕВ

Игорь ТЮЛЕНЕВ. «ВЕЖЛИВЫМ БЫВАЕТ И ПАЛАЧ…». О пьесе Мартина МакДонаха в Пермском театре «У Моста»

23.11.2016
1380
0

 

Игорь ТЮЛЕНЕВ 

«ВЕЖЛИВЫМ БЫВАЕТ И ПАЛАЧ…»

О пьесе Мартина МакДонаха в Пермском театре «У Моста»

 

 

Эти слова выдающегося полководца – Александра Суворова, который за свой трагический век повидал немало палачей, крови и людских страданий!

Слова генералиссимуса я вспомнил, посмотрев пьесу ирландского драматурга Мартина МакДонаха в популярном Пермском театре «У Моста». Спектакль поставил талантливейший наш режиссер, но уже с мировым именем – Сергей Федотов! Первая премьера «Палачей» прошла недавно в Лондоне, а нынче мировая премьера состоялась на сцене театра «У Моста» в Перми.

На театральной сцене было показано титаническое противостояние двух палачей Британии в момент отмены смертной казни. А когда отменяют смертную казнь, что остаётся делать уважающим свою профессию палачам? Правильно, открывать пабы и наливать пиво и эль потенциальным, но не состоявшимся (к сожалению палачей) жертвам жизненных обстоятельств…

Два палача-конкурента: гордо-тупой не без провинциальной спеси Гарри (повесивший 233 человека) и «классик жанра» популярный, но уже дряхлый палач – Альберт Пиррпойнт. У него неподалёку тоже открыт свой паб. Причём эти слуги английской королевы, не выдуманные персонажи, а реальные британские палачи…

Палачи в пьесе МакДонаха мне показались обычными людьми со своими страхами, хитростью, тупостью и изредка видимыми проблесками доброты! Ведь на протяжении всей пьесы их гнетёт и гложет случай, когда они повесили не виновного в убийстве автоугонщика. Палачи успокаивают себя, что это не было судебной ошибкой. Британское правосудие не может ошибиться… Видимо и такие переживания бывают у профессиональных палачей.

Сказать, что актёры в этом спектакле играют хорошо, это ничего не сказать. Они играют прекрасно! Это нужно смотреть! Лишь добавлю, что очень мощно сыграна роль палача Гарри актёром Владимиром Ильиным, за что ему, как говорят молодые, а их на спектакле было большинство, – респект и уважуха!

Пару слов об оформлении сцены. Никакой ныне модной в либеральных кругах инсталляции – на сцене настоящий английский паб. И пиво… тоже настоящее, которое, как я подозреваю, актёры, репетируя эту пьесу, выдули не один бочонок? Английское пиво я уже узнаю по запаху. Неподалёку от театра «У Моста» находится настоящий английский паб «Сержант Пеппер», куда мы с моим товарищем Юрой заходим частенько, чтобы выпить пинту другую шотландского пива (МакКалумс Стаут) и запить английским элем (Эббот Эль), завершая рабочий день. Я даже и стихи написал по этому случаю:

АНГЛИЙСКИЙ ПАБ

Две пинты аглицкого пива

Я в пабе выхлебал вчера.

А паб сей втиснулся красиво

Напротив моего двора!

Там королева Лизавета

Глядит со стенки в твой бокал.

Бренчат «Битлы». Я фото это

На память о Битлах не взял.

Зачем чужие музыканты,

Повешенные на стене?

Свои в России есть таланты,

Что нравятся тебе и мне.

А верить Англии опасно,

Она всегда кидала нас…

Известно нам её коварство,

И Темза тайны не отдаст.

Ну, кто за горы и за реки

Готов тащить её сюда?

Мы можем из варягов в греки,

Но в англосаксы – никогда!

Играй нерусская гитара.

Пьют пиво русские в тоске.

И словно кружка золотая –

Бренчит корона на башке.

 

Добавлю, что в спектакле много чёрного юмора – ведь это ирландская комедия, как считает ирландский драматург. Можно с ним соглашаться или нет, но юмор висельников очень своеобразный… И не зря один английский репортёр назвал пьесу Мартина МакДонаха «Палачи» – « самой чёрной комедией жанра». В конце спектакля, как в хорошей поэзии, присутствует эффект неожиданности!

Полностью я вам сюжет раскрывать не буду, ибо в ближайшее время этот спектакль можно будет увидеть в Москве и в Санкт-Петербурге, куда отправится с гастролями театр «У Моста».

Артистам зрители аплодировали стоя, и я в том числе! Вызывали несколько раз на поклон. Я бы эти аплодисменты назвал, как в старые добрые времена, «бурные аплодисменты, переходящие в овацию». Ибо заслужили! Жаль, что режиссёр театра Сергей Федотов постеснялся выйти на сцену. А ведь он Главный полководец этого театрального Успеха!

Пару слов и о режиссёре. Мне приятно, что он первые шаги сделал на моей родине в Нытве. Там создал молодёжную театральную студию. Она и стала прообразом театра «У Моста». «Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние», – говорил когда-то о творческом вдохновении Александр Сергеевич Пушкин.

Творчество талантливого режиссёра Сергея Федотова несёт на себе отпечаток нашего безвременья, эпохи трагических перемен. И это неизбежная закономерность: именно творческая личность соединяет в себе все трагические разломы, ощущает и осмысливает раскалывающийся мир цельным, единым, подчинённым Божьей Воле... Но в то же самое время, каким бы трагическим оно ни было, всё же самым ярким периодом жизни остаётся молодость! Когда душа, набравшись сил, встаёт на крыло, когда закладываются зёрна будущей судьбы, будущей мудрости, чтоб это всё воплотить позже в будущих театральных постановках. Жизнь и деятельность так же тесно соединены между собой, как пламя и свет. Что пылает – то и светит!

Сергей Федотов принадлежит поколению, рождённому в шестидесятых. Этому поколению достались счастливое позднесоветское детство, юность в нарастающей тревоге восьмидесятых и, наконец, обретение духовного совершеннолетия в момент трагического слома эпохи – испытание на крепость духа и обретение веры.

А завершу заметку словами прекрасной русской актрисы Татьяны Дорониной: «Любите ли вы театр, как люблю его я!». Спасибо Сергею Федотову за то, что я полюбил театр – его театр «У Моста»!

 

Комментарии